Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По-видимому, в конфликтах работников некоторую роль играют создаваемые ими самими идеологии, позволяющие повысить свое значение хотя бы в собственных глазах. Эти “идеологии” могут со временем меняться, “приспосабливаясь” к веяниям времени. В частности, относительно самого распространенного человеческого нарушения — воровства и грабежа — можно выдвинуть гипотезу об “оправдывающей идеологии”, построенной на убеждении (искреннем или декларативном): “все воруют”, распределение благ происходит не “по труду” и не “по заслугам”, а в зависимости от умения воровать и поддерживать хорошие отношения с “кем нужно”. Нарушения процесса адаптации работников в коллективе как один из факторов.

На индивида обрушиваются потоки знаний о мире, людях, обществе и пр. Но не каждый человек способен выловить в этих потоках сведения о тех или иных системах ценностей и правилах морали, самостоятельно сформировать эмоциональное, ценностное отношение к ним.

Из вышесказанного следует актуальность изучения не только морально-ценностнной структуры личности, но и мотивационной. В своём исследование мы ставим целью выявить особенности мотивационной сферы при этом основной задачей является изучение морали и анализ выбора, который делают работники склонные к конфликтам в коллективе. Что движет ими, когда они осуществляют тот или иной выбор. Мотивировка своего и чужого поведения раскроет исследователям основные проблемы с которыми сталкиваются они.

В психологических исследованиях имеются сведения об особенностях мотивационной сферы. Анализ исследований поможет подойти к разработке экспериментальной модели выявления мотивационной сферы.

1.2. Психологическая характеристика мотивационной сферы молодых сотрудников склонных к конфликтам в коллективе


Мотивационная сфера молодых сотрудников склонных к конфликтам в коллективе склонных к конфликтным действиям была объектом ряда исследований, но остановимся на одном из них. Психологическая характеристика мотивационной сферы конфликтных молодых людей в исследовании Г.Г. Бочкарёвой (2004г). Характеризуя мотивационно-потребностную сферу конфликтных молодых людей сделала следующие выводы:
1. У них слабо выражены высшие потребности. У большинства из них потребности ограничены стремлением удовлетворить свои примитивные нужды. Следовательно, низкий уровень этического развития личности связан с бедностью их духовных запросов.

  1. Для значительной их части характерно отсутствие или слабость нравственных мотивов.
  2. В то же время у определенной части конфликтных молодых людей примитивные потребности находятся в сложном взаимодействии с нравственными тенденциями. Об этом свидетельствует их внутренняя неудовлетворенность собой, сознание своей вины (особенно перед матерью) и желание начать иную жизнь (учиться, работать. Особенно ярко различие выступало в их отношении к своей конфликтности. Одни из них стыдились своих прошлых поступков, смущались, когда об этом заходила речь. Чувствовалось, что эта тема им неприятна, и они остро переживают свою вину. Другие, напротив, легко, беспечно, со всеми подробностями рассказывали о своих неблаговидных поступках, не испытывая при этом ни малейшего смущения. Были и такие, которые не только не стеснялись говорить о своем преступном прошлом, но и бравировали им.

Бочкарёва Г.Г строит своё исследования основываясь на идеи Божович Л.Н. «По характеру переживания в известной мере можно судить о структуре мотивационной сферы человека». Так, например, наличие угрызений совести, по предположению Л. И. Божович, должно свидетельствовать о том, что у человека была потребность воздержаться от соответствующего безнравственного поступка, и неудовлетворение этой нравственной потребности вызвало отрицательные переживания, отраженные в сознании в виде раскаяния, угрызений совести и пр. Отсутствие таких раскаяний, наоборот, свидетельствует либо о чрезвычайной слабости нравственных побуждений, либо об их полном отсутствии. На этом основании Л. И. Божович высказывает предположение о существовании различных групп правонарушителей, у которых имеется разное соотношение антиобщественных наклонностей и нравственных стремлений. Если молодой человек совершивший бесчестный поступок, испытывает угрызения совести, то можно предположить, что его поступок был мотивирован сильной потребностью примитивного, общественно-отрицательного характера, которая победила противостоящее ей нравственное побуждение—воздержаться от бесчестного поведения. На основании вышеизложенного Бочкарёва Г.Г выделяет 3 группы конфликтности молодых людей:


1. «Раскаивающиеся», нравственная тенденция имела место, но оказалась нереализованной, это выразилось в чувстве неудовлетворенности собой. Доминировании в мотивационной сфере таких людей элементарных потребностей при имеющихся нравственных побуждениях. В первую группу вошли подростки, обнаружившие раскаяние в своем правонарушении. Для них характерны утверждение о недопустимости совершенного ими проступка и высказывания о том, что они постараются никогда больше этого не делать.

2. «Бесконфликтные», они не испытывают угрызений совести. Совершив преступление, они опасаются только наказания; если же преступление остается нераскрытым, они удовлетворены и — даже рады. Согласно мысли Л. И. Божович, можно предположить, что этим переживаниям в мотивационной сфере соответствует, с одной стороны, наличие достаточно настойчивых прими-тивных потребностей и стремлений, с другой — отсутствие нравственных побуждений, способных вступить в конфликт с первыми. У некоторых представителей этой группы общественно-отрицательные потребности могут быть и не очень сильно выраженными, но слабость нравственных тенденций, связанных с правонарушением, приводит их к антиобщественным поступкам, в которых они часто являются соучастниками.

