Файл: Частное и публичное право как отрасли права в России.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Частное и публичное право: из истории становления и развития
1.1. Становление и развитие частного и публичного права в зарубежных странах
1.2. Становление и развитие частного и публичного права в России
2. Частное и публичное право в системе Российской Федерации
2.1. Отрасли и правовые блоки в системе права России: основы классификации и взаимосвязи
2.2. Международное публичное и частное право в правовой системе России
Неудовлетворительность римской классификации и главным образом ее неопределенность вызвали целый ряд попыток исправить ее, дать ей более определенную формулировку, причем исходят, как из основания, из различия понятий частного и общего, но облекают это различие в другую форму. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Между этими попытками прежде всего обращает на себя внимание классификация Савиньи. Его систему можно назвать телеологической. Она представляет модификацию римской классификации. У Улъпиана основой классификации являлось различие интересов, смотря по тому, разграничиваются ли в данном отношении частные или общие интересы Савиньи и Шталъ различают юридические отношения по их цели. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
«В публичном праве,– говорит Савиньи,– целое является целью, а отдельный человек занимает второстепенное положение; напротив, в частном праве отдельный человек является целью, а целое (государство) – средством». То же почти говорил и Шталь: одни юридические отношения имеют целью, задачей удовлетворение потребностей отдельного человека, другие – соединение людей в одно высшее целое и регулирование их жизни в этом единстве. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Это различение юридических отношений по субъектам, являющимся их целью, было развито полнее Иерингом. Но, развив его, он вместе с тем указал и истинное значение этого различия. Он различает юридические отношения по субъектам не та на три класса: дестинатарием служит или отдельное лицо, или общество, или государство. Но он не кладет эти различия в основу системы права. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Напротив, он указывает, что каждый отдельный институт может иметь дестинатарием то отдельное лицо, то общество, то государство. Так, например, собственность может быть или частной, или общественной, или государственной. И действительно, это различие не может быть принято основанием системы права, так как система предполагает классификацию институтов, а не тех форм, какие может последовательно принимать один и тот же институт. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Классификация Савиньи и Шталя представляет попытку соединить и классификацию по интересам, охрана которых есть цель права, и классификацию по различию положения субъекта как самостоятельного индивида или как члена общественного организма. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Неудача попыток исправления римской классификации права побудила некоторых русских юристов отказаться от выставленного римскими юристами основания различения частного и публичного права и поискать взамен его другое. Одни из них полагают, что основанием различия частного и публичного права должно быть признано различие экономических, имущественных интересов и интересов, не имеющих экономического значения. Другие ищут основания этого различия в том, будто частное право есть право распределения. Первого из этих воззрений держатся Мейер, Умов и в особенности Кавелин. Последнее было поддержано Цитовичем. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Попытки найти основание для различения частного и публичного права в различии содержания юридических отношений оказываются неудачными. Да и вообще различие интересов, составляющих содержание юридических отношений, следует признать непригодным для обоснования классификации правоотношений. Мы уже указывали, что юридический характер в людских отношениях имеют особенно их формы, а их содержание то же, что и бытовых отношений. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Так как юридическая норма определяет не самые интересы, а только разграничение фактически существующих интересов, то и основное значение имеет для различия юридических отношений не то, какие в них интересы разграничиваются, а то, как они разграничиваются. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Невозможность найти в содержании юридических отношений основания для различения частного и публичного права подтверждается еще и тем, что история права представляет нам примеры того, как одни и тe же по своему содержанию отношения получили то частно-правовую, то публично-правовую форму. Так, например, в средние века многие права власти составляли лишь придаток частного права землевладения. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Различие частных и публичных прав, по мнению Еллинека, коренится именно в этом соотношении юридического дерзновения и юридической возможности. В частном праве всегда имеется дерзновение; в публичном – только возможность. Публичные права основываются не на дозволительных, а исключительно на власть предоставляющих правоположениях. Поэтому они представляют собой не часть естественной, правом только регулируемой свободы, а расширение прав естественной свободы. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Все это крайне искусственное различение при ближайшем анализе оказывается совершенно несостоятельным. Дерзновение и возможность вовсе не составляют существенных элементов содержания субъективного права. Различие дерзновения и возможности обусловлено не различием субъективных прав, а различием последствий правонарушений. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Если нарушение юридической нормы влечет за собой только ответственность правонарушителя, такую норму нарушать не смеют, но могут. Если нарушение нормы влечет за собой только юридическую ничтожность несогласного с ней действия, совершить несогласное с нормой юридическое действие нельзя. Если же, наконец, нарушение нормы влечет за собой и ничтожность действия, и ответственность правонарушителя то нарушать такую норму и не могут. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
С другой стороны, элемент дерзновения вовсе не чужд и публичным правам. Лицо, к тому неуправомоченное, не только не может осуществлять функцию власти, но и не должно это делать, так как захват власти составляет наказуемое деяние. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Далее Н.М. Коркунов дает свою трактовку различия частного и публичного права. Основание различия следует искать в различии не фактического, бытового основания этих отношений, а в различии их юридической формы. Но нельзя это различие сводить исключительно к различию положения субъекта прав или последствий нарушения тех и других прав. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Различие их представляется более общим, проявляющимся и тогда, когда ни о каком нарушении нет и речи. С другой стороны, все права без исключения принадлежат человеку как участнику общения с другими людьми. Надо, следовательно, поискать объяснения частного и публичного права в различии общего характера юридической формы тех и других отношений. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Рядом с формой разделения объекта, различения «моего» и «твоего», существует еще другая форма – приспособление объекта к совместному осуществлению разграничиваемых интересов. Ведь существуют такие объекты, которые невозможно поделить между заинтересованными субъектами. Другие объекты хотя и могут быть распределяемы, но требуют сверх того и приспособления. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Итак, наряду с установлением различия «моего» и «твоего» необходимо должна существовать еще другая форма разграничения интересов, которая частью заменяет первую, частью восполняет ее. Эту вторую форму можно определить как приспособление объекта, представляемого первой формой, в противоположность его субъекту. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Таким образом, обе формы обеспечения юридической возможности равно необходимы и не могут заменять друг друга. Всегда и везде обе они должны существовать, как две необходимые формы действия права. Поэтому с большим удобством можно бы было принять их различие как основание классификации правовых явлений. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Все особенности частного и публичного права вполне объясняются различием поделения объекта и его приспособления.
Таким образом, различием поделения и приспособления объекта объясняются удовлетворительным образом все особенности частного и публичного права. Нетрудно доказать, что, основывая различие частного и публичного на различии поделения и приспособления, мы легко можем объяснить существование частных прав и у государства. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Если государству предоставляется власть над данным объектом ради его приспособления к пользованию – это право публичное (таково право государства на дороги). Если же, напротив, данный объект предоставляется государству только для пользования самим правительством ради извлечения из него средств для приспособления других объектов – это право частное (таково право государства на государственное имущество, доходы с которого идут на удовлетворение тех или других задач государственного управления). Поэтому первая форма действия права имеет более индивидуальный, частный характер, вторая – более общественный. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Распределяя объекты в частное обладание, частное право предоставляет определение способов пользования ими для удовлетворения потребностей и для производства новых ценностей свободному усмотрению каждого данного субъекта. Напротив, публичное право, приспосабливая объект к совместному пользованию, не может не регулировать и потребление и производство. Поэтому, поскольку частное право касается экономических благ, оно регулирует не потребление и производство, а только распределение. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Известный юрист Г.Ф. Шершеневич дал обстоятельный анализ разных подходов к разделению права на частное и публичное. Высказывались взгляды об оправданности деления права на частное, публичное и международное по степени убывающей защищенности. Другие, признавая наличие государственного, международного и церковного права, из первого выводили частное и публичное. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Право индивидуальное и право социальное, предопределенные природой человека, не учитывают «разрыв» социального права на собственно государственное (как в Риме, где вся общественная жизнь была в государстве) и общественное ввиду роста общественных организаций. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль