Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Компетенции и компетентность современных специалистов).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
Важнейшей задачей современной теории и практики является овладение ключевыми профессиональными компетенциями. Анализ ключевых компетенций дает возможность определить индивидуальные образовательные стратегии, выбрать необходимые технологии обучения.
М.С. Каган пишет, что при рассмотрении ключевых компетенций важным выступает учет пяти основных потенциалов, которыми должна обладать личность. Это познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический потенциалы, задающие направленность процессу развития личности.
Ключевые компетенции отличаются характерными признаками:
1. Они многофункциональны, овладение ими помогает в решении разных проблем в профессиональной или социальной жизни.
2. Они надпредметные и междисциплинарные, они носят обобщенный характер.
3. Они требуют интеллектуального развития: абстрактного мышления, рефлексии, определения позиции, критического мышления и др.
4. Они включают разные умственные процессы и интеллектуальные умения [14].
Ключевые компетенции опираются на универсальные знания, умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностные отношения.
А.В.Хуторской предлагает следующую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции;
2) общепредметные компетенции;
3) предметные компетенции [25].
Ключевые компетенции относятся к общему предметному содержанию. Общепредметные компетенции относятся к определенному циклу предметов, а предметные компетенции связаны с определенным предметом [9]. Все группы компетенций связаны.
И.А. Зимняя и Ю.Г. Татур к компонентам ключевых компетенций относят:
- положительную мотивацию - готовность к выявлению компетентности;
- ценностно-смысловые представления - отношение к содержанию и результату деятельности;
- знания в основе выбора способа деятельности;
умение, опыт успешного осуществления действий на основе имеющихся знаний;
эмоционально-волевую регуляцию [6].
Г.К. Селевкосо своей стороны рассматривает ключевую компетенцию как сумму компонентов, включающихкогнитивные, поведенческие и аффективные компоненты [10]. А.В. Тихоненко, кроме выше перечисленных компонентов ключевых компетенций, включает социальный компонент, как способность и готовность к соответствию с требованиями социального заказа на специалиста [].
Следовательно, структура ключевых компетенций отличается интегративной природой и является единством составляющих ее компонентов: мотивационного, когнитивного, ценностно-смыслового, поведенческого.
1.2 Современный подход к пониманию профессиональной компетентности
Профессиональная компетентность– это (согласно А.Д Гонееву, А.Г.Пашкову и др,) обобщенная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, необходимых для достижения целей деятельности, но и социально-нравственную позицию человека [10].
Понятие «профессиональная компетентность» включает три аспекта (Лебедева Н.М.):
проблемно-практический аспект - понимание ситуации, постановка и эффективная реализация целей, задач, норм;
смысловой – адекватный аспект осмысление производственной ситуации в социокультурном контексте;
ценностный аспект - способность правильно оценить ситуацию, ее суть, цели, задачи с точки зрения личностных и общезначимых ценностей.
Зарубежные исследователи (Р. Хагерти, А. Мэйхью и др.) считают специалистом человека обладающего следующими профессиональными компетентностями, составляющими основу профессиональной квалификации:
- техническая;
- коммуникативная;
- контекстуальная - владение социальным контекстом;
- адаптивная - способность предвидеть и обрабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к меняющимся профессиональным требованиям;
- концептуальная;
- интегративная (мыслить в логике профессии, расставлять приоритеты и решать проблемы в собственном профессиональном стиле) [9].
Следовательно, профессиональная компетентность специалистов включает:
специальный - высокий уровень знаний, умений, используемых в труде и обеспечивающих профессиональный роста специалиста, смену профиля, эффективность творческой деятельности;
социальная способность брать на себя ответственность и уметь принимать решения, участвовать в принятии решений, разрешать конфликты, уметь взаимодействовать с представителями других национальностей и религий;
психологическую составляющую компетентность понимание культуры эмоциональной восприимчивости, навыки рефлексии, опыт эмпатийного межличностного взаимодействия и самореализация;
информационная составляющая - владение новыми информационными технологиями;
коммуникативная компетентность предполагает знание культуры речи;
экологическая компетентность - знание общих законов развития природы и общества, экологическая ответственность за профессиональную деятельность;
валеологическая компетентность наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и здорового образа жизни [18].
Рассмотрим подробнее виды профессиональной компетентности.Как мы уже отметили ранее, под компетентностью понимается, характеристика степени соответствия индивида требованиям профессии. О наличии соответствующей компетентности судят по результату работы специалиста. Всякий работник компетентен в той степени, в какой исполняемая им работа соответствует требованиям, которые предъявляются к результату данной профессиональной деятельности. Оценка или измерение результата - это единственный способ анализировать компетентность. Компетентность человека уже, чем его профессионализм. Специалист может быть профессионалом в целом в своей сфере, но не быть достаточно компетентным в решении многих профессиональных вопросов.
