Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Компетенции и компетентность современных специалистов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Впервые понятия «компетенция» и «ключе­вые компетенции» стали использоваться в США в бизнесе в 70-х годах прошлого века, что обуславливалось проблемой опреде­ления качеств будущего работника, которые могли влиять на эффективность его професси­ональной деятельности в организации. Эти качества и называли компетенциями. В результате многолетних исследований, которые про­велись в разных типах организаций, был подготовлен словарь из 21 компетенций, характерные людям успешным в своей профессиональной деятельности.

Первоначально компетенции противопос­тавлялись специальным знаниям и умениям, связанным с реализацией конкретной профессиональной деятельности. То есть они противопоставлялись понятию «квалификация» и стали рассматриваться как универсальные составляющие профессиональной деятельности, влияющие на ее успех. Таким образом, проблематика компетенций попала в организационную психологию и со временем заняла в нейзначимое место.

Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества. В подобных обстоя­тельствах продуктивность профессиональ­ной деятельности зависит не от обладания, какой бы то ни было раз и навсегда заданной специальной информацией, а от умения ори­ентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с про­блемами, искать и использовать недостаю­щие знания или другие ресурсы для достиже­ния поставленной цели.

Требования к сотрудникам также серьезно изменились. Не достаточно быть просто хорошим специалистом, надо еще быть хорошим со­трудником. Место исполнительного справляющегося со своими обязаннос­тями работника занял образ сотрудника активного, умеющего быть ответст­венным и принимать решения в неопреде­ленных ситуациях, умеющего работать в группе на результат, учиться, восполняя дефицит профессиональных знаний.

Теоретической базой курсовой являются: исследования в сфере управления и компетенций М.Альберт, Ричард Л.Дафт, У.Джек Дункан, М.Мескон, Дж.Равен, Ф.Хедоури и др.;работы и исследования отечественных ученых по организационной психологии и работе с персоналом С.Г.Вершловский, B.C. Безрукова, Н.В.Кузьмина, О.Е. Ломакина, О.Е.Лебедев, Л.М. Митина, П.И.Третьяков, К.М. Ушаков и др.

Цель данной работы изучение особенностей компетенции и компетентностьпродавцов консультантов сети магазинов женской одежды «Jenifer».

Предметомкурсовой работы являетсякомпетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров.


Объект курсовой работы –компетенции и компетентность продавцов консультантов.

Задачами нашей работы:

  1. Теоретический анализ понятия «компетенции» и «компетентность».
  2. Изучение типов компетенций субъекта труда.
  3. Рассмотрениекомпетенцийи компетентностей продавцов консультантов сети магазинов женской одежды «Jenifer».

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Практическая значимость курсовой работы: полученные результаты и выводы могут быть использованы в работе менеджеров по персоналу и организационных психологов торговых организаций.

Глава 1.Компетенции и компетентность современных специалистов

1.1 Понятие компетенция и компетентность

В психолого-педагогической теории и практике есть разные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Эти понятия трактуются неоднозначно. До недавнего времени ни в философских, ни в психологических, ни в педагогических словарях толкование терминов «компетентность» и «компетенция» не было обозначено. Это говорит о том, что компетентность специалиста получило актуальность в исследовании вопросов в современном психолого-педагогическом контексте. Компетенция - это знания, а компетентность - это умения.

В 1998 году О.Е. Ломакина в исследовании «Формирование профессиональной компетентности будущего преподавателя иностранных языков» провела анализ этих терминов, что прояснило данный вопрос[9].

Так, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов полагают, что понятие профессиональной компетентности учителя отражает соединение его теоретической и практической готовности в структуре личности и говорит о его профессионализме. Причем ученые условно разделяют профессиональную компетентность от других личностных образований: накопление информационного фонда они считают не просто самоцелью, а важным условием для выработки «знаний в действии», другими словами умений и навыков как основного критерия профессиональной готовности [11].

Понятие «компетентность» (лат. competentia - совместно добиваюсь, достигаю, подхожу) трактуется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, полноправность.Во всех словарях проводится разграничение категорий «компетентность» и «компетенция» [6].


Английское слово «competence» обозначает квалифицированность, способность и компетентность в чем-то.

В разных отраслях психолого-педагогического знания термин «компетентность» определяется с разных позиций.

В психологии принята точка зрения, по которой понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, более того способы выполнения деятельности (А.Л. Журавлев, Н.Ф. Талызина, А.И. Щербаков и др.).

Л.М. Митина определяет компетентность как «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей». Она считает, что компетентность это интегральная характеристика конкурентоспособного индивида. Согласно ее мнению, компетентность включает знания, умения, навыки, и способы и приемы их применения в деятельности, общении, развитии человека. Это определение дало автору основание представить в структуре компетентности конкурентоспособного человека две подструктуры:

- деятельностнуюподструктуру (знания, умения, навыки и способы организации профессиональной деятельности);

- коммуникативную подструктуру (знания, умения, навыки и способы делового общения) [12].

