Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда (Профессиональные деформации работающего человека).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Профессиональные деформации работающего человека
1.1 Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации
1.2 Эмоциональное выгорание как психологический феномен
2.1 Эмоциональное выгорание у медицинских работников
2.2 Проявление синдрома «выгорания» у медицинских работников медицинской клиники «МДС-сервис»
1. Социальный фактор - непризнание заслуг медработников, ограничение их прав на свободу выбора, несоответствие нравственно-этических требований к профессии и ситуации на рабочем месте, изменения социального статуса (и в материальном плане), семейно-бытовые проблемы;
2. Личностный фактор - низкая устойчивость к стрессам и неумение критически оценивать негативные факторы; реализации основного жизненного креда - любовь к людям, что позволяет медработнику выходить за пределы актуальных возможностей;
3. Фактор среды - влияние стиля руководства, взаимоотношений, коллектива [8].
В.В.Макаров относительно «синдрома выгорания» у медработников среди факторов,влияющих на его проявление, говорит не просто о личностных особенностях (интровертированности, уровне тревожности, эмпатичности, чувстве) и организации труда, но и о профессиональной подготовленности. Для медработника важно владение приемами проработки своих проблем, разрешения конфликтов собственной личности. Более того, он отметил особенности:
- стремление сохранить профессиональные секреты, при условии низкой поддержки и высокойстепени критичности коллег;
- слабые возможности обучаться и совершенствоваться, нехватка возможности и желания передавать свой опыт.
Среди важнейших причин «синдрома выгорания» называются:
- монотонность работы;
- вкладывание в работу огромных личностных ресурсов при низком признании и оценки;
- регламентация времени работы;
- работа со сложными больными.
Среди предпосылок, играющих определенную роль в развитии эмоционального выгорания, К.Маслач предлагает:
1) возможности эмоционального «Я» боротся с истощением, самосохраняться;
2) ожидание, мотивы и установки;
3) личный опыт, который может быть насыщен проблемами, стрессогенными ситуациями [17].
Следовательно, для сохранения эмоционального равновесия медицинским работникам необходимо развитие навыков «пополнения банка положительных эмоций» и отвлечения от работы на другие виды деятельности.Исследования показывают, что при всей простоте адаптации к сртессогенным фактором, для многих специалистов именно отвлечение от своей деятельности становится сложным. Инертность, неосознаваемое стремление нагрузить себя обязательствами и, как результат - спешка и эмоциональное перенапряжение, работоголизм с уменьшением выбора способов самовосстановления и получения нормальных удовольствий вне работыстановятся основными препятствиями.
Далее в виде группы стрессогенных факторов нужно выделить опасность появления осложнений у больных в ходе оказания им помощи, плохие результаты лечения или смерть больного, действия медработников в экстремальных условиях - с приниманием быстрых и предельно ответственных решений. Даже при условии осведомленности о возможности данных факторов в годы обучения и наличие у многих медработников черт гипертимностикакумения быть жизнерадостными, всецело адаптироваться этому не удается.
Среди медиков часто звучит тезис о том, что «к смерти на своих руках привыкнуть сложно, каждая подобная ситуация оставляет след в душе, напоминая о себе». Однакоснизить - насколько можно - действие этой группы факторов важно. Это проводится в группах и на занятиях эмоциональногоотреагирования. Хотя часто для специалистов с богатым травматическим опытом требуется коррекционная, и даже психотерапевтическая помощь.
Препятствием для адаптационных и профилактичских мероприятий бывают такие факторы, как ложная стеснительность, так и беспечность. Нередко медработники предпочитали длительным занятиям со специалистом алкоголь как «универсальное средство».
Многие специалисты указывают на особый стрессогенный фактор в работе медработника - отвественность. Для ряда медицинских специальностей нельзя не сказать об особом стрессогенном факторе: опасность для собственного здоровья и собственной жизни. Это относится к опасности заражения инфекцией, и травматизма, например, для врачей скорой помощи и опасности при работе с пациентами в состоянии психоза.
Следующеийстрессогенный фактор - трудности, безусловно принимающего общения - на додипломном уровне студентов плохо готовят квстрече с этой проблемой. Они не умеют общаться с больными в состоянии суженного сознания, в психозе, столкновение спревзятым отношением, психологическим манипулированием больных или их родственников, языковые и нравственно-этические барьеры не просто мешают работе медработников, но и становятся причинами разочарований и фрустраций –прямыми пусковыми механизмами эмоционального выгорания.
Саморазитие и пополнение знаний по психологии, развитие коммуникативных навыков помогают преодолеть эти факторы. Однако максимальная адаптация вероятно при условии активного роста работающего человека в течение продолжительного времени. Учиться видеть в пациентах не абстрактных носителей симптомов, не нарушителей общественных норм и спокойствия, аличность, человека, который остро нуждается в участии и помощи - невозможно за оды обучения в ВУЗе.
Сстоит добавить, что,безусловно, общение и трудности «соблюдения чистоты белого халата» относятся не только к общению с больными и их родственниками, но и с коллегами. Интриги в коллективе, несоблюдение этических и деонтологических норм, со стороны руководства, а так же склоки с коллегами и даже справедливые нарекания управления заставляют работников невероятно много сил тратить на преодоление негативных эмоций. Помочь медработникам в данном случае можно при комплексном применении обучающих семинаров и тренингов.