Выделяются следующие виды профессиональной компетентности:
- специальная компетентность - владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, умение спроектировать свое профессиональное развитие;
- социальная компетентность - владение совместной (групповой, организационной) профессиональной деятельностью, сотрудничество, а также требуемыми для данной профессии приемами общения; социальная ответственность за профессиональный труд;
- личностная компетентность - владение способами личностного самовыражения и саморазвития, умение преодолевать профессиональные деформации личности;
- индивидуальная компетентность - владение приемами реализации и развития своей личности в рамках профессии, стремление к профессиональному росту, способность к самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать свой труд без перегрузок, осуществлять труд адекватно, без усталости [21].
Перечисленные виды компетентности означают, в сущности, зрелость индивида в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении профессионала, развития его личности. Названные виды компетентности могут не присутствовать в одном человеке. Люди могут быть хорошими узкими специалистами, но не уметь общаться, не уметь реализовывать задачи своего развития. Соответственно можно говорить об их высокой специальной компетентности и более низкой социальной, личностной.
Выделяют общие виды компетентности, которые необходимые для человека,несмотря на его профессию. Это ключевые профессионально-важные качества и типы профессионального поведения, выступающие основой большого круга профессий и имеющие значение при изменениях в производстве или в социальной практике.
Нужно добавить, что каждый из приведенных выше видов компетентности включает в себя общие профессиональные компоненты:
- специальная компетентность, как способность планировать трудовые процессы, умение работать с компьютером, с оргтехникой, понимание технической документации, ручные навыки;
- личностная компетентность, как способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, умение самостоятельно принимать решения; находить нестандартные решения, гибкое теоретическое и практическое мышление, умение найти проблему и самостоятельно получать новые знания и умения;
- индивидуальная компетентность - мотивация к достижению успеха, стремление работать эффективно, способность к мотивированию себя, уверенность в себе и оптимизм [5].
А.К. Маркова считает, что существует еще один вид меж профессионального компонента, который назван «экстремальной профессиональной компетентностью» - готовность к работе в усложнившихся условиях. Люди, которые владеют этим и близкими к этому качеством, готовы к смене профессии, к обучению[10].
Выводы по главе.
В психолого-педагогической теории и практике есть разные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Эти понятия трактуются неоднозначно. До недавнего времени ни в философских, ни в психологических, ни в педагогических словарях толкование терминов «компетентность» и «компетенция» не было обозначено. Это говорит о том, что компетентность специалиста получило актуальность в исследовании вопросов в современном психолого-педагогическом контексте. Компетенция - это знания, а компетентность - это умения.
Быть компетентным значит иметь способность (умение) мобилизовать в разных ситуациях, полученные знания и опыт. Поскольку понятие компетенции соединено с профессиональной деятельностью, в литературе активно используется понятие «ключевые компетенции». В большинстве источников «ключевые профессиональные компетенции» рассматриваются как компетенции, общие для всех профессий и специальностей. Ключевыми компетенциями называют такие, которыми обладает любой член общества и которые, можно применять в самых разных ситуациях. Ключевые компетенции являются универсальными компетенциями и применимыми в различных ситуациях.Профессиональная компетентность – это обобщенная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, необходимых для достижения целей деятельности, но и социально-нравственную позицию человека.
Глава 2. Особенности профессиональных компетенций и компетентности продавцов консультантов магазинов женской одежды «Jenifer»
2.1.Профессиональные компетенции и компетентность продавцов консультантов
Продавец-консультант,работая в торговой организации, получает свои деньги за то, что помогает людям грамотно выбрать необходимый им товар, а также профессионально подготавливает покупку. Это две главные задачи продавца-консультанта.
Такие специалисты необходимы в разных торговых организациях в отделах бытовой техники, мебели, салонах одежды, косметики. Иными словами, они нужны всюду, где покупатель может запутаться в разнообразии товаров и так и не определиться с покупкой [22].
Как себя должен вести продавец, для того чтобы помочь покупателю выбрать и приобрести товар?
1. Продавец консультант должен сам ориентироваться в товаре для того, чтобы быть в состоянии быстро предоставить клиенту максимум полезной информации о нем.
2. Важно умение расположить к себе собеседника, вызвать его доверие и доброжелательность. Коммуникабельность, стрессоустойчивость, разговорчивость, позитивный настрой – это личностные качества продавца, без которых его работа вряд ли может быть успешной.
Культивировать в себе эти качества, воспитывать профессиональное отношение к работе и клиентам – это единственный способ, как стать продавцом высшего класса.
Профессия продавец-консультант имеет специфические достоинства, которые оказываются очень удобными в повседневной жизни:
- доступность (как правило, не требует специального образования);
- возможность работать рядом с домом;
- заработная плата не ниже средней зарплаты;
- постоянное движение и общение с людьми;
- работа в коллективе [12].
Что касается отрицательных сторон, то даже то, что указано среди достоинств, некоторым людям покажется явным недостатком. Тем, кто не любит общение с посторонними людьми, не нуждается в коллегах и не готов посвятить себя энергичной жизни, не стоит предпринимать попыток стать успешным продавцом-консультантом.