Файл: Частное и публичное право как отрасли права в России.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Частное и публичное право: из истории становления и развития
1.1. Становление и развитие частного и публичного права в зарубежных странах
1.2. Становление и развитие частного и публичного права в России
2. Частное и публичное право в системе Российской Федерации
2.1. Отрасли и правовые блоки в системе права России: основы классификации и взаимосвязи
2.2. Международное публичное и частное право в правовой системе России
На наш взгляд, эффективно урегулировать вопрос соотношения норм права - элементов различных нормативных систем на государственном уровне способно конституционное право. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Именно оно выражает общезначимые публичные интересы, будь то обеспечение безопасности и обороны или экономические интересы государства, его целостность, закрепляет главные публичные институты, основы правовой системы, вводит спектр методов правового регулирования. Конституционное право является базовой отраслью нормативно-целостной ориентации, состоящей из идей, принципов и норм. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
До принятия Конституции РФ в 1993 году как в теории, так и в практике вопрос о соотношении норм международного права, общепризнанных принципов и норм международного права в частности и внутреннего права в целом решался в пользу последнего. "Национальная правовая система, - отмечал A.M. Васильев, - так же суверенна, как и государство, поэтому на территории страны без санкции (в той или иной форме) национальной государственной власти не могут действовать нормы, созданные помимо ее правотворческих органов". Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
На протяжении значительного периода времени отечественная общая теория права не уделяла должного внимания международной правовой системе, целиком сосредотачиваясь на вопросах национальной (внутригосударственной) правовой системы. Достаточно обратиться к определениям правовой системы, даваемым советскими, а затем российскими учеными. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Существование международного права не принималось в расчет, либо оно трактовалось как отрасль национального права наряду с другими отраслями (например, гражданским, уголовным правом), теоретические разработки проводились без учета особенностей международного права и его норм. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Представляется, что приоритет международных норм определяется общими принципами правового государства. Это мнение подтверждается и Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г., в котором говорится: "В соответствии с принципами правового государства, закрепленными в Конституции РФ, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры должны добросовестно соблюдаться, в том числе путем их учета внутренним законодательством". Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Проблема соотношения норм общего международного права, общепризнанных принципов и норм международного права, в частности и национального законодательства, носит многоплановый характер. В теории права имеют место многочисленные споры о научной терминологии, о справедливости постановки вопроса вообще, ведь нормы международного публичного права и нормы национального законодательства суверенного государства являются элементами различных правовых систем, с присущими им не тождественными объектами, субъектами, целями, правовой сущностью и пр. В значительной степени такое несоответствие взглядов вызвано известной неопределенностью в существующей терминологии. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Так, лаконичность конституционной формулировки не может не вызвать ряд вопросов в связи с практическим применением ее положений. Не ясно, что собой представляют общепризнанные принципы и нормы международного права, что является их источниками. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Тем не менее, в конституционном праве и судебной практике различных государств и Российской Федерации в том числе, под "общепризнанными принципами и нормами международного права" понимаются принципы и нормы общего международного права, то есть нормы, признанные большинством государств, включая то, в котором они подлежат применению. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Несмотря на их численное меньшинство, состоящее из них общее международное право является фундаментом всей системы современного международного права с его отраслями, подотраслями и институтами. Термин "общепризнанные принципы и нормы международного права", употребленный в Конституции России - это укоренившийся международно-правовой термин, который получил широкое распространение как в международных нормативных актах, так и во внутригосударственных актах. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Будучи влитыми в национальные правовые системы, общепризнанные принципы и нормы международного права становятся специфическим регулятором внутригосударственных отношений. Объявляя общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью российской правовой системы, Конституция не проводит различия между принципами и нормами международного права. Общепризнанные принципы и нормы международного права могут иметь обычно-правовую форму, форму международного договора (иного международного нормативного акта) или смешанную форму. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Однако, являясь международно-правовыми нормами, общепризнанные нормы и принципы международного права занимают обособленное положение в нормативном массиве правовой системы России, функционируя при этом наряду с российским правом. Толковаться и применяться они должны в соответствии с целями и принципами международного права и конкретного международного договора, с установленными в нем временными, пространственными и субъективными пределами действия, в контексте значения используемых в нем терминов. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Общепризнанные нормы международного права устанавливают общеприемлемые правила и не порождают каких-либо критических коллизий в национальных правовых системах. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Конституционное право России, являясь ядром национальной правовой системы, тесно взаимодействует с международным общим публичным правом. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
С одной стороны, Конституция РФ включает в себя общеправовые принципы, присущие значительному числу правовых систем суверенных государств и воспринятых общепризнанными принципами и нормами международного права, с другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы, то есть, таким образом, становятся нормами прямого действия на всей территории Российской Федерации. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также ратифицированные международные договоры занимают прочные позиции среди федеральных источников конституционного права, уступая в юридической силе лишь положениям Конституции России, федеральных конституционных законов о поправках к Конституции РФ и иным федеральным конституционным законам. А согласно ч. 2 ст. 17, в области защиты прав человека и гражданина занимают приоритетное положение наряду с конституционными нормами. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о приоритете международных договоров над нормами национального законодательства обязательно для правотворческих и правоприменительных органов как Российской Федерации, так и субъектов РФ. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Поэтому важным фактором укрепления российской государственности должно стать проникновение в сознание законодателя и должностных лиц всех уровней идеи о важности норм общего международного права и необходимости имплементации его общих принципов и норм в национальном законодательстве. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Из анализа научной литературы и судебной практики можно сделать вывод о том, что существует определенная сложность применения общепризнанных принципов и норм международного права, связанная с тем, что они не зафиксированы в каком-либо едином международно-правовом акте, а "распылены" во всем массиве обычаев и договоров общего международного права. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Даже основные принципы международного права не кодифицированы, отчего их число и формулировки в различных международных актах не идентичны. Поэтому общее международное право, а также внутреннее право многих государств находят выход из затруднительных ситуаций в толковании международно-правовых норм судом. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
Таким образом, по нашему мнению, является целесообразным наделение Конституционного Суда РФ полномочиями по установлению содержания и источников закрепления общепризнанных принципов и норм международного права. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
А для более эффективного применения данного рода норм считаем целесообразным издание единого постановления Конституционным Судом РФ, в котором, опираясь, например, на опыт ФРГ, аккумулировались бы те общепризнанные принципы и нормы международного права, которые Российская Федерация считает частью своей правовой системы. Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль
К числу таковых, например, можно отнести следующие принципы и нормы:
- недопустимость произвола при толковании закона правоприменителем;
- определенность, ясность, недвусмысленность правовой нормы; Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль Засвистели зайца ноздри в пыль