Файл: Анализ влияния эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
Третий принцип. Чем выше эмоциональное напряжение, тем хуже человек делает выбор. Очаги возбуждения наращивают силу, они начинают превалировать над памятью. Человек перестает находить правильные решения. Интенсивные эмоции приводят к игнорированию контраргументов. Человек считает себя правым.
Четвертый принцип. Этот принцип подобен правилу движения по реверсивной полосе. Есть две группы эмоций. Первая – положительные эмоции человека - стенические. К ним относят, как мы указали выше те чувства, которые положительно влияют на организм - восхищение, радость, удивление. Другая группа – это пассивные эмоции астенические. Скука, апатия, стыд. Они отрицательно влияют на жизненные процессы организма человека. Обе группы эмоций работают по принципу одностороннего движения [17].
Правило одностороннего движения работает в случае однозначных эмоций. Однако у этого правила есть и исключения. Тем не менее, 90% однозначных эмоций либо снижают человеческий потенциал, либо увеличивают его.
Хотя влияние эмоций на деятельность человека не настолько простое. Есть также неоднозначные эмоции, которые и выступают в качестве полос с реверсивным движением. Они обладают разной направленностью, от которой зависит влияние на организм благоприятное или отрицательное.
Что бы понять принцип работы рассмотрим эмоцию гнева. Если гнев применяется в качестве психологического влияния на окружение, то продуктивность работы группы и ее баланс разрушаются. Изменяются эмоции и поведение человека в группе. Так же гнев может активизировать внутреннюю силу человека, что повышает эффективность его работы.
Гнев оказывает позитивное воздействие на конфликтные ситуации, когда они развиваются замедленно. Он активизирует появление разногласий, которые ранее не проявлялись, не были раскрыты. Гнев обостряет конфликты, ведет к их разрешению. Соответственно эмоции человека распределяются по следующим группам:
- однозначные эмоции, положительно влияющие на деятельность;
- однозначные эмоции, негативно влияющие на деятельность;
- неоднозначные эмоции, двойственно влияющие в зависимости от их направленности [15].
1.2 Влияние эмоций на деятельность человека
Влияние эмоций на деятельность человека может значительно повышать ее эффективность. За этот процесс отвечают различные эмоции. Воздействие эмоций оказывается не просто на интеллектуальную сферу, но и на остальные области работы и жизни. В группу эмоций, положительно влияющих на деятельности, относят:
1. Принятие. С чувства принятия начинается доверие. Доверие отражается на защищенности и вере в людей, мнения или ситуацию. При наличии доверия мы полагаемся на других людей, избавляем себя от необходимости контроля, от изучения лишних вопросов.
2. Доверие. Доверие выступает причиной возникновения многих эмоций, некоторые из них полярные. Так, доверие может активизировать и любовь, и ненависть. А может стать причиной появления различных состояний – и гармонии, и стресса. Атмосфера доверия благоприятная, хотя само по себе это чувство не является мотивацией. Часто начало работы над многими задачами и проектами начинается с принятия и доверия. Они прибывают рядом с эффективностью деятельности. Низкое доверие, низкая эффективность. Доверие определяет внутреннюю атмосферу в любой рабочей группе. Отмечается положительное влияние эмоций доверия на деятельность человека [21].
3. Ожидание. Ожидание соединяется с представлениями человека о результате его деятельности. Оно появляется еще до того, как появился результат, выражает эмоцию предвосхищения. Ожидание обладает большой силой, большей, чем принятие и доверие. Оно стимулирует работу людей, готовых к выполнению работы, которая будет нацелена на достижение желаемого результата.
4. Радость. Эта позитивная эмоция вызывает чувство удовлетворения и активности. Она возникает достаточно стремительно, часто на границе по силе с аффектом. Люди ощущают радость, когда получают долгожданный или приятный подарок, новость и тому подобное. Творчество связано с радостью и с любопытством. Эти эмоции в союзе настраивают людей на конструктивный и продуктивный творческий процесс. Даже когда радость не имеет непосредственного отношения к рабочему процессу, положительное влияние данной эмоции распространяется на деятельность, увеличивает ее эффективность. Радость – это большой стимул, большее по силе только удивление [20].
