Файл: Организационно-правовые формы социального обеспечения (Понятие и основные характеристики социального обеспечения).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 1102
Скачиваний: 20
Обязательное социальное страхование должны получать наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Любое страхование основывается на разделении убытков, которые могут возникать у одного застрахованного лица или у всех участников страхования. Для реализации этой цели организуются денежные фонды, пополняемые взносами заинтересованных, которые при наступлении страхового случая, являются источниками выплат.
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.
Суть государственного социального страхования состоит в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, которые подлежат обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными.
В особенности, утрата заработка может быть результатом безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.[11]
Потеря заработка из-за безработицы зависит от деятельности всех участников рынка труда. Наемный работник сам выбирает профессию и совершенствует свои трудовые навыки, поэтому в случае отсутствия спроса на него, он должен нести свою долю ответственности в виде части материальных затрат на страхование по безработице. В свою очередь, работодатель, организуя производство, торговлю или бытовое обслуживание, может разориться, в результате чего некоторые из его бывших работников пополнят ряды безработных. Поэтому он должен компенсировать часть расходов на выплату пособий по безработице. Государство также в определенной степени должно нести ответственность за общую социально-экономическую ситуацию, так как оно разрабатывает стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее воплощение. Четко разграничить степень ответственности между названными участниками рыночных отношений невозможно, поскольку все их действия и решения слишком тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но можно создать механизм распределения материальных затрат между ними, т.е. механизм государственного (обязательного) социального страхования на случай безработицы.[12]
Подобная схема работает и в отношении социально-страховых случаев, установленные законом. К ним относятся: болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Они перечислены в ст. 7 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».[13]
При планировании расходов федерального бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальное страхование государство должно учитывать неблагоприятные для здоровья населения производственные, экологические, эпидемиологические и другие факторы, оценивать влияние социально-экономических условий на состояние рынка труда, материальное положение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также принимать во внимание многие другие обстоятельства.
К примеру, если вредный производственный фактор вызывает профессиональное заболевание, то для определения вероятности его наступления необходимо знать частоту заболеваемости людей разного возраста и пола, продолжительность их контакта с конкретными вредными веществами и прочую информацию.
В результате данных исследований будет выявлена математическая закономерность. Очевидно, что чем меньше вероятность наступления социального риска в связи с конкретными обстоятельствами, тем легче и дешевле можно организовать страхование от него. Компетентные государственные органы разрабатывают критерии и стандарты для оценки неблагоприятных для здоровья населения факторов, качества рабочей силы, в том числе степени ее профессиональной подготовки и пригодности для выполнения необходимых трудовых функций с учетом промышленного развития регионов, уровня жизни в различных климатических зонах страны и пр.[14]
Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях организуются централизованные фонды, функционирующие как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ, которые образуются благодаря страховым взносам работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.
Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.
Следующей формой государственного социального обеспечения является обеспечение посредством прямых ассигнований их федерального бюджета.
Данная форма затрагивает ряд субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например. Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.
За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).
Таким образом, сложность при выделении форм социального обеспечения проявляется в возможности получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов. Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи.
В последнее время заметно развитие и локальных формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.
1.3 Понятие пенсии и пособия. Негосударственное пенсионное обеспечение
Государственное пенсионное обеспечение является частью пенсионной системы и представляет собой одну из форм социального обеспечения. Оно осуществляется за счет сумм единого социального налога в соответствии с законодательством.
Термин «пенсия» происходит от латинского «pension», означающий платеж. Пенсия является регулярной денежной выплатой, чья периодичность определяется законодательством и составляет месяц. Основная ее цель – компенсация гражданам заработка или иного дохода, вреда, причиненного здоровью, а также обеспечение средствами нетрудоспособных граждан.[15]
Основаниями для пенсии выступают следующие юридические факты:
- достижение пенсионного возраста;
- инвалидность;
- потеря кормильца;
- выслуга лет.
Пенсии, выплачиваемые в настоящее время в России, разделяются на два класса в зависимости от функционального назначения, источников выплат, от особенностей правового регулирования: пенсии по обязательному пенсионному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в ПФР) и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (из федерального бюджета).[16]
Основные виды пенсий по обязательному пенсионному страхованию - трудовые и профессиональные пенсии.
К трудовым пенсиям, которые устанавливаются и выплачиваются согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", относятся:
• пенсия по старости;
• пенсия по инвалидности;
• пенсия по случаю потери кормильца.[17]
По государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" могут назначаться следующие виды пенсий:
• пенсия за выслугу лет;
• пенсия по старости;
• пенсия по инвалидности;
• социальная пенсия;
• пенсия по случаю потери кормильца. [18]
Выплаты трудовых пенсий производятся, главным образом, в рамках обязательного пенсионного страхования, организационные, правовые и финансовые основы которого установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Помимо этого, обязательное пенсионное страхование регулируется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также федеральными законами от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Независимо от того, что пенсионная реформа развивается уже около пяти лет, до сих пор не приняты отдельные нормативные акты, регулирующие пенсионные накопления. Это связано с тем, что законодательно установленный период массовых выплат пенсионных накоплений относится к 2015-2037 гг. Для отдельных возрастных групп пенсионеров ограниченный период формирования пенсионных накоплений (2002-2004 гг.) законодательно накопительная часть трудовой пенсии начинается с 2012-2013 гг. Важно обратить внимание, что право наследования пенсионных накоплений предусмотрено законодательно уже в настоящее время.[19]
Особую роль в вопросе о пенсии играют негосударственные пенсионные фонды (НПФ)
Рассмотрим определение негосударственного пенсионного фонда и определению места НПФ в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Негосударственный пенсионный фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются (ст.2 Закона):
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда согласно договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию согласно федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Таким образом, фонд является юридическим лицом по российскому законодательству, который осуществляет некомрческую деятельность в особой организационно - правовой форме некоммерчеой организации социального обеспечения.
Важной формой социального обеспечения являются пособия, которые рассматриваются Конституцией РФ как составная часть социального обеспечения нетрудоспособных граждан.
Пособия являются денежной выплатой гражданам на их содержание в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи при условиях, которые признаются государством социально значимыми.
Существуют следующие виды пособий:
• пособие по временной нетрудоспособности;
• пособие по беременности и родам;
пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
пособие при рождении ребенка; V .
• пособие лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком
до достижения им возраста 1,5 лет; %/ пособие на детей;
социальное пособие на погребение;
пособие по безработице.
Таким образом, рассмотренные формы социального обеспечения позволяют гражданам быть застрахованными в условиях отсутствия заработка или при прекращении трудовой деятельности по старости.