Как уже говорилось выше, основной сложностью по соблюдению требований самопрофилактики для медработников является иллюзия загруженности вместе с нехаткойстимула к изменениям. Информация о профессиональных стрессах может вызывать интерес у медработников. Однако на предложение участвовать в практических мероприятиях по профилактике и коррекции подобных явлений медработники часто отзываются,и как правило, это те работники, у которых уже наблюдаются психосоматические или иные симптомы, как следствие профессиональных стрессов.
2.2 Проявление синдрома «выгорания» у медицинских работников медицинской клиники «МДС-сервис»
Многопрофильный медицинский центр «МДС-сервис» работает на рынке медицинских услуг c 1998 года и зарекомендовал себя как медицинское учреждение европейского класса с высоким уровнем клиентского сервиса в области диагностики и лечения.
МДС Сервис – полный спектр медицинских услуг, начиная от консультирования и диагностики, и заканчивая профилактикой и лечением болезней. Диагностический центр клиники позволит быстро и точно определить болезнь, а врачи на основе полученных данных назначат наиболее эффективный курс лечения. Полное комплексное обследование, включая весь комплекс гематологических, биохимических, иммуноферментных анализов. Важнейшим преимуществом функционирования клиники является многопрофильность: здесь под одной крышей объединены поликлиническая, радиологическая, стационарная и экстренная помощь, что существенно облегчает весь процесс лечения и оставляет у посетителей ощущение комфорта и уюта. Клиника МДС Сервис полностью компьютеризирована, обеспечена конфиденциальность медицинских данных пациентов.
Высокое качество диагностики и лечения гарантируют высококвалифицированные специалисты узкого и широкого профиля, работающие на самом современном медицинском оборудовании ведущих зарубежных фирм, не имеющем аналогов в республике. Так, клиника оснащена лучшим оборудованием для ультразвуковой диагностики, аппаратами для магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии, маммографии и многим другим.
Для определения эмоционального выгорания работников медицинского центра мы использовались опросником выявления эмоционального выгорания MBI, и методикой САН (самочувствие, активность, настроение).
Опросник выявления эмоционального выгорания MBI, разработан К. Маслач и С. Джексон, предназначен она для измерения степени «выгорания» в профессиях помогающего типа. Опросник был адаптирован Н. Е. Водопьяновой. Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений) [25].
Методика САН (самочувствие, активность, настроение) – это бланковая методика, которая нацелена на оперативную оценку самочувствия, активности и настроения. САН разработан в Первом московском медицинском институте им. И.М. Сеченова.
Сущность методики заключается в том, что респондентов просят соотнести свое состояние на момент проведения тестирования с рядом признаков по шкале, которая состоит из индексов и расположенной между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Респондент выбирает и отмечает цифру, точно отражающую его состояние.
При анализе функционального состояния значимы не просто значения его показателей, но и соотношение. У человека в хорошем состоянии оценки активности, настроения и самочувствия примерно близки по значению. По мере нарастания усталости и стресса соотношение изменяется за счет снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением [25].
Мы протестировали 25 медицинских работников (врачи и медицинские сестры). Средний возраст испытуемых 35-40 лет, стаж работы от 10 до 15 лет.
В результате проведения психодиагностики уровня эмоционального выгорания в группе медработников по методике выявления эмоционального выгорания в адоптации Водопьяновой.
Изучение эмоционального выгорания респондентов показало, что по шкале «Эмоциональное истощение» 40% низкий уровень эмоционального истощения, и 60% средний уровень, высого уровня истощения не обнаружено ни у одного сотрудника.
По шкале «Деперсонализация» – 35% имеют низкий уровеньдеперсонализации, у 65% средний уровень.
По шкале «Редукция личных достижений» – у 40% медработников низкий уровень редукции личных остижений, у 60% средний уровень(диаграмма 1).
Диаграмма 1
Уровень эмоционального выгорания по методике «Опросник выявления эмоционального выгорания MBI»
По методике САН (самочувствие, активность, настроение) у 50% работников настроение, самочувствие и настроение хорошее, у 30% испытуемых настроение, самочувствие и настроение в норме, и у 20% сотрудников чуть ниже нормы.
Таким образом, после диагностики, можно сказать, что у половины врачей есть усталость, как таковой эмоцианального выгорания еще нет.Так произошло потому, что в медицинском центре существуют программыпрофилактики и коррекции профессионального выгорания сотрудников.
По мнению многих специалистов, развитие синдрома эмоционального выгорания действительно можно не допустить.
Существует ряд мероприятий, которые ориентированы на выявление предпосылок изменения и оперативное их устранение.Важно понимать, что одинаково важна профилактика, ведь медработники работают с людьми и все подвержены стрессам и нервозам.
Реализация программы по профелактике позволяет:
1. Проанализировать социально-психологический климат в коллективе, с позиции показателей здоровья коллектива.
2. Определить причины эмоционального выгорания, провести снятие симптомов выгорания и преодолеть эмоциональное напряжение.
3. Повысить уровень информированности участников о способах предотвращения или снятия негативных индивидуально-психологических состояний, эмоционального напряжения.
4. Сформировать у них основы сознательной установки на создание системы социально-психологической поддержки в коллективе.
Так же одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома профессионального выгорания выступает саморегуляция. Саморегуляция осуществляться:
- непроизвольно - на уровне функционирования естественных механизмов, без участия сознания;
- произвольно, с участием сознания.
Второй вид саморегуляции называют психической саморегуляцией.
Психическаясаморегуляция– это управление своим психо-эмоциональным состоянием, которое осуществляется посредством воздействия человека на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Проводится саморегуляцияпосредством естественных или специально созданных приемов.