5. Удивление. Эта эмоция вызывается сильным впечатлением от необычного или непонятного предмета или события. Как правило, удивление называют эмоцией, которая отвечает за очищение каналов, потому, что именно оно подготавливает нервные пути к активности, очищая их. С помощью удивления человек выделяет и отмечает что-то новое и необычное для себя. Он отличает старое от нового, активизирует внимание к необычной ситуации, заставляет анализировать ее. Так повышается продуктивность умственной деятельности, мозг человека стремится полностью исследовать явление или событие, которое привело к возникновению в нем удивления [23].
5. Восхищение. Восхищение возникает на короткий промежуток времени. Часто это чувство путают с восторгом. Отличие состоит в направленности – восхищение возникает к конкретному человеку или предмету. Из всех приведенных выше эмоций восхищение самая сильная эмоция. Она значительно влияет на активность и деятельность, направляет работать на получение результата. Когда человек чувствует восхищение, это говорит о том, что он видит положительное качество. Так подчиненные следят за ведением результативных переговоров, они стремятся достичь тех же высот, которых демонстрирует их руководитель. Когда задача восхищает его исполнителей, то растет их ответственность за результат. А когда восхищение идет вместе с интересом, то этот союз уже становится верным показателем успеха дела.
Поняв, как эмоции влияют на деятельность и жизнь людей в целом, нужно учиться их контролировать. Развитие эмоционального интеллекта – это один из этапов в построения внутренней гармонии и значительный шаг на пути к успеху в работе.
Таким образом, можно сказать, что эмоции влияют на людей разными путями. Одна и та же эмоция по-разному переживается разными людьми, а также одним человеком в различных ситуациях. Эмоции могут влиять на все системы человека.
Эмоции и восприятие. Обнаружено, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, существенно влияют на восприятие. Человек радующийся воспринимает мир с оптимизмом. Тот, кто страдает, находится в подавленном состоянии, принимает замечания других как критические [25].
Эмоции и познавательные процессы. Эмоции влияют на память, мышление и воображение людей. Эффект «суженого зрения» восприятия имеет аналог в познавательной сфере. Человеку в тревоге сложно оценить все решения. В разгневанности у людей появляются только раздраженные мнения. В состоянии высокого интереса или возбуждения некоторые люди бывают так увлечены, что не могут обучаться и работать.
Эмоции и действия. Эмоции или комплексы эмоций, которые испытывают люди в определенное время, влияют на их деятельность. Когда они реально заинтересованы в задаче, то имеют желание решить ее. Чувствуя отвращение к какой-либо деятельности, они пытаются избежать ее [12].
Эмоции и сознание. Слова о том, что эмоция может рассматриваться как отдельное или специфическое состояние сознания, не является новым. Английский ученый Г. Спенсер говорил о «центральных» эмоциях так: «Центральные» эмоции - их начало и конец во времени не определены и не имеют точной локализации в пространстве. Они не ограничены предыдущими и следующими состояниями сознания с заданной определенностью, и нет границ между ними и существующими с ними состояниями сознания.
Идеи Спенсера не имели значительного влияния на его современников и только в начале 60-х годов XX века переменными состояниями сознания стали интересоваться многие ученые, не принимая эмоции как переменные состояния сознания, они, тем не менее, часто включали в своих описаниях определенные эмоции [11].
Эмоциональные состояния и в обычной жизни, как правило, рассматриваются как переменные состояния, а точнее, как особые состояния сознания. Человек, который совершивший некую неуместность, объясняет свое поведение словами: «я не понимаю, как я потерял самообладание».
Человек, который пережил сильные эмоции, понимает, что эмоциональное переживание - это неспецифическое состояние сознания. Идея разных состояний сознания известна еще с античных времен. В середине XIX века биологи доказали, что полушария головного мозга контролирует отдельные сферы сознания. Распределение полушарий создает две отдельные сферы сознания в одном черепе, одного организма. Р. Бэкон установил два пути присвоения знаний: через доказательность и через опыт. Способ, который считается основным в мышлении, описывается как логический и рациональный. Второй способ - как познание интуитивное или «рецептивное» [10].
Особые состояния сознания, возникающие благодаря интересу, радости или в их комбинации, направляют интуитивное познание. Определенные эмоциональные состояния включают аналитические, критические, логичные, рациональные процессы. Следовательно, эмоция как процесс все время взаимодействует с процессами, характеризующими другие состояния сознания, связи между эмоциями и разумом многочисленны.
Вывод по главе.
Эмоции – это психическое отражение в форме переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, которое обусловлено отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Как раз посредством эмоций организм оказывается хорошо приспособленным к окружающим условиям, потому, что он, даже не определяя форму, тип, способы и другие параметры воздействия, может быстро отреагировать на них неким эмоциональным состоянием, сведя его к общему биологическому знаменателю, другими словами определить, полезно или вредно подобное воздействие.
Эмоции появляются как ответ на ключевые для удовлетворения потребности в предметах. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций проявляют эмоциональный тон ощущений. Они говорят о встрече организма со значимым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, проявляющиеся как результат отражения их прямой связи с актуализированными потребностями. Влияние эмоций на деятельность человека может значительно повышать ее эффективность. За этот процесс отвечают различные эмоции. Воздействие эмоций оказывается не просто на интеллектуальную сферу, но и на остальные области работы и жизни. Эмоции влияют на людей разными путями. Одна и та же эмоция по-разному переживается разными людьми, а также одним человеком в различных ситуациях. Эмоции могут влиять на все системы человека.
Глава 2. Особенности выполнения компьютеризированных профессиональных задач
2.1 Компьютеризированные профессиональные задачи
Термин задача используется психологами часто, как и «действие». С давних пор исследователи спорят, какое же понятие лучше брать в качестве единицы анализа - действие или задачу.
Время в определении задачи исполняет важную роль: задача задана. Задача ориентирует человека на будущее исполнение.
Человек получает задание от другого значимого лица - и в этом социальный характер задачи. Значимость другого лица определяется тем, что он, может дать задание, которое работник обязан выслушать со вниманием. Принятие задания предполагается еще до выдачи задачи, или происходит во время его получения. Контроль над исполнением, проверка результатов, обсуждение итогов - все это социальные процессы, в которые включаются коллеги.
Задача дается в вербальной форме, на технологическом или естественном языке. Формулировка на технологическом языке соединяется с неформальным толкованием на простом языке. Формулировка задачи оговаривает цель, какими средствами она должна быть достигнута, в какие сроки решена и с какой точностью. Смысл задачи определяется по вербальной формулировке [25].
Смысл задачи отмечается в форме глаголов. Задача состоит из общей формулировки и детальной, где точно оговаривается, каким путем нужно прийти к требуемому результату. Все ступени данного пути также обозначаются глаголами. В формулировке задачи есть указания на пространственные и временные ограничения, которые нужно соблюдать работнику в ходе выполнения задачи. Продумывание исполнения и оценка трудности задачи работнику предоставляются в плане исполнения.
Следует отметить существенное отличие практической задачи от лабораторной или познавательной. Практическая задача выполняется с риском для исполнителя, считается, что исполнитель знает об ответственности, и переживает ее эмоционально, ошибки в практической задаче вызывают чувство вины. Выполнение задач в лаборатории базируется на договоре между экспериментатором и испытуемым, когда экспериментатор обеспечивает испытуемому безопасность участия.
Групповое решение компьютеризированных задач в операторском труде. Принятие задачи группой имеет определенные особенности. В процессе такого принятия обсуждение идет интенсивно. Рассматриваются все условия выполнения задачи - цена, план, роли. Члены группы оговаривают все, что связано с действием: коммуникацию, временные и пространственные точки координации. В процессе исполнения формулировка задачи становится точкой отсчета, критерием, который разрешает судить о приближении к завершению задачи. Задача и исполнение отличаются. Функция контроля берется одним из членов, как правило, руководителем. При разборе исполнения при оценке провалов в отдельных частях проводятся поиски виновного. Это становится поводом для споров.