3. «Циники», личности которые сознательно противопоставляют себя моральным требованиям общества. У них не только отсутствует конфликт между примитивными потребностями и моральными побуждениями, но их правонарушения находят поддержку в их антиморальных убеждениях. Сильно развитые антиобщественные потребности они удовлетворяют, следуя своей циничной «морали», которая позволяет им с легкостью идти на преступление. В мотивационной сфере «циников» также нет конфликта между моральными и примитивными потребностями, поэтому в каком-то смысле «циники» — это разновидность «бесконфликтных».

Тип «циников»:  Личности -«циники», в отличие от других типов, характеризуются не только слабостью нравственных мотивов, но и наличием аморальных убеждений. Это проявилось в их ответах на различные вопросы и в высказываниях по поводу различных ситуаций.

Этиология аффективных переживаний может быть понята в свете описанного в психологической литературе конфликта между уровнем притязаний и неуверенностью в себе. Такой конфликт, вовремя не снятый ни педагогами, ни родителями, углубляясь, может стать причиной конфликтных антиобщественных поступков. В этом случае для личности вызывающее поведение является выражением протеста против не удовлетворяющей его оценки со стороны окружающих, недовольства своим положением среди коллег, уродливой формой самоутверждения, поисками общественной позиции (хотя бы и отрицательной), способной удовлетворить его притязания.


Как показывают наблюдения и данные психологических исследований, этот внутренний источник отрицательного поведения личности (неудовлетворенные социальные потребности и своеобразный способ их удовлетворения) часто не распознается руководителями, а потому и не всегда учитывается ими при организации профессионального воздействия на этих работников. Подлинная причина антиобщественного поведения часто бывает не осознана и самим сотрудником. Вначале у него возникает недисциплинированное поведение, а затем, если вовремя не устранить вызывающую его причину, оно может стать и преступным. И то, и другое возникает в этих случаях в результате сложного внутреннего конфликта, сущность которого заключается в столкновении двух противоположных тенденций: стремления утвердить себя в своем собственном мнении и мнении товарищей, с одной стороны, и (часто неосознанного) переживания своей несостоятельности — с другой. Обычно это переживание является результатом постоянного неуспеха (как правило, будущие правонарушители плохо учатся), который порождает неверие в себя, потерю перспективы, нарушение нормальных взаимоотношений с окружающими. Не до конца осознанная неудовлетворенность своим положением в коллективе вызывает устойчивые отрицательные эмоциональные переживания, от которых молодой специалист стремится избавиться, добиваясь хотя бы кратковременного признания со стороны коллектива. Это приводит к желанию «показать себя», пусть даже с отрицательной стороны. В дальнейшем это перерастает в позицию противопоставления себя коллективу, а затем и обществу с его общественной моралью. Таким образом, если преступное поведение типичного «циника» мотивировано его аморальносгью и желанием удовлетворить свои гипертрофированные примитивные потребности, то антиобщественные поступки "аффективного" сотрудника диктуются в основном неудовлетворенными социальными потребностями. На данном этапе исследования мы еще не имели возможности дифференцировать нашу группу "циников"; пока мы высказываем только предположение о том, что в нее могли попасть и подростки, ставшие правонарушителями в результате аффективных переживаний.

Теоретическое исследования Бочкарёвой Г.Г даёт возможность раскрыть некоторые аспекты проблемы, вместе с тем, исследователь не обращает внимания на возрастной аспект не подвергает анализу возрастные данные. В основном не смотря на то, что исследования Бочкарёвой Г.Г современное в нём используются лишь методы беседы, сочинения, ответы на вопросы. Несмотря на это Бочкарёва получила достаточно богатый материал, подтверждающий факт индивидуальной природы мотивационной сферы и её неразрывность с морально нравственными ценностями регуляторами поведения. Такие позиции как «раскаивающиеся», «циники» и «бесконфликтный» на наш взгляд отражает преобладания того или иного типа реагирования во фрустрационной ситуации. «раскаивающийся» - интропунитивный, «циник» - экстропунитивный, «бесконфликтный» - импунитивный.


Этот факт наталкивает нас на идеи о том, чтобы расширить использования методического аппарата выявления особенностей мотивационной сферы подростков склонных к противоправным действиям . Анализа работы Божович Л.И, Бочкарёвой Г.Г экспериментальной части помог подойти к постановки рабочей гипотезы и разработки экспериментальной модели, выявления мотивационной сферы подростков склонных к противоправным действиям. Мы предполагаем, что подростки склонные к противоправным действиям, возможно, имеют мотивировку своего поведения (высказывания, которые оправдывают действия и поступки) не совпадающую с истинными мотивами (потребностями, влечениями).

  1. Возможно наличие двойной морали;
  2. Нравственная наличная тенденция не всегда реализуется в силу того, что отсутствует возможность удовлетворения потребностей в ситуации повышенного напряжения.
  3. Низкая фрустрационная толерантность.

Выводы по главе 1.

  1. Теоретическое изучение состояния разработанности проблемы дает возможность раскрытия основных причин детерминирующих возникновения конфликтного поведения молодых сотрудников;
  2. Причины развития склонности к конфликтным действиям определяются особенностями возраста, психофизиологического развития, ситуации адаптации к новым условиям, дезадаптация, а так же особенности мотивации и связанной с ней спецификой морали.
  3. Психологическая характеристика мотивационной сферы молодых сотрудников склонных к конфликтам в коллективе является наличие двойной морали. Отсутствие возможности удовлетворения потребностей в ситуации повышенного напряжения.

ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование мотивационной сферы молодых работников, склонных к конфликтам в коллективе

2.1 Описание методики исследования

Исследование мотивационной сферы молодых сотрудников строилось на основании методики Бочкарёвой Г.Г. . Основу методики составляют методы беседы, сочинения, ответы на вопросы. Согласно методики были выделены три основных типа конфликтных личностей: