Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной проблемы: Забота о подрастающем поколении, стремление воспитать здорового, духовно-богатого, всесторонне развитого человека – это задача, стоящая перед нашим государством. Эти стратегические задачи сконцентрированы в различных реформах. Их реализация предъявляет высокие требования к специалистам, отвечающим за процесс воспитания и обучения подрастающего поколения. Проблема трудоустройства молодых специалистов сложная общественная задача, требующая своевременного решения.

Молодой специалист представляет интерес изучения не только для специалистов средне специальной и высшей школы, но и для руководителей различных ведомств и подразделений. Так как новый период в жизни молодежи, как правило, обостряет все проблемы, как явные, так и скрытые. На этом этапе развития кризис юношеского периода зависит не столько от созревания организма, сколько от особенностей «социализации» молодого специалиста в обществе. Само понятие «социализация» предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определённых социальных норм, приобретении профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного становления зрело личности профессионала, одним из показателей которой является социальная активность.

Под профессиональной активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявление в творчестве, волевых актах, общении.

Социальная активность молодых специалистов направлена на решение следующих важных задач включения в новую систему отношений и общения с коллегами, удовлетворение потребности в самоутверждении, уточнение и развитие представлений о самом себе – активным формированием образа профессионального «Я», чувство профессиональной ответственности, перестройка самосознания, потребность в самосовершенствовании (в самовоспитании и самообразовании). В этот период повышается биологическая активность, что выражается в бурной нейроэндокринной перестройке организма, половом созревании, повышенной утомляемости, неуравновешенности состояния центральной нервной системы, т.е. нервные центры, функционируют с преобладанием возбуждения над торможением. Из вышеописанного следует, что этот возраст является возрастом развития социальной активности и возрастом становления саморегулятивных процессов личности, т.к. молодой специалист учится управлять своей биологической активностью и строить отношения с социумом. Это сказывается на адаптации к физическим и умственным нагрузкам, а также на процесс социализации в целом.Под адаптацией нами понимается процесс превращения объективных общественных форм и условий жизнедеятельности личности в продуктивные, индивидуальные, качественно своеобразные способы её организации. В случае неуспешного решения задач возникает дезадаптивность и все вытекающие из неё последствия: неприятие себя, других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, конфликты с коллегами, замыкание в себе, снижение профессиональной активности, невозможность удовлетворения ведущих потребностей (возрастных), трудности в формировании Я – концепции, снижение мотивации, развитие отклонений в поведении. Это становиться основой для формирования склонностей к противоправному поведению.


Целью нашего исследования является изучение и выявление особенностей мотивационной сферы молодых специалистов, склонных к конфликтам в коллективе.

Задачи:

  1. Исследовать теоретические аспекты проблемы.
  2. Разработать экспериментальную модель исследования.
  3. Выявить психологические особенности мотивации молодых специалистов склонных к конфликтам.
  4. Выявить и обосновать данные о мотивационной сферы молодых специалистов, склонных к конфликтам.

Методы и методики исследования:

  1. Беседа с молодыми специалистами при приеме на работу и после года работы.
  2. Наблюдение за поведением молодых специалистов.
  3. Методика изучения морального развития (по Колбергу Л.)
  4. Рисуночный тест для выявления фрустрационных реакций Розенцвейга, с целью выявления особенностей типа реагирования испытуемых во фрустрационных ситуациях.
  5. методика «Конструктивность мотивации» с целью выявления направленности активности мотивации и стиля действия в конфликтной ситуации.

Объект: молодые специалисты сфера мотивации и причин конфликтов

Предмет: Мотивационно - потребностная сфера, молодых специалистов склонных к конфликтам в коллективе.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Психологическое изучение особенностей мотивационной сферы молодых специалистов, сложности и раскрытие причин способствующих развитию отклонений в поведение раскрывает возможности построения коррекции с целью преодоления текучести кадров и поиску эффективных способов управления персоналом.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что молодые специалисты, склонные к конфликтам в коллективе, возможно, имеют мотивировку своего поведения (высказывания, которые оправдывают действия и поступки) не совпадающую с истинными мотивами (потребностями, влечениями). Возможно наличие двойной морали;

Нравственная наличная тенденция не всегда реализуется в силу того, что отсутствует возможность удовлетворения потребностей в ситуации повышенного напряжения.

База экспериментального исследования: частное производственное предприятие, швейный цех. Молодые специалисты. Стаж работы менее трех лет. Средний возраст 20 лет. Женщины 30 испытуемых.


Глава 1 Теоретические аспекты развития мотивационной сферы в психологии изучения личности

1.1 Причины развития склонности к конфликтным действиям

Конфликтное поведение само по себе является объектом пристального внимание и изучения специалистов различных отраслей наук, психологии, юриспруденции, педагогики и даже медицины. Поиск и обозначение причин провоцирующих развития склонностей негативно отражающихся на социализации работников имеет первостепенное значение в деле разработки мер профилактики конфликтов в обществе. Общественное сознание направленно на исследование не только причин, но и поиск мер предотвращения формирования склонностей к противоправным действиям рабочей молодежи. Анализ имеющегося богатого эмпирического материала психологических, биологических и в более узком смысле патологических факторов показал следующее:

-Ответы на вопрос о том, «что провоцирует развитие конфликтов в трудовом коллективе?», нужно искать в – объективном раскрытии составляющих аспектов;

- Раскрытие механизмов конфликтного поведения;

-Анализ взаимовлияния социокультурных, психологических и биологических факторов.

