Файл: ФИНАНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ (СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несомненно, любая финансовая система мира сильно зависит от иностранных инвестиций. Поэтому объем средств, которые инвестировали иностранные инвесторы в национальную экономику, отчасти отражает состояние финансовой системы. Момент введения санкций со стороны западных стран, снизил объемы иностранных инвестиций почти до нуля. Это сильно ударило по финансовым рынкам России и многие компании или нашли помощь у государства или стали банкротами. В то же время активно растет отток капитала. В 2014 году он составил более 150 млрд. долл. США. Это превысило всевозможные прогнозы и также ударило по российскому финансовому рынку[15].

В процессе регулирования экономики государство может выбрать направления, которые наиболее подойдут для ее специфики. При выборе пути развития экономики, важно понимать, склонны ли граждане к банковским депозитам или к прямым вложениям, готовы ли корпорации активно размещать свои акции, какую финансовую политику ждать Российской Федерации от иностранных государств. Только в случае наличия благоприятных условий, проводимая политика может быть успешной.

Введение системы страхования вкладов может простимулировать банковские накопления граждан, пенсионная реформа РФ может помочь росту долгосрочных сбережений в формате пенсионных резервов. Повышение уровня заработной платы, изменение налоговой политики по секторам экономики РФ и по различным социальным группам граждан, которые нацелены на изменение финансовых потоков в пользу населения для сильного улучшения его уровня жизни должно повышать не только спрос на товары и услуги среди населения, но и предложение населением сбережений.

В итоге, для развития экономики в Российской Федерации требуется провести комплекс реформ, которые должны сократить теневой сектор экономики, расширить доступность кредитов и увеличить роль долгосрочного кредитования. Важно, чтобы финансово-кредитная система была нацелена на достижение успеха в реальном финансовом развитии национальной экономики. Не смотря на все санкции со стороны развитых стран, а также внутренние финансовые проблемы нашей экономики, можно создать условия для долгосрочного развития национальной финансовой системы и тем самым повысить уровень жизни наших граждан.

Стратегия финансового регулирования для устойчивого роста экономики должна реализовываться по следующим важнейшим направлениям:

1. Становление рубля как резервной валюты. Современная ситуация в финансовой сфере благоприятствует появлению региональных резервных валют, одной из которых имеет возможность стать российский рубль. Кризисные явления в мировой финансовой системе способствуют формированию нескольких мировых центров экономического притяжения.


Одним из проявлений этих тенденций должно стать формирование пула региональных резервных валют, что при должном взаимодействии финансовых властей разных стран и региональных союзов способно сделать глобальную финансовую систему более сбалансированной. Российский рубль - один из претендентов на статус региональной резервной валюты. Первый шаг к реализации этого потенциала - повышение роли расчетов в рублях, сначала при торговле обязательствами по поставке сырьевых товаров, затем - долговыми обязательствами эмитентов России и других стран.

При использовании рубля в качестве расчетной валюты российские резиденты выигрывают за счет снижения трансакционных издержек при проведении трансграничных операций. Важно использовать повышение статуса рубля как инструмента укрепления российского финансового рынка, например, развития рублевой секьюритизации. Международные инвесторы придут на рублевый рынок секьюритизации при уверенности в том, что номинированные в рублях еврооблигации они всегда могут обменять на рубли, а на них купить товары на сырьевых биржах. Особенно это важно для ипотечного рынка, тяжело перенесшего кризис, но где уже более 60% кредитов выдается в рублях, а хеджирование валютных рисков обходится очень дорого.

Создание сырьевых бирж с торговлей за рубли - одна из очевидных мер по стимулированию спроса на рубли как валюту транзакций - должно быть подкреплено постепенным снижением инфляции, структурной перестройкой экономики в пользу обрабатывающих отраслей. Статус резервной валюты предполагает не только дополнительные выгоды за счет вытеснения прочих валют из расчетов и возможности эмиссии рублей сверх потребностей резидентов, но и дополнительную ответственность финансовых властей.

