Файл: ФИНАНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ (СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.

Государственный бюджет является ведущим звеном как системы государственных финансов, так и всей финансовой системы в целом. Его понятие многогранно. По социально-экономической сущности государственный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и части национального богатства. По материальному содержанию - главный централизованный фонд денежных средств страны. С правовой точки зрения государственный бюджет является основным финансовым планом страны, имеющим силу закона.

Государственный бюджет - элемент воспроизводства рабочей силы, так как он во многом зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. В целом под государственным бюджетом понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением (перераспределением) и использованием главного централизованного фонда денежных средств страны[9].

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высшей власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

Многие авторы, вместе с финансами государственного бюджета и внебюджетных фондов, выделяют такое звено как государственный кредит, под которым понимается совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта[10]. Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве гаранта, не обязательно приводят к такому изменению. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат. Но чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков и приводят к расходованию средств централизованных денежных фондов.


Государственный кредит является экономической категорией, которой присущи одновременно черты кредита и финансов. Государственный кредит является одним из видов кредита, характеризуется срочностью, платностью и возвратностью: средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Через определенный период времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами. Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на финансовых рынках, а также на производство и занятость.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что государственный кредит входит в состав финансов государственного бюджета. Так как государственный кредит представляет собой форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, а также является перераспределителем дохода с образованием и использованием главного централизованного бюджетного фонда страны. Такие критерии определения свойственны государственному бюджету.

Т. М. Ковалева в предложенной финансовой системе выделяет еще два звена в сфере государственных и муниципальных финансов: фонд страхования и фондовый рынок[11]. Фонд страхования является одним из внебюджетных фондов и не ясна причина, по которой его можно выделить как отдельное звено. Фонд социального страхования Российской Федерации создан в целях обеспечения и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Фондовый рынок - составная часть финансового рынка, на котором осуществляются операции с ценными бумагами. Фондовый рынок похож на рынок любого другого товара. Обычные товары производятся, а ценные бумаги выпускаются в обращение. Для всех рынков необходимо продвижение товара к покупателю, а для фондового рынка - продвижение ценных бумаг к инвестору. Основной этого рынка являются товарный рынок, деньги и капитал. Для того чтобы владелец капитала смог принять участие в инвестировании, нужно иметь достаточный объем капитала. Такой объем капитала редко можно получить сразу. Обычно этому предшествует процесс накопления.

Подводя итоги, можно отметить, что фондовый рынок является одной из составляющих централизованной части финансовой системы страны, что определяет финансы фондового рынка в финансы государственного бюджета и не выделяет его в отдельное звено системы. Как известно, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на фондовом рынке.


Таким образом, на дискуссионный вопрос о составе сферы государственных и муниципальных финансов можно дать ответ, что она состоит из финансов государственного бюджета и финансов внебюджетных фондов. Вопрос о выделении страхования в отдельную сферу является одним из основных актуальных и спорных вопросов.

На основе теоретического анализа и организационно-финансовой практики можно заключить, что существуют два вида страховых организаций:

- различные фонды (пенсионного, медицинского, социального) страхования, которые являются внебюджетными фондами, а значит, их финансы являются составной частью государственных и муниципальных финансов;

- финансовые организации, которые являются юридическими лицами и целью их деятельности является получение прибыли, что характерно для коммерческих предприятий.

Следовательно, страхование не является отдельной сферой финансовой системы РФ, а является структурным элементом звеньев двух других сфер.

Как указывалось выше, вопросам исследования финансов и финансовой системы в целом посвящено много научных работ. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы финансовой системы также не одинаковы. Не исключено, что тот состав и структура финансовой системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки. В связи с вступлением в действие большого количества новых законов в налоговой и бюджетной сферах, меняются финансовые отношения между различными экономическими субъектами, меняется сама структура субъектов, а значит, и финансовая система в целом.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РФ

В наши дни, обществу ежедневно приходится сталкиваться с большим разнообразием финансовых отношений, среди которых и разнообразные и ежедневные финансовые операции. Очевидно, что для роста экономики государства, для удачного функционирования всей рыночной экономики, нужно наличие стойкой финансовой системы, которые будет представлять собой совокупность взаимосвязанных частей финансовых отношений.


Таким образом, надежная и крепкая финансовая система - одна из важнейших задач государства. Она является основой для всей национальной экономики и играет важнейшую роль в ней. Кроме главных основ финансовой системы у каждого развитого государства есть свои отличия, которые дали ей возможность достигнуть определенных высот в новейшей истории.

