Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет»).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Внешняя и внутренняя среда организации: понятие, сущность
1.2 Этапы, методы и модели анализа внешней и внутренней среды организации
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ ЗАО «ТОЧКА ОПОРЫ ПРОЭЛЕКТРОСВЕТ»
2.1 Краткая справка о компании
2.2 Анализ внешней среды компании
2.3 Анализ внутренней среды компании
2.4 Обобщающая оценка внешней и внутренней среды компании
3.1 Разработка стратегического видения и дерева целей компании
Успешность развития компании ЗАО «Точка Опоры Промэлектросвет» демонстрируют и финансовые показатели за период 2014-2016 гг. Ниже, в таблице 3 и на рисунках 4 и 5 представлена динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности компании. Все значения показателей имеют тенденцию роста на протяжении всего рассматриваемого периода, в частности:
- выручка выросла на 18%, до 61 122 млн. руб.,
- рентабельность по EBITDA увеличилась с 20 до 22%,
- совокупный доход вырос на 102%, до 4 914 млн. руб.,
- EBITDA[10] выросла на 32%, до 13 392 млн. руб.,
- соотношение Чистый долг/EBITDA сократилось с 3,33 до 2,65.
Таблица 3
Ключевые финансовые показатели деятельности компании ЗАО «Точка Опоры Промэлектросвет» за период 2014-2016 гг.
№ |
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Выручка, млн. руб. |
49950 |
51910 |
61122 |
2. |
EBITDA, млн. руб. |
8687 |
10135 |
13392 |
3. |
EBITDA, % |
17 |
20 |
22 |
4. |
EBIT, млн. руб. |
6307 |
7703 |
10668 |
5. |
EBIT, % |
13 |
15 |
17 |
6. |
Прибыль до налогообложения, млн. руб. |
2496 |
3734 |
6420 |
7. |
Прибыль за период, млн. руб. |
1742 |
2432 |
4914 |
8. |
Совокупная прибыль, млн. руб. |
1693 |
2439 |
4914 |
9. |
Собственный капитал, млн. руб. |
53144 |
53947 |
56701 |
10. |
Общий долг, млн. руб. |
31703 |
38922 |
39475 |
11. |
Чистый долг / EBITDA |
3,5 |
3,3 |
2,65 |
Рисунок 4 – Динамика выручки ЗАО «Точка Опоры Промэлектросвет» за период 2014-2016 гг.
Рисунок 5 – Динамика показателя EBITDA ЗАО «Точка Опоры Промэлектросвет» за период 2014-2016 гг.
Итак, из представленного краткого обзора деятельности ЗАО «Точка Опоры Промэлектросвет» становится очевидным, что данное предприятие достигло определенных успехов в своей деятельности и в настоящее время это профессионально работающая компания, обладающая значительным потенциалом для дальнейшего развития.
2.2 Анализ внешней среды компании
Анализ внешней среды компании ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет» включал следующий алгоритм исследования (таблица 4):
Таблица 4
Алгоритм исследования внешней среды компании ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет»
№ |
Название этапа исследования |
Методы анализа |
1 |
2 |
3 |
1. |
Анализ микроокружения |
|
2. |
Анализ макроокружения |
|
Методики проведения 5 сил Портера, PEST-анализ, конкурентный анализ достаточно подробно изложены в учебнике по стратегическому маркетингу Н.П. Ребровой[11]. Для проведения анализа привлекались эксперты в составе 5 человек из числа высшего менеджмента компании ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет» и узких специалистов в области маркетинга. Оценка степени согласованности экспертов проводилась с помощью коэффициента конкордации (коэффициент Кендала — W). Выбор данного метода обусловлен тем, что он позволяет определить степень согласованности мнений экспертов по всем оцениваемым объектам, когда число экспертов более двух (в нашем случае данное условие соблюдено, так как количество экспертов составляло 5 человек > 2). Методика расчета указанного коэффициента следующая:
(1)
(2)
(3)
где
С – сумма квадратов отклонений по каждому объекту;
Н – средняя сумма рангов по всем объектам;
К – количество экспертов.
Коэффициент конкордации W принимает значения от 0 до 1,0: при W = 1,0 – полная согласованность мнений экспертов; при W > 0,5 – удовлетворительная; при W < 0,5 низкая[12]. Указанный коэффициент исчислялся средствами программного обеспечения SPSS, который на протяжении всех этапов исследования составит более 0,5, что свидетельствует о достаточной согласованности экспертов.
1) Анализ макроокружения с помощью модели «Пять сил Портера.. Количественный анализ, составленный на основе предварительного обзора рынка светотехники по модели 5 сил Портера для компании ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет» систематизирован в таблице 5. Для экспертов были заранее разработаны оцениваемые индикаторы сил (события), влияющие на отрасль и шкала их оценок в диапазоне от 1 до 9, где оценке «1» соответствует самая низкая вероятность наступления события, а оценке «9» – наибольшая вероятность наступления события. Значение силы, влияющей на отрасль, содержащая в своем составе ряд событий с определенными значениями, – равна единице.
