Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда (Профессиональные деформации работающего человека).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Профессиональные деформации работающего человека
1.1 Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации
1.2 Эмоциональное выгорание как психологический феномен
2.1 Эмоциональное выгорание у медицинских работников
2.2 Проявление синдрома «выгорания» у медицинских работников медицинской клиники «МДС-сервис»
В результате саморегуляциивозникнутследующие эффекты:
- эффект успокоения - устранение эмоциональной напряженности;
- эффект восстановления;
- эффект активизации - повышение психофизиологической реактивност).
Сегодня саморегуляцияявляется своеобразным психогигиеническим средством, которое предотвращает накопление остаточных явлений напряжения, восстановливает силы, нормализует эмоциональный фон деятельности, и усиливает мобилизацию ресурсов организма.
Важно определить, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса работники уже владеют, но делают это бессистемно, не осознавая, что они становятся «техникой безопасности» для их работы, осознать их. Далее перейти от спонтанного применения способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием.
Вывод по второй главе.
Медицинский работник работает в преимущественно негативном эмоциональном поле.То есть большую часть рабочего времени медицинские работники практически любой специальности имеют дело с материалом, информацией, вызывающей практически только негативные эмоции. Это относится как к жалобам и просьбам больных, к обсуждению с коллегами диагнозов и историй болезни больных, содержание которых в основном страдания и угроза жизни. Накопление такого эмоционального опыта в работе с одной стороны приводит к расходу ресурсов, а с другой стороны – к развитию защитных психологических механизмов в форме личностной отстраненности, экономии эмоций и других показателей эмоционального выгорания.
Мы протестировали сотрудников многопрофильного медицинского центра «МДС-сервис», и получили следующие данные, у половины врачей есть усталость, как таковой эмоционального выгорания еще нет. Так произошло потому, что в медицинском центре существуют программы профилактики и коррекции профессионального выгорания сотрудников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме нашей работы позволяет сделать вывод, нормы развития человека в профессиональной деятельности заданы представлением об особенностях субъекта труда и модели, требуемых для общества способах его понимания себя как субъекта труда. Развитие личности и психики человека в процессе становления и собственно профессионализма идет по общим законам психологии развития.Труд в норме - это труд безопасный и здоровый, освобожденный от внеэкономического принуждения, продуктивный, качественный и полностью осмысленный.
Не каждый вид труда несет в себе в одинаковой мере благотворное влияние на развитие субъекта труда. Проявляются предпосылки возникновения развития ущербных качеств работающего человека, которые многие исследователи обозначают как профессионально-обусловленные акцентуации личности. Они проявляются в различной степени и характерны многим работникам, вовлеченным в профессию и проработавшим в ней продолжительное время. Выраженные изменения психических функций и личности работающего человека, обусловленные профессиональной деятельностью, называют профессиональными деформациями. Профессиональная деформация личности ярко проявляется у тех людей, для которых исполняемая профессиональная роль сложна, но они, имеют высокие амбиции, притязания на статус, успех, не могут отказаться от этого.
Медицинский работник работает в преимущественно негативном эмоциональном поле.То есть большую часть рабочего времени медицинские работники практически любой специальности имеют дело с материалом, информацией, вызывающей практически только негативные эмоции. Это относится как к жалобам и просьбам больных, к обсуждению с коллегами диагнозов и историй болезни больных, содержание которых в основном страдания и угроза жизни. Накопление такого эмоционального опыта в работе с одной стороны приводит к расходу ресурсов, а с другой стороны – к развитию защитных психологических механизмов в форме личностной отстраненности, экономии эмоций и других показателей эмоционального выгорания.
Мы протестировали сотрудников многопрофильного медицинского центра «МДС-сервис», и получили следующие данные, у половины врачей есть усталость, как таковой эмоционального выгорания еще нет. Так произошло потому, что в медицинском центре существуют программы профилактики и коррекции профессионального выгорания сотрудников.
По мнению многих специалистов, развитие синдрома эмоционального выгорания действительно можно не допустить. Существует ряд мероприятий, которые ориентированы на выявление предпосылок изменения и оперативное их устранение. Важно понимать, что одинаково важна профилактика, ведь медработники работают с людьми и все подвержены стрессам и нервозам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации.- М., 2006.
- Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2009. - 326 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. -М.: Терра, 2008.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды, под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Инфра, 2007.
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб, 2007.
- Болотова А.К. Прикладная психология. - М.: Аспект Пресс, 2008.
- Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009.
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. - СПб.,2005.
- Винокур В.А., Рыбина О.В. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики // Психодиагностика и психокоррекция / Руководство для врачей и психологов. - СПб.: Питер, 2008.
- Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учеб.для студентов вузов / Гуревич К.М., Акимова М.К., Берулава Г.А. - М. : Высш. шк. , 2008.
- Зазыкин В. Г. Психология развития профессионала. -М., 2009.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Акад. Проект, 2003.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Акад. Проект, 2004.
- Психология профессионального развития/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2004.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 2003.
- Климов, Е. А. Введение в психологию труда. - М., 2008.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2006.
- Обухова, Л.Ф. Психология: теории, факты, проблемы.- М.: Тривола, 2004.
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 54 - 63.
- Основы психодиагностики. Учеб.для студентов вузов / под ред. А.Г. Шмелева. - М.: Академия, 2007.
- Реан А.А. Психология адаптации личности. - СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008.
- Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. - М.: Владос, 2003.
- Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2012. № 3. С. 85 - 95.
- Самоукина H. В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2007.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации личности// Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 7 - 9.
- Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников. Формирование профилактика коррекция. – М.: 2004.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Опросник на выгорание MBI К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
Инструкция
Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике.
Текст опросника
Никогда |
Очень редко |
Иногда |
Часто |
Очень часто |
Каждый день |
|
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным |
||||||
2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон» |
||||||
3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу |
||||||
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела |
||||||
5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним |
||||||
6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться |
||||||
7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами |
||||||
8.Я чувствую угнетенность и апатию |
||||||
9. Я уверена, что моя работа нужна людям |
||||||
10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю |
||||||
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня |
||||||
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление |
||||||
13.Моя работа все больше меня разочаровывает |
||||||
14. Мне кажется, что я слишком много работаю |
||||||
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам |
||||||
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех |
||||||
17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе |
||||||
18. Во время работы я чувствую приятное оживление |
||||||
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного |
||||||
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе |
||||||
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам |
||||||
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. |