2. Введение в оборот некапитализированных элементов национального богатства. Это позволит в разы увеличить мощность финансового сектора. В настоящее время капитала экономических агентов выступает менее 7% национального богатства, хотя возможно ввести в оборот до 15%. Это основные фонды, земля, недра, естественные биологические и подземные водные ресурсы, недвижимость, нематериальные активы (патенты, авторские права).

С одной стороны, капитализация активов позволяет кратно увеличить активы финансового сектора без катастрофического роста кредитных рисков. С другой стороны, рубли, эмитированные под трансакционный спрос для сделок с капитализированными активами, могут выступать как источники пассивов кредитных организаций, а сами активы - как часть собственного капитала кредитных организаций. Это существенно снизит потребность в притоке иностранных сбережений и обеспечит быстрый рост пассивов без потери финансового суверенитета.


Только изменение законодательной базы в сфере защиты прав собственности, залогов, секьюритизации и планомерная работа по изменению соответствующей правоприменительной практики способны запустить механизм капитализации активов. При этом слабая спецификация и недостаточная защита прав собственности препятствуют реализации вышеуказанных мероприятий.

В числе других мер, способных обеспечить введение в оборот нефинансовых активов общей стоимостью порядка 100 трлн. рублей в течение 10 лет, специалисты называют поддерживающие процедуры оценки активов, организованные рынки для торговли активами, поддерживающие котировки маркет-мейкеры, позволяющее капитализировать интеллектуальную собственность патентное право, синхронизация кросс-секторного регулирования.

Успешный опыт капитализации нефтегазовых запасов в стоимости акций крупнейших российских компаний свидетельствует, что передача контроля над активами иностранному капиталу не является необходимым условием их адекватной оценки. Без существенного ущерба объемам капитализации можно предусмотреть систему встроенных ограничений, способную предотвратить угрозу перехода стратегически важных активов в собственность нерезидентов, в том числе транснациональных компаний. Это могут быть долгосрочные арендные права вместо прав полной собственности распоряжения, различные ковенанты использования активов и возможности их отчуждения в пользу иностранных лиц.

3. Антиинфляционная политика. Важнейшие причины неэффективности существующей антиинфляционной политики - специфика используемых инструментов и недооценка влияния немонетарных факторов. Стерилизация денежной массы, которая продолжает использоваться как основной инструмент антиинфляционной политики, практически не оказывает влияния на немонетарную составляющую инфляции. Изъятие денег из экономики порождает ряд негативных эффектов.

Негибкость механизма стерилизации, привязанного к ценам на нефть, создает искусственные перепады ликвидности; периодически возникает избыточная стерилизация, когда прирост спроса на деньги со стороны экономики не покрывается денежным предложением. Отставание динамики денежного предложения (денежной базы) от расширения спроса на деньги со стороны экономики (денежной массы) - один из важнейших источников системных рисков банковского сектора.

На смену стерилизации как основному антиинфляционному инструменту должна прийти гибкая стерилизация, не наносящая ущерба ликвидности банковского сектора и лишь дополняющая другие инструменты монетарной, бюджетной, таможенной и конкурентной политики. Политика «дешевых денег», проводимая ФРС (Федеральная резервная система) США, с одной стороны, и политика российских монетарных властей по стерилизации рублевой денежной массы, с другой, поддерживали существенное различие между ставками в рублях и долларах, что провоцировало дополнительные приток капитала и эмиссию рублей. В итоге влияние стерилизации на динамику денежной массы оказывалось ограниченным, и ее эффективность как инструмента по сдерживанию монетарной составляющей инфляции резко упала.


При существенной немонетарной составляющей российской инфляции требуется использование инструментов, направленных не на сдерживание роста денежного предложения, а на создание условий для роста предложения товаров и услуг через развитие конкуренции, снижение издержек бизнеса за счет развития инфраструктуры.

Напротив, умеренно мягкая монетарная политика через расширение кредитования секторов, чья продукция подорожала в наибольшей степени, может способствовать сокращению немонетарной инфляции. Поэтому в условиях инфляции сдерживание кредитной экспансии должно касаться в первую очередь потребительского кредитования, которое лишь усугубляет разрыв между спросом и внутренним производством.

4. Предупреждение кризисов. Быстрый рост финансового сектора должен сопровождаться развитием механизмов, смягчающих последствия внешних и внутренних шоков. Связанный с увеличением активности кредитных организаций рост системных рисков банковского сектора вкупе с неразвитой финансовой инфраструктурой, неадекватными технологиями управления рисками, отсутствием эффективных механизмов сотрудничества внутри банковского сообщества, а также между банками и монетарными властями увеличивает вероятность банковского кризиса.

Последствия кредитного кризиса в США - яркий пример масштабного внешнего шока, для смягчения которого необходимо использовать все доступные инструменты. В первую очередь, это краткосрочное рефинансирование. Наметившаяся смена модели денежного предложения и переход к инфляционному таргетированию приводят к тому, что российские банки все чаще и в больших объемах будут нуждаться в поддержке ЦБ (Центральный банк). Поэтому в рамках совершенствования механизмов рефинансирования необходимо предусмотреть создание механизма реализации предметов нерыночных активов, выступающих в качестве залога по непогашенным кредитам Банка России.

Важную роль играет улучшение практики корпоративного управления и риск-менеджмента. Однако часть масштабных рисков должны брать на себя финансовые власти. Пока недостаточно используются возможности взаимодействия с центральными банками других стран. Неформальные договоренности о согласованных интервенциях позволяют предотвращать и быстро пресекать спекулятивные атаки. Снизить риски банковского бизнеса позволят институциональные улучшения -организованный рынок межбанковского кредитования, консолидация кредитных бюро, развитие синдицированного кредитования. Банку России необходимо выработать механизмы, которые ограничивали бы спекулятивные операции с производными инструментами банков и их дочерних структур.


5. Диверсификация банковской системы. На место изолированных эшелонов межбанковского рынка должен прийти механизм матричного деления, благодаря которому избыточная ликвидность крупнейших банков будет переходить к менее крупным специализированным банкам. Сегодня на межбанковском рынке сложились эшелоны: крупные банки работают с крупными, средние - в основном со средними. Такая структура препятствует переходу избыточной ликвидности к наиболее нуждающимся в ней - небольшим банкам. Более высокая рентабельность небольших специализированных банков позволяет им платить некоторую премию к стоимости ресурсов для крупных банков.

Однако система ранжирования лимитов, которые устанавливаются на кредитные организации на основе имеющейся у данного банка информации, существенно ограничивает скорость и объем перемещения ликвидных ресурсов между ликвидоизбыточными и ликвидодефицитными банками. Матрица уровней предполагает, что у банков сохраняется возможность классифицировать потенциальных партнеров на две группы. Сделки с приближенными могут носить внебиржевой характер. При возникновении избыточной ликвидности у одной группы банков она распределяется на организованном межбанковском рынке по конкурентным заявкам всех нуждающихся в ликвидности банков.

При этом крупнейшие банки становятся маркет-мейкерами и берут на себя обязательства по поддержке индикативных котировок с объемами не ниже оговоренного минимума. Гарантией исполнения обязательств на организованном рынке может выступать право кредитора на безакцептное списание оговоренной суммы с корреспондентского счета в территориальном управлении Банка России. Организованная площадка межбанковского рынка - только один из каналов аллокации ресурсов внутри банковского сектора. Полноценная система рефинансирования должна быть дополнена такими каналами, как синдицированное межбанковское кредитование, выкуп облигационных выпусков, кредитных портфелей и закладных.

6. Синхронизация регулирования разных секторов финансового рынка. Адекватность потребностям экономики и общества без существенного роста зависимости от зарубежных экономических агентов предполагает синхронное развитие разных секторов финансового рынка: провайдеров кратко-, долгосрочных ресурсов и услуг по управлению рисками.

В случае отставания одного из сегментов финансового рынка могут возникнуть проблемы в других секторах. Например, слабое развитие инфраструктуры оценки рисков (включая страховые компании, рейтинговые агентства, кредитные бюро) может сдерживать развитие банковского сектора либо привести к опасному накоплению банковских рисков. Чтобы избежать таких провалов, необходима синхронизация регулирования разных секторов финансового рынка.