Файл: Организационно-правовые формы социального обеспечения (Понятие и основные характеристики социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 887

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Финансирование системы социального обеспечения в Российской Федерации

2.1. Источники финансирования государственных внебюджетных фондов

Новая система финансирования государственной системы социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.[20]

Внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.

Средства фондов формируются за счет: страховых взносов работодателей; ассигнований из государственного бюджета; доходов от инвестиций; добровольных взносов юридических и физических лиц; прочих доходов. Наемные работники платят взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вносят взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования.

Тарифы страховых взносов устанавливаются Федеральными законами ежегодно. Федеральным законом от 20.11.99 № 197-ФЗ утверждены следующие ставки страховых взносов в ПФР:

- для работодателей-организаций,

- для индивидуальных предпринимателей,

-частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов;

- граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору

Кроме закрепленного тарифа в размере 28 %, Федеральным Законом от 20.11.99 № 201 -ФЗ введен для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, дополнительный тариф в размере 14% начисленных в их пользу выплат по всем основаниям независимо от источников финансирования. Страховые взносы по дополнительному тарифу считаются уплаченными в ПФР только при условии уплаты в полном объеме страховых взносов по дополнительному тарифу. Средства, которые поступают в ПФР по дополнительному тарифу, используютсяся для повышения максимального размера пенсии за выслугу лет для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.[21]


От уплаты страховых взносов освобождаются организации в части выплат в пользу инвалидов I, II, III групп.

Налоговые органы контролируют своевременное перечисление средств на социальное страхование.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) производит:

- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

- финансирование расходов на все виды пенсии и некоторые другие выплаты;

- организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализацию средств, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц;

- организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов и некоторые другие функции. Средства ПФР предназначены для выплаты всех видов государственных пенсий, в том числе лицам, выезжающим за пределы РФ на постоянное жительство, и другие мероприятия, связанные с деятельность фонда.

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗ) является совокупностью

федеральной части Фонда занятости и фондов занятости, формируемых в субъектах федерации.

Фонды занятости РФ и ее субъектов образуются за счет: отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах (с учетом перечисления части средств в федеральную часть Фонда занятости), в части обязательных страховых взносов работодателей; ассигнований из соответствующих бюджетов; доходов от инвестиций; добровольных взносов и прочих поступлений.

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в РФ выступают: средства бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ; страховые взносы на обязательное медицинское страхование; личные средства граждан; благотворительные взносы и прочие поступления.

Средства государственной и муниципальной систем здравоохранения применяются в следующих случаях: - для осуществления мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов федерации;

- обеспечения профессиональной подготовки кадров;

- проведения научных исследовании;

- развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

- субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию и др.

В целях реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательною медицинского страхования (ФОМС).


При финансировании выплат по государственному социальному страхованию используется принцип солидарности поколений, субъектов РФ, отраслей экономики. Солидарность поколении заключается в том, что все выплаты производятся за счет текущих денежных поступлений от взносов экономически активного населения.[22]

Солидарность субъектов РФ проявляется в перераспределении средств на федеральном уровне и в дотировании территориальных и местных стра ховых фондов. Это связано с различиями экономического развития и демографической ситуации в субъектах РФ. В настоящее время из 89 субъектов РФ около 70 получают дотации.[23]

Солидарность отраслей экономики выражается в межотраслевом перераспределении средств, которое необходимо с учетом условий и размеров оплаты труда.

Однако целесообразность дальнейшего использования указанного принципа в качестве основы для финансирования пенсий по старости в последнее время подвергнута критике.

По инициативе Минэкономики России экспертами подготовлена альтернативная концепция пенсионной реформы на основе накопительных принципов финансирования. По их мнению главная причина современного кризиса пенсионной системы состоит в сокращении численности занятого населения, уменьшении доли заработной платы в структуре валового внутреннего продукта, а в солидарно-распределительном механизме финансирования. Кроме того, эксперты настаивают, что дефицит средств ПФР покрыть невозможно по двум основным причинам: это - соотношение экономически активного населения и пенсионеров.

В настоящее время, в России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, в то время как для нормального функционирования системы необходимо, по крайней мере, соотношение 1 к 3. И другая причина состоит в чрезмерном количестве льгот, позволяющих получать пенсию со снижением нормального пенсионного возраста.

Для улучшения финансовой устойчивости предлагается поэтапное, начиная с 2000 г., введение накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. Предусматривается постепенное увеличение к 2009 г. страхового взноса наемных работников, отчисляемых на накопительную часть пенсии, до 7-9 %.[24]

Накопительный механизм не используется для финансирования государственных пенсий по старости ни в одной из стран мира с социально ориентированной экономикой (он используется лишь в ряде азиатских и африканских стран, а также в Чили, Аргентине, Колумбии и Перу). При аналогичных демографических процессах (повышении удельного веса пенсионеров в общей численности населения) пенсионные системы экономически развитых стран продолжают достаточно успешно функционировать.[25]


Острота проблемы финансирования подтверждает необходимость. теоретической разработки такой модели пенсионного страхования, которая соответствовала бы уникальным социально-экономическим и политическим условиям России. Приспособление отечественной пенсионной системы к рыночным отношениям не должно сводиться лишь к переходу на накопительный принцип финансирования в качестве единственно возможного варианта. Кардинальные перемены в период общей экономической нестабильности в России вряд ли приведут к желаемым результатам. Помимо этого, с научной точки зрения оба метода аккумуляции и распределения средств равноценны.

Кроме того, некоторые экономисты считают, что важно поменять лишь характер распределения внутри самой солидарной системы, а именно, более точно определить долю материальной ответственности работников, работодателей и государства за утрату заработка или трудового дохода в связи с достижением пенсионного возраста.

Как уже говорилось, средства внебюджетных фондов социального страхования не представляют собой единственным источником финансирования социального обеспечения. В частности, расходы по реализации прав и льгот, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», покрываются из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Таким образом, порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

При установлении органами местного самоуправления дополнительных мер социальной защиты источником финансирования служат средства местных бюджетов.

2.2. Благотворительность и частные системы здравоохранения

Различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению выполняют следующие функции:

а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

б) социальная реабилитация инвалидов;

в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

По существующему законодательству основными целями благотворительной деятельности следующие:

- социальная защита и поддержка малообеспеченных граждан;

- социальная реабилитация безработных и инвалидов;

- помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, жертвам репрессий, беженцам;

- содействие деятельности в области образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и т.д.[26]

Очевидно нарастающее противоречие между необходимостью создания более эффективной системой социальной защиты и развитием социальной благотворительности, с одной стороны, и игнорированием исторического опыта, отечественных традиций благотворительной деятельности — с другой.


Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще и финансовую помощь помимо выполняемых функций. Следовательно, благотворительные организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль.

Благотворительные организации являются также источником средств для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи с дефицитом централизованного финансирования.[27]

Кроме того благотворительные организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны. Это такие направления как:

  • Культура и искусство – разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.
  • Наука – помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.
  • Церковь – как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.
  • Образование – учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.
  • Охрана природы – финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.
  • Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.
  • Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.[28]

Когда государственные структуры не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций.

Еще одной разновидностью системы финансирования социального обеспечения является частная система здравоохранения. К ней относятся учреждения здравоохранения и иные организации, которые оказывают медицинскую помощь, производят медицинскую технику и лекарственные средства и имущество которых принадлежит частным собственникам.[29]