Начнём с характеристики конфликтного возраста. Юношеский возраст само по себе критический и сложный во всех отношениях. Сложность заключается в том, что на фоне общего бурного психо - полового созревания имеется ярко выраженное отставание в развитие личностных образований, таких как морально-нравственные и ценностно ориентационные системы. Речь идёт не о знаниях морали, а скорее о способов их применения при оценке своего собственного поведения.

В юношеский период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность и формирование нравственных представлений и социальных установок.

Ошибки, допущенные в общение в коллективе, могут способствовать возникновению стойких психологических барьеров, изменяется отношение не только к конкретному человеку, допустившего бестактность но и по отношению к другим людям. Всё это приводит к прогулам классных занятий, общению с антисоциальными компаниями, хулиганству, издевательству над маленькими и слабыми, вымогательству, совершению домашних краж. Главной причиной является, конечно же социальные недостатки воспитания. Какое либо влияние в это поведения со стороны родителей или воспитателей отражаются на подростке, и он в ответ на наказание выдвигает свои, как ему кажется правильные действия.


- иногда это благоприятные действия

-иногда в страхе следующего наказания подросток совершает побег от собственных проблем, это должно насторожить родителей и учителей и делать следующие шаги более расчетливее.

Такого типа поведение нарушения нередко ставят в тупик не только, членов коллектива, но и опытных руководителей. В этих случаях может помочь душевная беседа и внимание к работнику самого руководителя. Отношения важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у работника в новых или стрессовых ситуациях, руководители могут обеспечить базисное чувство безопасности работника при взаимодействие с коллективом. Именно на начальном этапе становления карьеры одним из важнейших обязанностей окружающих является занятость сотрудника в том направлении, в котором он будет чувствовать себя как рыба в воде. И только при условии физическом развитие и правильной занятости времени работника, можно ждать от него в будущем современного здравомыслящего гражданина своего общество.

Психофизиологические особенности, осознанное определение себя в обществе; сознанная или мало осознанная, но, как правило, не совпадающая с общественными требованиями и нормами установка на маргинальную, отличную от общественного мнения позицию, основной лейтмотив которой: "Я" уникален и веду себя так, как хочу"; поиск своей социальной ниши, когда в связи с недостаточностью внутренних природно-психических сил, личностной незрелости, неопределенности своей концепции "Я" трудно быть самостоятельным, иметь "свое лицо", неприятие юношеской средой ценностей общества, в котором она внутренне существует, но основы жизни которой не хочет принимать; приспособление несовершеннолетних к "правилам жестких игр, в которые играют остальные члены коллектива".

Во всех этих позициях работник в новом коллективе его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматриваются через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность. В связи с этим необходимо рассмотреть базовые понятия, связанные с социальной ситуацией развития, особенностями социального функционирования молодого работника в основных сферах его жизнедеятельности: семья, работа, ближайшее окружение сверстников, его малый и большой социум. Социальные факторы в играют ведущую роль в особенностях становления молодого работника как личности, т.е. в характере его социализации в самом широком смысле этого понятия. Основная специфика влияния социально-психологических факторов состоит в воздействии на возрастное психофизическое и личностное психосоциальное развитие, которое может быть нарушено как в количественном, так и в качественном отношениях. Иными словами, отрицательные социально-психологические влияния могут играть роль факторов, вызывающих изменения личностного развития и сопутствующие ему соматические, психические расстройства, отклонения личностного созревания и связанные с ним поведенческие нарушения. Особое место занимает тяжелая социальная депривация, которая, как известно, может вызывать нарушение интеллектуальных, познавательных функций, т.е. стойкие задержки и дисгармоничность психического развития, включая диссоциальные расстройства.


В связи с отмеченными обстоятельствами понятие "социализации" является базовым понятием, которое определяет специфику анализа проблем, каких либо вопросов становления карьерного роста оно не касалось, а также понятием в призме которого рассматривается влияние большинства социальных воздействий.

Видно, что возрастные изменения во всех отношениях способствуют, при негативном соотношение биосоциальных факторов, развитию склонностей у человека к конфликтам.

Возникает вопрос: «Если сам, возраст таит в себе опасность изменения поведения, тогда почему не все руководители имеют отклонения в поведении и склонность к конфликтам в коллективе», Ответ на вопрос нужно искать в анализе собственно конфликтного поведения и причин его вызывающих.

Поведение некоторых людей обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют конфликтным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Оценивая себя человек констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих но поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Рослые убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые парни окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, “храбрость”, находиться на виду, и своими “достижениями” доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для конфликтного поведения.