Файл: ФИНАНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ (СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РФ).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
Помимо интересов финансового рынка, без синхронного регулирования сложно пресекать кросс-секторные схемы легализации преступных доходов. Здесь можно привести в качестве примера конфликты Федеральной службы по финансовым рынкам и Центрального банка о поднадзорности, желание Росфинмониторинга обладать правом отзыва банковских лицензий. Что говорит о попытках перераспределить надзорные функции либо организационно объединить существующие ведомства, создав мегарегулятор.
Вместе с тем синхронное развитие нетождественно появлению мегарегулятора финансового рынка: анализ опыта зарубежных стран показывает, что добиться синхронного развития можно при различном уровне интеграции регулирующих органов.
Важнейшие предпосылки реализации модели мегарегулирования - универсализация финансовых продуктов и усложнение структуры участников рынка - в России лишь формируются. В России появились финансовые холдинги, но уровень интеграции бизнес-процессов и продуктов пока еще не высок. Даже накопительное страхование жизни, популярный во многих странах комбинированный продукт со страховой и инвестиционной составляющими, не играет существенной роли: взносы по таким программам едва превышают 8 млрд руб. в год (менее 0,1% ВВП, в большинстве развитых экономик- от 4 до 10%).
На современном этапе развития российского финансового рынка, важнейшими мероприятиями по синхронизации регулирования должны стать расширение практики подготовки консолидированной отчетности финансовых холдингов, налаживание каналов регулярного обмена информацией и опытом между регуляторами. Международный опыт не дает пока веских аргументов в пользу высокой эффективности мегарегулятора в предотвращении и купировании кризисных явлений.
Модель мегарегулятора, в той или иной форме принятая примерно в 40 странах, еще не завершила проверку системным кризисом. Более того, в российских условиях велика вероятность потери управляемости в период становления нового регулирующего органа. В условиях молодого и нестабильного финансового сектора это обернется значительными потерями: вместо перспективных задач будут решаться текущие, организационные.
Немалое значение имеет и открытость рынка для новаций в регулировании. Если рынок непрозрачен и закрыт, то затрудняется развитие саморегулирования и системы рыночных индикаторов, таких как аудит, рейтинги, публичная отчетность, мнения консультантов и экспертов. В таком случае на мегарегулятор ложится очень ответственная задача одновременно обеспечить такое качество регулирования и институционального проектирования, которое позволило бы решить как текущие, так и перспективные задачи, и способствовать повышению прозрачности на всех сегментах рынка. Цена ошибки мегарегулятора существенно возрастает.
7. Неинфляционная кредитная экспансия. Некоторые специалисты утверждают, что в России возможно сочетание кредитной экспансии и умеренной инфляции, поскольку даже небольшие по мировым меркам вложения в модернизацию уже в течение 2-3 лет способны привести к существенному росту производительности труда, росту предложения товаров и услуг и, как следствие, снижению инфляционного давления.
Долгосрочное рефинансирование должно иметь ограничения на использование предоставленных средств с целью исключения существенных инфляционных последствий. Среди механизмов, которые могут применяться для стимулирования неинфляционной кредитной экспансии банков и роста предложения товаров и услуг:
- рефинансирование валютных кредитов, выданных российским компаниям на покупку зарубежных компаний или технологий,
- рефинансирование кредитов в рублях, замещающих внешнее фондирование,
- рефинансирование кредитов в рублях, выданных предприятиям секторов, генерирующих немонетарную инфляцию,
- механизмы неинфляционной кредитной экспансии вполне способны заменить коррупционное прямое распределение бюджетных средств на безвозмездной основе[16].
Таким образом, государству следует более активно использовать механизмы неинфляционной кредитной экспансии для стимулирования экономического роста и повышения его качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует отметить, что в РФ выделяются следующие сферы финансов, оказывающие влияние на экономику страны: финансы субъектов хозяйствования, государственные и муниципальные финансы, финансовый рынок. Сфера финансов субъектов хозяйствования включает коммерческие и некоммерческие организации и финансы домашних хозяйств. Сфера государственных и муниципальных финансов состоит из таких звеньев, как бюджеты (федеральный, региональные и местные) и государственные внебюджетные фонды (социальные и экономические). Третья сфера (финансовой рынок) - представляет собой совокупность валютного, кредитного рынков и рынка ценных бумаг.
Специфика каждой сферы финансов определяет не только особенности состава и структуры финансовых ресурсов, организационного построения финансовых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля. Современная финансовая система - это совокупность относительно самостоятельных и взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, отображающая структуру финансов страны и выполняющая функции аккумулирования, распределения и финансового посредничества.
Государство в процессе регулирования экономики может выбирать направления, наиболее подходящие для ее специфики. Выбирая путь экономического развития, необходимо понимать, склонно ли население к банковским депозитам либо к прямым вложениям, расположены ли корпорации к активному размещению своих акций и публичности, какую финансовую политику в отношении России можно ожидать со стороны других стран мира и т. д.
Только при наличии благоприятных условий проводимые мероприятия могут быть успешными. Внедрение системы страхования вкладов может стимулировать банковские накопления населения, пенсионная реформа может способствовать росту долгосрочных «обязательных» сбережений в форме пенсионных резервов, развитию небанковских форм финансового посредничества и фондового рынка с долгосрочными капиталами, внедрение системы международной отчетности может повысить прозрачность заемщиков и стимулировать привлечение инвестиций.
Учеными отмечается взаимосвязь между типом финансовой системы, характером финансовых посредников и темпами экономического роста. Для менее развитых стран может оказаться предпочтительнее финансовая система, опирающаяся на банки. Более развитые в экономическом отношении страны могут «позволить себе» сложную структуру финансовых посредников, с развитой секьюритизацией активов и фондовыми рынками, с множеством промежуточных вложений средств внутри финансовой системы между ее институтами. Сложные структуры повышают устойчивость финансовой системы, обособляя риски в рамках специализированных институтов.
Кроме того, по результатам некоторых исследований отмечается, что для эффективности банковской модели необходимо жестко контролировать инфляцию, поскольку бесконтрольная, высокая и неустойчивая инфляция резко снижает влияние банковского кредита на экономический рост. То есть тип финансовой системы, который выбирают и стимулируют регулирующие органы, необходимо увязывать с теми инструментами финансовой и экономической политики, которыми они располагают и применяют.
В настоящее время создание устойчивого рынка капитала, способного питать развитие экономики России в долгосрочной перспективе, «упирается» в наименее развитый сегмент - финансы населения. Одновременно по этой же причине и банковский сектор недостаточно активно трансформирует сбережения населения в финансирование экономики.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что тип финансовой системы, сложившейся в настоящее время в России и основанный на банках, отражает опыт других стран и может оцениваться как соответствующий сложившемуся состоянию экономики. Однако, для развития на перспективу экономики в целом, необходимо решать проблему низкого развития финансов населения, его низкой сберегательной активности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дукхани А.Б. Сравнение финансовых систем в США, РФ и ОАЭ // Вестник УГЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. -2014. - № 1(7). – С. 175-180.
2. Кормилицина И.Г. Финансовая стабильность: сущность, факторы, индикаторы // Финансы и кредит. – 2011. - № 35. – С.44-49.
3. Медведков С.Р. Экономическая политика и банковская система // Вопросы экономики. - 2012. - № 4. – С. 47-51.
4. Полякова О.А. О финансовой системе и ее составе // Финансы и кредит. – 2011. - № 3. – С.113-116.
5. Сушко И.А. Влияние кризисных явлений валютного рынка на состояние российской финансовой системы // Ленинградский юридический журнал. – 2015. – № 1 (39). – С. 156-160.
6. Финансы: учебник / Барулин С.В. - М.: КНОРУС, 2010. - 640 с.
7. Финансово-кредитная система: учеб. Пособие / Бобошко Н.М., Проява С.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 234 с.
8. Финансы и кредит: учебник / под ред. Т.М. Ковалевой. - 7-е изд. - М.: Кнорус, 2013. - 360 с.
9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие для бакалавров / Колпакова Г.М. - М.: ИД Юрайт, 2012. - 538 с.
10. Финансы: учеб. пособие / Лупей Н.А., Соболев В.И. -М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012. - 400 с.
11. Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевского, Б.М. Сабанти и др. - М.: Юрайт-Издат, 2011. - 590 с.
12. Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 703 с.
13. Шмиголь Н.С. Современные представления о финансовой системе в экономической литературе // Финансы и кредит. – 2010. - № 43. – С. 54-58.
14. Эскиндаров М.А. Устойчивость финансовой системы России: индикаторы и критерии оценки // Вестник Финансового университета. – 2012. - № 2. – С.176-179.
-
Финансово-кредитная система: учеб. Пособие / Бобошко Н.М., Проява С.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – с.150. ↑
-
Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие для бакалавров / Колпакова Г.М. - М.: ИД Юрайт, 2012. – с. 350. ↑
-
Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – с. 403. ↑
-
Шмиголь Н.С. Современные представления о финансовой системе в экономической литературе // Финансы и кредит. – 2010. - № 43. – С. 55. ↑
-
Финансы: учебник / Барулин С.В. - М.: КНОРУС, 2010. – с. 453. ↑
-
Шмиголь Н.С. Современные представления о финансовой системе в экономической литературе // Финансы и кредит. – 2010. - № 43. – С. 56. ↑
-
Полякова О.А. О финансовой системе и ее составе // Финансы и кредит. – 2011. - № 3. – С.113. ↑
-
Финансы: учеб. пособие / Лупей Н.А., Соболев В.И. -М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012. – с. 276. ↑
-
Финансы: учеб. пособие / Лупей Н.А., Соболев В.И. -М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012. – с. 287. ↑
-
Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевского, Б.М. Сабанти и др. - М.: Юрайт-Издат, 2011. – с. 107. ↑
-
Финансы и кредит: учебник / под ред. Т.М. Ковалевой. - 7-е изд. - М.: Кнорус, 2013. – с.143. ↑
-
Эскиндаров М.А. Устойчивость финансовой системы России: индикаторы и критерии оценки // Вестник Финансового университета. – 2012. - № 2. – С.176. ↑
-
Дукхани А.Б. Сравнение финансовых систем в США, РФ и ОАЭ // Вестник УГЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. -2014. - № 1(7). – С. 177. ↑
-
Сушко И.А. Влияние кризисных явлений валютного рынка на состояние российской финансовой системы // Ленинградский юридический журнал. – 2015. – № 1 (39). – С. 158. ↑
-
Сушко И.А. Влияние кризисных явлений валютного рынка на состояние российской финансовой системы // Ленинградский юридический журнал. – 2015. – № 1 (39). – С. 159. ↑
-
Сушко И.А. Влияние кризисных явлений валютного рынка на состояние российской финансовой системы // Ленинградский юридический журнал. – 2015. – № 1 (39). – С. 159. ↑