В работах педагогов (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, В.В.Трунаев) компетентность рассматривается как набор знаний в противовес понятию профессионального уровня, как степени сформированных умений и навыков.

Дж. Равен,понимал компетентность как сумму знаний, умений и способностей, которые проявляются в важной для субъекта деятельности. Причем предполагается, что важнейшую роль при определении компетентности играет ценность деятельности для человека. Для ее анализа предполагается измерять ценность деятельности и далее –набор внутренних средств, посредством которых индивид достигает требуемого результата в данной деятельности.

В.М. Шепель в определение компетентности вносил знания, умения, опыт, теоритическую подготовленность к применению знаний.

B.C. Безрукова, считает, что компетентностьэто владение знаниями и умениями, которые позволяютдавать профессионально грамотные оценки, и мнения.

В.А. Демин предлагает следующее определение компетентности: «компетентность -это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях». Он выделяет общекультурную компетентность как базис для профессиональной компетентности, считая, что главными направлениями общекультурной компетентности обучающихся людей при личностно-ориентированном подходе становятся личностные потенциалы [22].


Быть компетентным значит иметь способность (умение) мобилизовать в разных ситуациях, полученные знания и опыт. Отсюда исходит понятие «компетенция», происходящего от латинского слова «competere»- квалификация и пригодность в некой должности.

П. Вейлл, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, определяют компетентность как способность интегрировать знания и навыки и их использовать в условиях постоянно меняющихся требований среды.

Поскольку наше исследование предполагает уточнение понятий «компетентность» и «компетенция», мы проделаем лингвистический анализ последнего. Словарь толкования иностранных слов объясняет понятие «компетентный» как имеющий компетенции - круг полномочий учреждения, лица или круг дел, вопросов, подлежащих ведению: Competent (франц.) - компетентный. Competens (лат.) -способный. Competere - требовать, соответствовать, быть пригодным. Competence (англ.) - способность (компетенция) [18].

Определения компетентностиподобны, в то время как для «компетенции» нет единого объяснения, это понятие определяется как «совокупность полномочий какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями», «обладание (владение) знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен».

Толковый словарь Ожегова определяет «компетенцию» как: круг вопросов, в которых индивид хорошо осведомлен, полномочий, прав.

При рассмотрении компетенции внимание обращается на определенные ситуации, в которых они выявляются. Соответственно, компетенция становится областью отношений, которые существуют между знанием и действием в деятельности людей [2].

Таким образом, компетенции это понимание ее как способности людей справляться с самыми разными задачами, как сумма знаний, умений и навыков, которые нужны для выполнения определенной работы. Причем должны взаимодействовать когнитивные и аффективные навыки человека, вместе с мотивацией, эмоциональными аспектами и ценностными установками. Взаимодействие этого числа частных аспектов приводит нас к пониманию компетенции, которое выявляется в контексте условий и положений, как внешних, так и внутренних.

В современной дидактике под «компетенцией» понимаются способность и готовность индивида к деятельности, которые основаны на знаниях и опыте, полученных через обучение, ориентированное на самостоятельное участие человека в познавательном процессе, а также нацеленные на ее продуктивное вовлечение в профессиональную деятельность.


Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают набор профессиональных знаний и умений, а также способы осуществления профессиональной деятельности. Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова и В.М. Шепель полагают, что профессиональная компетентность– это одна из аспектов профессионализма, в структуре которого выделяются:

- профессиональная востребованность,

- профессиональная пригодность,

- профессиональная удовлетворенность,

- профессиональный успех [5].

Поскольку понятие компетенции соединено с профессиональной деятельностью, в литературе активно используется понятие «ключевые компетенции». В большинстве источников «ключевые профессиональные компетенции» рассматриваются как компетенции, общие для всех профессий и специальностей. Ключевыми компетенциями называют такие, которыми обладаетлюбой член общества и которые, можно применять в самых разных ситуациях. Ключевые компетенции являютсяуниверсальными компетенциями и применимыми в различных ситуациях. Актуально важными являются рекомендации Европейского Совета по определению пяти групп ключевых компетенций, овладение которыми считается базовым критерием качества образования:

Политические и социальные компетенции, объединяются сумением брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, регулировать конфликты без насилия, участвовать в работе и в развитии демократических институтов [12].

Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы предотвращать появление расизма или ксенофобии, климата нетерпимости, воспитание и образование должно прививать молодым людям межкультурные компетенции: понимание различий, уважение друг друга, способность проживать с людьми других культур, религий, национальностей.

Компетенции владения устным и письменным общением, эти компетенции чрезвычайно важны в работе и общественной жизни, а кто ими не обладает, может быть изолирован от общества. К группе общения относится владение языками, которое принимает всевозрастающее значение [15].

Компетенции, связанные с появлением общества информации. Владение новыми технологиями, их применение, знание их силы и слабости, способность адекватно относится к распространяемой информации и рекламе.

Компетенции, реализующие желание учиться всю жизнь, это основа постоянного совершенствования в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.