Файл: Анализ влияния эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
Эмоции и чувства появляются в процессе взаимодействия людей с внешним миром. Эмоции и чувства - это разные переживания человека, в которых отражаются жизненные отношения с миром и отношения с другими людьми. Своеобразие отражения состоит в том, что и как в переживаниях отражается. Эмоции и чувства представляют некий процесс, который идет во времени, и в то же время это психическое состояние. Соответственно эмоции и чувства имеют большое значение в жизни человека.
Вывод по главе.
В экспериментах с влиянием экзаменационного стресса на понимание зрительных образов была установлена повышенная уязвимость людей, диагностированных посредством психологических опросников в качестве интровертов с высокой степенью тревоги, в сравнении с представителями других исследовательских групп, не обнаруживших реальных различий в качестве выполняемой деятельности. Однако деятельность ухудшалась и при уменьшении активации и исчезновении ее эмоциональной окраски, что наблюдалось в условиях монотонии.
При снижении уровня активации ниже некого оптимума, когда состояние оператора теряет эмоциональную окраску, а его деятельность становится монотонной, наблюдается, прямо противоположная реакция на ту, которую было видно в условиях эмоционального стресса. «Ложных тревог» нет, и количество пропущенных важных сигналов постепенно увеличивалось. Нетрудно представить, к каким последствиям это может привести, если это не участник эксперимента, а оператор, управляющий сложнейшей системой. Полученные исследователями экспериментальные факты показывают, что в случае, когда эмоциональное напряжение соединяется с мотивацией, посторонней для исполняемой оператором работы, это напряжение не носит однозначно дезорганизующего влияния. Определенная небольшая степень эмоционального напряжения может повысить эффективность деятельности и снизить количество допускаемых оператором ошибок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме курсовой работы позволяет сделать вывод, эмоции – это психическое отражение в форме переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, которое обусловлено отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Как раз посредством эмоций организм оказывается хорошо приспособленным к окружающим условиям, потому, что он, даже не определяя форму, тип, способы и другие параметры воздействия, может быстро отреагировать на них неким эмоциональным состоянием, сведя его к общему биологическому знаменателю, другими словами определить, полезно или вредно подобное воздействие.
Эмоции появляются как ответ на ключевые для удовлетворения потребности в предметах. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций проявляют эмоциональный тон ощущений. Они говорят о встрече организма со значимым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, проявляющиеся как результат отражения их прямой связи с актуализированными потребностями. Влияние эмоций на деятельность человека может значительно повышать ее эффективность. За этот процесс отвечают различные эмоции. Воздействие эмоций оказывается не просто на интеллектуальную сферу, но и на остальные области работы и жизни. Эмоции влияют на людей разными путями. Одна и та же эмоция по-разному переживается разными людьми, а также одним человеком в различных ситуациях. Эмоции могут влиять на все системы человека.
В экспериментах с влиянием экзаменационного стресса на понимание зрительных образов была установлена повышенная уязвимость людей, диагностированных посредством психологических опросников в качестве интровертов с высокой степенью тревоги, в сравнении с представителями других исследовательских групп, не обнаруживших реальных различий в качестве выполняемой деятельности. Однако деятельность ухудшалась и при уменьшении активации и исчезновении ее эмоциональной окраски, что наблюдалось в условиях монотонии. При снижении уровня активации ниже некого оптимума, когда состояние оператора теряет эмоциональную окраску, а его деятельность становится монотонной, наблюдается, прямо противоположная реакция на ту, которую было видно в условиях эмоционального стресса. «Ложных тревог» нет, и количество пропущенных важных сигналов постепенно увеличивалось. Нетрудно представить, к каким последствиям это может привести, если это не участник эксперимента, а оператор, управляющий сложнейшей системой.
Полученные исследователями экспериментальные факты показывают, что в случае, когда эмоциональное напряжение соединяется с мотивацией, посторонней для исполняемой оператором работы, это напряжение не носит однозначно негативного влияния. Определенная небольшая степень эмоционального напряжения может повысить эффективность деятельности и снизить количество допускаемых оператором ошибок.
Положительное влияние эмоций проявляется в случае, когда эти эмоции появляются на основе потребности, мотивирующей эту деятельность оператора, и с ней связаны. Как раз здесь мы видим адаптивно-компенсаторную функцию положительных эмоций, которая осуществляется посредством влияние на потребность, инициирующую поведение. В сложной ситуации с малой вероятностью решения задачи даже небольшой успех рождает положительную эмоцию воодушевления, усиливающую потребность завершению задачи по правилу.
Таким образом, эмоции и чувства появляются в процессе взаимодействия людей с внешним миром. Эмоции и чувства представляют некий процесс, который идет во времени, и в то же время это психическое состояние. Соответственно эмоции и чувства имеют большое значение в жизни человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Андреева Г. М. Социальная психология. - М. 2010.
- Аристова И. Л. Общая психология: Мотивация, эмоции, воля. - Владивосток, 2003.- 105 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
- Ежева Н.Н. Рабочая книга практического психолога - М.: Издательство: Феникс Психологический практикум 2007 г.
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности Организационная психология.- М., 2010.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования, Высшее образование сегодня, 2009 г. - № 5.
- Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992.
- Ильин Е. П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. - 2008. - № 6.
- Ильин Е.П. Успешность деятельности компенсации и компенсаторные отношения между способностями // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 2001.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб: Питер, 2001.-752с.
- Каменская Е.Н. Основы психологии. Курс лекций.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003.- 324 с.
- Кабаченко Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами. Уч. пособие. - СПб., 2003.
- Климов Е.А. Психология профессионала. Избр. психологические труды. - М., 2006.
- Машков В.Н. Психология управления.- М., 2012.
- Морозов А.В. Деловая психология. - СПб. 2010.
- Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. - М., 2001.
- Ньюстром Дж. В. Организационное поведение / Дж.В. Ньюстром, К. Дэвис; пер. англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб. : Питер, 2000. - 447 с.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. - СПб., 2001.
- Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2004. - 335 с.
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М., 2007.
- Самоукина Н.В. Управление персоналом. - М., 2006.
- Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями.- СПб., 2010.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: 2002.
- Чошанов, М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М. : Нар. образование, 2004. - 157 с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. -М.: Логос, 2002.- 156 с.