В настоящее время структура финансовой системы РФ состоит из финансов домохозяйств, компаний и государственных и муниципальных финансов. В свою очередь финансы компаний содержат финансы коммерческих и некоммерческих организаций. А государственные и муниципальные финансы содержат в себе бюджеты и внебюджетные фонды. Большая роль государства в национальной экономике привела к тому, что любые финансовые проблемы государства приводят к большим потрясениям и в коммерческой среде. Поэтому необходимы кардинальные изменения в финансовой системе.

Многие исследователи считают, что для успешного долгосрочного развития финансовой системы РФ необходимо принять следующие меры:

1) увеличить контроль на финансовых рынках, в том числе, над ростом задолженностей государственных корпораций, эмиссией финансовых инструментов;

2) расширить функции Банка России, которые связаны с контролем над коммерческими банками

3) использовать средства резервного фонда Российской Федерации для проектного финансирования;

4) создать государственный инвестиционный банк, который бы финансировал долгосрочные проекты, которые бы были частью государственных программ[12].

Легализация теневых расходов граждан на социальные нужды может стать также очень важным шагов в развитии финансовой системы РФ. Стоит создать форму организации и контроля данного вида расходов государством.

Нынешняя финансовая система России, находясь под натиском санкций со стороны западных держав, не имеет предпосылок, чтобы гарантировать экономический рост собственными экономическими ресурсами. Основными недостатками российской финансовой системы можно назвать высокую зависимость от внешних рынков, непропорциональность масштабам экономики, неудачные денежные цели, явный недостаток долговременных денежных ресурсов.

Существует много показателей, которые влияют на внешнеэкономическое развитие страны, но одним из самых важных является УМЭ (уровень монетизации). При анализе значений ВВП и УМЭ российской экономики за период с 1997 по 2014 гг., видно, что с каждым годом показатель УМЭ растет, что можно назвать положительной динамикой. Но если сравнить этот показатель с другими мировыми странами, то можно заметить, что он значительно ниже[13].


Централизованные государственные финансы являются основой финансовой системы РФ. К таким можно отнести: государственные кредит, бюджетную систему, финансовые ресурсы Банка России. Именно они определяют судьбу российской экономики. При составлении Федерального Бюджета 2015-2017 годы, Министерство Финансов РФ поставило задачу обеспечить запас прочности бюджета при снижении доходов и темпов экономического роста. Это влечет за собой необходимость обеспечения профицита или невысокого дефицита бюджета. Правительство РФ часть ранее предусмотренных расходов сократило, перенесло на период после 2017 года. Это в первую очередь коснулось затрат на модернизацию армии. Также была ограничена индексация зарплат бюджетников на уровень инфляции[14].

Но в то же время в бюджете предусмотрены существенные расходы на программы развития новых территорий (Крым и Севастополь). Кроме того, государство поддержало регионы Дальнего Востока - увеличилось финансирование на инфраструктурные объекты. Все это несет большую нагрузку на бюджет и финансовую систему РФ. В случае сохранения санкций и текущих цен на нефть, Россия рискует оказаться в глубокой рецессии в 2015 году. Это может стать причиной отказа Банка России от свободного плавания валюты и возращения к интервенциям, а также контролю над потоками капитала.

Финансы как инструмент регулирования экономики во многом зависит от внешних и внутренних факторов. Влияние внешних факторов является экзогенным. В настоящее время власти России не готовы ему противодействовать. Это влечет за собой беспомощность национальной банковской системы и финансовых рынков. В случае проведения интенсивных реформ российской банковской системы, есть возможность улучшить положение государственной экономики.

Развитие финансовых рынков России будет достаточно противоречивым в среднесрочной возможности. Если обстановка на рынке акций российских компаний будет в прямой зависимости от состояния национальной экономики и высоких тарифов на нефть, то финансовый рынок России не будет устойчивым и привлекательным для иностранных инвесторов.

Если будут падать тарифы на нефть и сохраняться невысокие темпы изготовления в развитых экономиках, то положение реального сектора экономики РФ ухудшится, т.е. вырастет спрос на заемные ресурсы. Рынок федеральных облигаций получит наибольшее развитие, а размер рынка городских и муниципальных облигаций сократиться, в силу наименьшей конкурентоспособности последних.