Таблица 5
Оценка 5 конкурентных сил по Портеру компании ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет»
Виды конкурентных сил и их характеристики |
Сила влияния (веса) |
Оценки экспертов |
Средняя оценка |
Оценка с поправкой на вес |
||||
Э-1 |
Э-2 |
Э-3 |
Э-4 |
Э-5 |
||||
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
||||
1. Внутриотраслевая конкуренция |
||||||||
|
0,06 |
9 |
9 |
8 |
9 |
8 |
8,6 |
0,52 |
|
0,04 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
0,36 |
|
0,15 |
7 |
8 |
8 |
9 |
8 |
8 |
1,20 |
|
0,16 |
7 |
8 |
9 |
8 |
8 |
8 |
1,28 |
|
0,15 |
7 |
6 |
9 |
9 |
7 |
7,6 |
1,14 |
|
0,04 |
9 |
7 |
8 |
9 |
7 |
8 |
0,32 |
|
0,08 |
8 |
7 |
9 |
7 |
7 |
7,6 |
0,61 |
|
0,32 |
9 |
9 |
8 |
9 |
9 |
8,8 |
2,82 |
Итого |
1 |
|||||||
Взвешенный рейтинг силы |
8,24 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
||||
2. Угроза появления новых игроков |
||||||||
|
0,17 |
5 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
0,85 |
|
0,15 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5,6 |
0,84 |
|
0,34 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
5 |
1,70 |
|
0,09 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5 |
5,6 |
0,50 |
|
0,25 |
6 |
6 |
6 |
5 |
4 |
5,4 |
1,35 |
Итого |
1 |
|||||||
Взвешенный рейтинг силы |
5,24 |
|||||||
3. Угроза появления светотехнических изделий-заменителей |
||||||||
|
0,32 |
9 |
9 |
8 |
9 |
8 |
8,6 |
2,75 |
|
0,34 |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
8,4 |
2,86 |
|
0,34 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9,0 |
3,06 |
Итого |
1 |
|||||||
Взвешенный рейтинг силы |
8,67 |
|||||||
4. Рыночная власть поставщиков |
||||||||
|
0,25 |
7 |
9 |
7 |
6 |
9 |
7,6 |
1,90 |
|
0,41 |
8 |
7 |
7 |
8 |
9 |
7,8 |
3,20 |
|
0,34 |
8 |
7 |
7 |
8 |
9 |
7,8 |
2,65 |
Итого |
1 |
|||||||
Взвешенный рейтинг силы |
7,75 |
|||||||
5. Рыночная власть потребителей |
||||||||
|
0,21 |
7 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5,6 |
1,18 |
|
0,16 |
1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2,8 |
0,45 |
|
0,15 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
0,30 |
|
0,23 |
4 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5,4 |
1,24 |
|
0,11 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,2 |
0,35 |
|
0,14 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
5,8 |
0,81 |
Итого |
1 |
|||||||
Взвешенный рейтинг силы |
4,33 |
Получившаяся модель 5 сил Портера в соответствии с приведенными расчетами для компании ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет» представлена на рисунке 6:
Рисунок 6 — Модель 5 сил Портера для компании ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет»
Характеризуя влияние конкурентных сил на отрасль светотехники, где позиционирует компания ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет», можно констатировать следующее:
1) Уровень конкурентной борьбы достаточно высок. Индекс Харфиндела-Хиршмана равен 472, что характеризует рынок, как конкурентный. На рынке более 20 игроков с долей более 1%. Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке (формула 4):
(4)
где
HHI – индекс Херфиндаля-Хиршмана;
– доля производства (продаж) i-й компании в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли. Значения yi могут быть выражены в долях либо в процентах;
N – число компаний в отрасли[13].
В соответствии с методикой, применяемой в Министерстве юстиции США, отрасль с индексом Херфиндаля-Хиршмана меньше 1000 считается конкурентной. Если значение HHI находится в диапазоне между 1000 и 1800, то рынок в меру сосредоточенный. Показатель, превышающий 1800, свидетельствует о высокой концентрации в секторе экономики[14]. Расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана для отрасли светотехники, представителем которого является компания ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет» представлен в таблице 6:
Таблица 6
Расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана для отрасли светотехники
№ |
Условное обозначение игроков |
Доля производства (продаж) i-й компании в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли (yi) |
yi2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
A |
6,2 |
38,44 |
2. |
B |
3,5 |
12,25 |
3. |
C |
4,1 |
16,81 |
4. |
D |
5,5 |
30,25 |
5. |
E |
6,2 |
38,44 |
6. |
F |
5,1 |
26,01 |
7. |
G |
1,9 |
3,61 |
8. |
H |
4,4 |
19,36 |
9. |
I |
5,9 |
34,81 |
10. |
J |
4,9 |
24,01 |
11. |
K |
3,4 |
11,56 |
12. |
L |
2,7 |
7,29 |
13. |
M |
6,5 |
42,25 |
14. |
N |
6,3 |
39,69 |
15. |
O |
3,6 |
12,96 |
16. |
P |
5,5 |
30,25 |
17. |
Q |
3,7 |
13,69 |
18. |
R |
2,6 |
6,76 |
19. |
S |
6,1 |
37,21 |
20. |
T |
5,1 |
26,01 |
Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана |
472 |