Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда (Профессиональные деформации работающего человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, например, профессия бухгалтера является синонимом дотошности и скурпулезности. Профессиональная деформация этих работников проявляется стремлении к порядку, точном планировании всего, педантизме, страха к переменам. В семейной жизни это выражается в тяге к поддержанию чистоты и порядка. Подобная дотошность иногда раздражает, хотя для семейного бюджета это хорошо, он будет всегда в порядке.

Журналисты чрезмерно любопытны. Также работники данной профессии работают с большим количеством информации, поэтому деформация журналистов моьжет выражается в поверхностности - они не привыкли к глубине. Некоторые журналисты стремяться привлекать к себе внимание, много говорить, не давая собеседнику вставить слово.

Психолог - помогает другим, а порой не в силах помочь самому себе. Профессиональная деформация психологов выражается в попытках копаться в чужих проблемах и заваливать советами, или же в желании манипулировать людьми, потому, что психолог хорошо знаком с механизмами манипуляции, пытаясь подтвердить теорию на практике.

Стоит еще раз подчеркнуть, что профессиональная деформация - это не всегда плохо. Многие профессиональные качества можно использовать в повседневной жизни. Однако с отрицательными проявлениями профессиональной деформации необходимо бороться.

А.К. Маркова обощая исследования нарушений профессионального развития личности, рассматривала следующие последствия профессиональных деформаций:

- отставание в профессиональном развитии (позднее профессиональное самоопределение, неправильный выбор профессии);

- несформированность профессиональной деятельности, нужных представлений, низкий уровень профессионализма и квалификации;

- упрощенность профессиональной деятельности, не удовлетворенность трудом, и низкая мотивация;

- ценностная дезориентация и дефицит нравственных ориентиров;

- рассогласованность звеньев профессионального развития;

- ослабление профессиональных способностей, снижение работоспособности;

- утрата профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, потеря трудоспособности, снижение эффективности и удовлетворенности трудом;

- отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности;

- остоновка профессионального развития из-за заболеваний, нетрудоспособности [17].

Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.


1.2 Эмоциональное выгорание как психологический феномен

Личность человека довольно целостная и устойчивая структура, соответственно идет поиск неких путей защиты от деформации. Одним из способов подобной психологической защиты становится синдром «эмоционального выгорания».

Основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью работника и выполняемой им работой. Это несоответствие между требованиями, которые предъявляются к человеку, и его действительным возможностям, когда предъявляют завышенные требования. Когда для сотрудника исполнять распоряжения руководителя является важным, а он объективно не может это сделать, то появляется стресс, идет ухудшение качества работы, что может привести к разрыву взаимоотношений с коллегами.

Как уже, было отмечено выше, синдром эмоционального выгорания выступает механизмом психологической защиты как ответ на психотравмирующие воздействия [22].

«Выгорание - это в некотором роде функциональный стереотип. Тем не менее, могут проявляться его дисфункциональныепоследствия, когда этот синдром негативно влияет на выполнение профессиональной деятельности и на взаимоотношения с коллегами. Исследуя «выгорание» у профессионалов, психологи обнаружили, что это явление «инфекционно». Кто подвержен синдрому эмоционального выгорания в большей степени циники, негативисты и пессимисты, взаимодействуя на работе с сотрудниками, которые находятся под действием такого же стресса, они быстро превратят целую группу сотрудников в собрание «выгорающих» [21].

В симптомах «выгорания», нужно подчеркнуть явную связь со стрессом.

При «эмоциональном выгорании» так же очевидно прослеживаются три фазы стресса.

Нервное напряжениесоздает: отрицательную психоэмоциональную атмосферу, чувство повышенной ответственности, сложные ситуации, требующие быстрого принятия решений. И все это сопровождается следующими симптомами:

- переживания психотравмирующих обстоятельств,

- недовольство собой,

- загнанность в клетку,

- тревога, депрессии [12].

Истощение соответственно характеризуетсяснижением психических ресурсов, понижением эмоционального тонуса, которое наступает по причине того, что возникшее сопротивление дылонеэффективным. В данной фазе формируются симптомы:


- эмоциональный дефицит,

- эмоциональная и личностная отстраненность,

- психосоматические нарушения [1].

Таким образом, возникает вероятность, что подверженный этому синдрому работник, окажется ослабленным не только психически, но и физически. Работа становится бременем, которое он уже не в состоянии нести. Прогнозируются различного рода психосоматические отклонения, обострение имеющихся заболеваний и появление новых.

Сегодня нет едино взгляда на структуру и явление синдрома выгорания. Некоторые модели рассматривают синдром выгорания - соединением физического, эмоционального и когнитивного истощения. А в двухфакторной модели, выгорание - конструкт аффективных и установочных компонентов. Трехкомпонентная модель отражена в трех группах переживаний:

- эмоциональное истощение;

- изменение отношений с другими  людьми; 

- снижение важности личных достижений.

Несмотря на разные точки зрения в подходах к исследованию выгорания,  это личностная деформациякак причина эмоционально-напряженных отношений в системе «человек-человек».

Существуют разнообразные мнения в определении выгорания. Маслач и Джексон считают, что выгорание это реакция на долгие профессиональные стрессы в межличностных коммуникациях.

