Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
Половое развитие также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При проблемах связанных с половым развитием появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.
Возникновение конфликтного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У молодых специалистов отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство профессиональной зрелости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении молодого специалиста с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.
Это может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Среди поведенческих нарушений могут быть следующие: гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях с руководителями не чувствуют дистанции, коллеги их не любят, отказываются с ними сотрудничать. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка.
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.
Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с коллегами, либо клиентами. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со коллегами проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с персоналом. По отношению к руководителям проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно конфликтный сотрудник одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия.
Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных сотрудников. Часто они входят в группу асоциальных сотрудников. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.
Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.
Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов работы, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над слабыми, вымогания денег. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция. Причины социальные - недостатки развития характера. У 30%-80% делинквентных сотрудников - неполная семья, 70% конфликтных сотрудников - с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты.
Алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение) так же может быть причиной конфликтов в коллективе. Бытовое пьянство. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление молодого специалиста, склонного к конфликтам, найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков.
Девиации сексуального поведения. У конфликтных молодых сотрудников недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены молодые люди с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у молодых людей зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами.
По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии.
Подведя итог, нет смысла скрывать то, что конфликтное поведение само по себе остаётся до конца не изученным сложным процессом. Процесс отклонения от несуществующих норм зависит от принятых в обществе ценностей и регулируемых поведение механизмов. Отклоняется от нормы как желание выражать протест, негативизм, либо отклонятся вследствии незрелости сознательных механизмов. Ответ неоднозначен. Если это негативизм, значит он необходим для удовлетворения «Я», если это незрелость молодого специалиста нуждается в поддержки и определённых условиях способствующих созреванию профессиональной Я-концепции. А на этом пути зачастую и совершаются самые страшные ошибки. Оценивать ситуациюи правильно прогнозировать последствие своих действий, также является существенной характеристикой лежащей в основе девиантности. Сплетение социокультурных, психологических и биологических факторов обозначают специфику появления того или иного типа девиации (Туляганова Т, Камалетдинова З.Ф).
Остановимся на раскрытие причин способствующих развитию отклонений в поведении и формировании склонностей к противоправным действиям. Большое значение в формировании отклонений в поведение играют не только психологические факторы, но прежде всего и социальные также например как структура семьи, взаимодействие поколений.
Противоправные действия, как целостный объект, существует лишь в рамках формально-юридического подхода, который относит к преступлениям любое деяние, за которое уголовным законодательством предусмотрено наказание. Деяний таких может не существовать в природе, они могут восприниматься большинством населения как нормальные или социально одобряемые, рассматриваться то как криминальное, то как правопослушное поведение (например, при изменении законодательства или при переезде в другую страну) и т.п.
Юристы склонны расматривать противоправные действия, как совокупность некоторых крайних форм конфликтного поведения. Целостность и определенность, которые присущи отдельным формам девиантного поведения (наркомания, алкоголизм и т.п.), здесь также отсутствуют. Но в основе проявления крайних форм конфликтного поведения довольно часто лежит низкая степень социализированности того или иного человека, разрушенность или угнетенность “первичных ценностных систем”, которые служат ориентирами поведения. Так как проблема является социальной рассматриваемым некоторые социологические исследования с социологической позиции.
По концепции Чарльза Кули, общепризнанной в современной социологии, основными силами, задействованными в процессе социализации, являются группы родства, соседства и ровесников, окружающих индивида с раннего детства. Основное назначение социализации — формирование в человеке “человеческой природы”, выражающейся, по Кули, в симпатии, т.е. чувствах любви, уважения, сочувствия к окружающим людям.
Азбуку и грамматику социального поведения невозможно объяснить, преподать, как таблицу умножения или физический закон. Знания сами по себе не делают личности. Воспитание вообще не может осуществляться вне системы личностных, неформальных, доверительных отношений. Именно эти отношения поддерживают человека, воспитывают его и перевоспитывают, адаптируют к тем или иным условиям, формируют в нем установки и ценности. Для детей эти отношения необычайно важны и даже судьбоносны.
Процесс формирования первичных ценностных систем — вещь совершенно таинственная.
По мнению ряда социальных исследований урбанизация и изменения структуры сами становятся причиной негативного формирования системы ценностей молодёжи. Группы родства и соседства при этом практически перестают участвовать в процессе социализации. Группы ровесников трансформируются и меняют свой контекст. При переходе от территориальной общности к городским поселениям и агломерациям они становятся менее устойчивыми, более “плоскими” в возрастном смысле и перестают достигать того консенсуса внутри себя и с окружающей социальной средой, который был характерен для них в прошлом.
Социологические исследования, тесты показывают, что и после 30 лет люди так и не научились владеть собой, своими чувствами и импульсами. Их системы ценностей весьма расплывчаты. А это влияет на целеустремленность и трудоспособность. Поэтому, и в таком довольно зрелом возрасте человек совершенно не умеет построить свои отношения с другими людьми, в особенности, отношения устойчивые, ответственные, в частности, интимные, семейно-родственные, а также деловые. Все это приводит в конечном итоге к тому, что даже люди, избежавшие острых конфликтов с правосудием и общественной моралью, многое теряют в жизни.
Но это — в лучшем случае, а в худшем они попадают в систему, где их начинают “исправлять” посредством угроз и подачек, что ломает и без того хрупкую моральную конструкцию формирующейся личности.
Угнетенность первичных ценностных систем, даже если жизнь человека складывается внешне вполне благополучно, в конце концов, приводит к разрушительным последствиям для личности. Он вянет, тоскует, впадает в депрессию. Иногда его начинают лечить таблетками. Но чаще в таких случаях он сам лечится алкоголем. От бессмысленности жизни.
Средства массовой коммуникации в процессе социализации играют двойственную роль. Они выполняют ряд положительных функций, обращаясь, например, к чувствам человека и пытаясь внушить ему уважение к ценностям и принципам морали через демонстрацию образцов непосредственного действия и живых людей, которые эти принципы воплощают в жизнь. Но одновременно они, стремясь восполнить недостаток человеческого общения, создают его суррогат — иллюзию приобщения к чему-то важному, к каким-то социальным группам. Мы живем в предельно неустойчивом времени, когда необходимо продираться сквозь непроходимые джунгли проблем. Да, проблемы эти существуют и представляют опасность, угрозу для будущего.
Нарушение процесса социализации затрудняет у молодого человека формирование личностных качеств и мировоззрения в целом.
Это прежде всего несформированность механизмов внутреннего контроля личности (контроля в ситуации действия и на этапе построения целеполагания, сверх-эго контроля и т.п.). Преобладание же внешних механизмов контроля над внутренними порождает неуверенность в себе, внутреннюю неудовлетворенность собой, приводит к росту напряженности и тревожности.
Замедленная социализация эмоциональной сферы индивида, оформление ее установками, основанными на социальных ценностях общения с другими людьми: любви, привязанности, сопереживания и т.д делает ее более опасной (по мере физического взросления несоциализированных индивидов). Сдвиг общего процесса социализации в информацию (накопление знаний по самым разнообразным предметам) “отнимает место” у эмоционального развития, чем препятствует формированию чувств (того, что у Кули называлось “симпатиями”, составляющими “человеческую природу”).
Отмечается отсутствие таких качеств, как альтруизм, желание помочь другому (кроме описанной выше группы “романтиков”, для которых эти принципы поведения — средство выделиться, проявить себя, завоевать авторитет и лидерство). “Обращенность на себя”, обида на окружающих за то, что они не сочувствуют и не помогают ему, способствуют развитию враждебности и предубежденности по отношению ко всему миру.