Эмоциональное истощение возникает как ощущение эмоционального напряжения, опустошенности, расхода эмоциональных ресурсов. Индивид чувствует, что не может эффективно работать, как раньше. Возникает ощущение «приглушенности», «понижения» эмоционального фона, в особо остныхпроявлениях случаются эмоциональные срывы [9].

Деперсонализация приводит к тенденции развивать негативное, отрицательное отношение к коллегам. Контакты обезличенные. Складывающиеся негативные установки имеют изначально неявный характер и проявляются в раздражении, которое впоследствии прорывается наружу в форме ярких вспышек раздражения и ситуаций конфликта.

Снижение важности достижений проявляется как изменение чувства компетентности профкессии, недовольство собой, невилированиезначимости своей деятельности, негативное принятие себя в профессиональном плане. Отмечая за собой подобные чувства или проявления, человек винит себя, у него существенно понижается профессиональная и личная самооценка, проявляется чувство никчемности и безразличия [22].

Таким образом, синдром выгорания рассматривается исследователями как «профессиональное выгорание», что позволяет изучать его в рамках деятельности. Считается, что данный синдром в большей степени характерен работникам социальных профессий системы «человек-человек» (врачи, учителя, управляющие, социальные работники).


Вывод по первой главе.

Нормы развития человека в профессиональной деятельности заданы представлением об особенностях субъекта труда и модели, требуемых для общества способах его понимания себя как субъекта труда. Развитие личности и психики человека в процессе становления и собственно профессионализма идет по общим законам психологии развития.Труд в норме - это труд безопасный и здоровый, освобожденный от внеэкономического принуждения, продуктивный, качественный и полностью осмысленный.

Не каждый вид труда несет в себе в одинаковой мере благотворное влияние на развитие субъекта труда. Проявляются предпосылки возникновения развития ущербных качеств работающего человека, которые многие исследователи обозначают как профессионально-обусловленные акцентуации личности. Они проявляются в различной степени и характерны многим работникам, вовлеченным в профессию и проработавшим в ней продолжительное время. Выраженные изменения психических функций и личности работающего человека, обусловленные профессиональной деятельностью, называют профессиональными деформациями. Профессиональная деформация личности ярко проявляется у тех людей, для которых исполняемая профессиональная роль сложна, но они, имеют высокие амбиции, притязания на статус, успех, не могут отказаться от этого.

Глава 2. Особенности проявления синдрома «выгорания» у медицинских работниковмедицинского центра «МДС-сервис»

2.1 Эмоциональное выгорание у медицинских работников

Медицинский работникработает в преимущественно негативном эмоциональном поле.То есть большую часть рабочего времени медицинские работники практически любой специальности   имеют дело с материалом, информацией, вызывающейпрактически только негативные эмоции. Это относится как к жалобам и просьбам больных, к обсуждению с коллегами диагнозов и историй болезни больных, содержание которых в основном страдания и угроза жизни.


Накопление такого эмоционального опыта в работе с одной стороны приводит к расходу ресурсов, а с другой стороны –к развитию защитных психологических механизмов в форме личностной отстраненности, экономии эмоций и других показателей эмоционального выгорания. В повседневном общении это отражается в форме так называемого «специфического юмора» или иногда цинизма медработников. Выбираая профессию и на додипломном этапе каждый медицинский работник информируется о сути данного фактора как стрессогенного. Наличие у многих медиков явных черт эмотивности - как умения сочувствовать, сопереживать, является признаком наличия у них «базового навыка» противостоять этому фактору стресса и адаптироваться к нему [27].

 Согласно исследованиям (Форманюк Т.В., Юдчиц Ю.А., Маслач К.) «группа риска», или перечень профессий, которые наиболее подвержены эмоциональному выгоранию первоначально был небольшим: сотрудники медицинских учреждений, общественных и благотворительных организаций. Впоследствии, по мере накопления исследований по данной теме, группа «профессионального риска» расширялась [26].

Во время обучения будущие медработники имеют делос красивыми лозунгами. А учителя, углубляясь в детали своего предмета, отрываются от реального мира. Студенты, осваивая теоритические навыки в профессии, приходя на рабочее место, сталкиваются с действительностью. Шок от такой реальности ведет к разочарованию. Поэтому, при обучении и организации работы медицинских специалиста можно помочь им на разных этапах не просто предупреждать появление сигналов выгорания, но и понимать уже проявляющиеся, воспринимая их позитивно.

О необходимости профессионального и личностного роста говорит и Т.В. Форманюк – «только эмоционально зрелая личность в состоянии справиться с трудностями профессии»[27].

В.В.Бойко делит факторы, приводящие к эмоциональному выгоранию:

- на внешние факторы: постоянно напряженно-психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующая деятельность, повышенная ответственность, психологическая атмосфера профессиональной деятельности, психологически сложный контингент;

- внутренние факторы - склонность к ригидности, восприятие и переживание обстоятельств деятельности, низкая мотивация эмоциональной отдачи в профессии, нравственные дефекты и дезориентация личности медработника [5].

Г.С.Абрамова и Ю.А.Юдчицвыделили факторы, играющие существенную роль в эмоциональном выгорании у медработников: