Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность данной проблемы заключатся в том, что руководитель, обладающий выраженными лидерскими качествами, более эффективно управляет коллективом, соответственно возрастает производительность труда подчиненных и успешность деятельности организации.
Но не все руководители изначально обладают высокоразвитыми лидерскими качествами. Именно поэтому изучение способов и особенностей развития лидерских качеств важно для понимания и накопления багажа знаний по данной тематике и решения данной научной проблемы.
Объектом исследования является лидер группы.
Предметом исследования являются лидерские качества.
Цель- исследовать особенности развития лидерских качеств.
Большинство ученых, исследуют личностные особенностей лидеров и приходят к выводу, что у настоящих лидеров есть особенности, например, высокий уровень интеллекта, хладнокровие и другие волевые качества, а также имидж и цельность. Отечественные ученые, И.П.Волков и Ю.Н.Емельянов, считают, что лидеры имеют преимущество больше благодаря социальным и ролевым особенностям деятельности, чем благодаря индивидуальным чертам.
Представители зарубежной гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.) выделили основные положения концепции личностного роста, по этой концепции успешность личности напрямую зависит от непрерывного саморазвития. Процесс развития лидерских способностей может зависеть и от изменения в развивающей среде, которая способствует этому развитию.
Лидер выполняет множество социальных ролей. Каждая роль требует конкретных знаний и навыков. Лидер решает следующие проблемы: утверждает и развивает структуру организации; строит успешные отношения в организации; строит и развивает партнерские отношения; отслеживает особенности сложившейся вокруг ситуации и управляет изменениями. Успешный лидер сможет противостоять вызовам будущего если будет грамотно управлять коллективом и имеющимися ресурсами.
Глава 1. Содержание лидерства
«Лидерство — это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это», — говорил Дуайт Эйзенхауэр, известный военачальник и президент США, имея в виду способность лидера оказывать влияние на своих последователей. «Менеджмент — это искусство добиваться необходимого, а лидерство — искусство определять, чего необходимо добиться», — утверждал Питер Друкер, классик менеджмента, подразумевая различие между управлением в рамках заданной системы и способностью изменять саму систему. Эту же мысль подчеркивал предприниматель Росс Перо. Он считал, что «людьми нельзя управлять. Управлять можно запасами, а людей необходимо вести за собой»
Лидером мы привыкли называть человека, который в какой-то деятельности и сфере успешен больше, чем все остальные. Порой лидером мы называет того, кто может вести за собой какое-нибудь количество людей. В переводе с английского языка «leader» означает «ведущий за собой».
Лидерство - это понятие очень сложное и неповторимое. В этом явлении много особенностей, и поэтому много разных классификаций, и типологий.
Есть два вида лидерства: формальное и неформальное. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. [1]
Получается, что руководство-явление социальное, которое существует в разрезе официальных (формальных) отношений, а лидерство-явление психологическое и появляется спонтанно в среде неофициальных (неформальных) отношений. Статус лидера может переходить от человека к человеку, а роль руководителя прописана в должностной инструкции, всем понятна и обозначена социальными нормами. Большинство руководителей являются лидерами, но лидером в группе может быть и рядовой ее участник, то есть не наделенный официальными полномочиями. Например, в классе лидером может быть любой активный и популярный ученик и необязательно это будет староста. Но все же между ними есть много общего:
- оба феномена позволяют управлять группой и строить отношения в ней только в системе разных по источнику отношениях.
- с помощью и лидерства, и руководства, можно влиять на разные процессы в коллективе или общности людей. Но руководство использует официальные формы воздействия и пути, а лидерство - неофициальные.
- в обоих явлениях есть иерархия и субординация, только границы обозначены с разной интенсивностью. В руководстве все четко как в любом официальном явлении, а лидерстве имеет размытые и слабо выраженные очертания и положение на ней людей может меняться.
Принято считать, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решается путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
- проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
- достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
- уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.
Лидер предлагает обществу свою программу и по существу вырабатывает ее совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов. Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.
Он должен уметь, как говорил У. Черчилль, извлекать пользу из самых невыгодных положений. Особое искусство лидера - обращать в союзников скрытых и даже явных противников.
Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку жизнь - цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны во всех сферах общественной жизни. Лидеры-новаторы могут эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами
1.1 Стили лидерства
Стиль руководства (греч. Stil) - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
Б.Д.Прыгин предложил типологию лидерства, в основу которой лежат 3 разных критерия: стиль, содержание, характер деятельности [2].
Типология по первому критерию самая распространенная, с ней мы знакомимся еще в школе на уроках обществознания. По этой типологии есть демократический, либеральный и авторитарный стили руководства.
Лидер, который не держит всю власть в своих руках, регулярно спрашивает мнения по разным вопросам у своих подчиненных, выслушивает аргументы и советы, рад их инициативе - это приверженец демократического стиля. Он наиболее распространен в современных организациях и группах. Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль , стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие члены коллектива. Демократичный лидер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации
Если руководитель, наоборот, не признает ничьего мнения, кроме своего, ни с кем из коллектива не советуется, держит коллектив в ежовых рукавицах дисциплины и субординации, то это приверженец авторитарного стиля руководства. Такой стиль руководства был особенно распространен в прошлые века, хотя во многих государствах и организациях, может встречаться и сегодня. Лидер такого типа, обладая достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности. Это создает напряженную обстановку, подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем [3].
Третий стиль состоит в том, что пассивный лидер-либерал требует ничего от группы, ни в коем случае не конфликтует и утверждает практически все предложения. не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Конечно ни о какой организации людей речь не идет, так как есть большая разобщенность, как в оркестре без дирижера. Отсюда вывод - лидер-либерал в общем-то не выполняет функции настоящего лидера. [4]
Влияние стилей управления на эффективность работы групп в течение продолжительного времени исследовали и немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у коллектива с либеральным и авторитарным стилем [5]
По характеру деятельности были выделены универсальный и ситуативный типы. Здесь предполагается, что универсальный лидер все время проявляет лидерские качества, а ситуативный - только в определенное время и при определенных условиях.
По содержательному критерию лидеров делят на вдохновителей, (которые сами работают над программой поведения и с воодушевление предлагают ее коллективу) и исполнителей (которые организуют процесс выполнения уже готовой программы). Среди лидеров встречаются и универсалы, этакие вдохновители-исполнители.
Лидеров можно поделить по тому, как и в каком направлении они воздействуют при достижении целей своей общности. Самый полезный для организации вид лидерства - конструктивное или функциональное лидерство. Этот тип помогает организации достигать своих целей. Деструктивное или дисфункциональное, наоборот паразитирует в организации
Члены группы могут по-разному воспринимать своего лидера и это кроется в самой природе человеческого восприятия и индивидуальности взглядов на мир [6]. На этой основе тоже есть классификация. Выделяются следующие типы лидеров:
- «Один из нас». Такого лидера считают успешным в одной сфере, он бывает везунчиком. Большинство считает, что этот человек «так же грешен» живет как обычный человек, ошибается, копит деньги, отмечает праздники как другие.
- «Лучшим из нас» считают лидера, которому подражают, потому что он обладает несколькими особенными качествами. Например, нравственными, деловыми, коммуникационными или другими.
- «Хороший человек» - это лидер-эталон нравственности, добра и других нравственных качеств. Считается, что он всегда готов прийти на помощь, поддержать ближнего и всегда желает добра окружающим.
- «Служитель» - это лидер, который хочет взять себя полномочия представителя от своей группы. Кандидатов в депутаты в какой-то степени можно назвать лидерами-служителями.
Зачастую каждый из группы по-разному смотрит на своего лидера. Например, для кого-то лидер является «служителем», для кого-то «один из нас», и «хороший человек» и т.п. В итоге типы восприятия лидера разными коллегами часто отличаются и совмещаются.
1.2 Лидерские качества
Лидер не может быть таковым всегда и везде. Он может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации. Действительно ли человек рождается с лидерскими задатками, или развить такие умения и навыки может любой человек – вопрос, который остается открытым для обсуждения. Но то, что истинного лидера отличают от других основные психологические и личностные качества, которые и делают их таковыми – это непреложный факт.
- Честность. Лидер должен пользоваться доверием своих последователей, и честность в этом главная его помощница. Человек, претендующий на веру других людей в его слова и поступки, никогда не станет кривить душой и выдавать желаемое за действительное.
- Открытость, которая означает возможность услышать новые идеи, даже если они не соответствуют общепринятым способам мышления. Хорошие лидеры способны выслушать и принять чужую идею, и не хуже сами могут придумать и ввести новые способы ведения дел, которые до него еще никто не пробовал вводить. Открытость приводит к взаимному уважению и доверию между ведущим и его последователями, и позволяет одним свободно высказывать новые личные идеи, а другим – услышать их. Открытый лидер не станет отстаивать преимущество своего видения путей к достижению цели; наоборот, мысли других он рассматривает, как потенциально гораздо лучшие, чем его собственные предложения. Умение открыто рассмотреть альтернативы собственному решению является важным навыком для настоящего лидера.
- Творческий подход к любой проблеме, который на деле является результатом способности думать иначе, чем это принято. Очень часто так бывает, что «замыленный» взгляд на вещи сдерживает поиск решения. Лидер обычно такой проблемы не испытывает. Творческая натура таких людей дает им возможность увидеть то, что другие увидеть не способны, и он ведет своих последователей в новом направлении.
- Уверенность, которую ни в коем случае нельзя путать с агрессивностью. Скорее, это возможность четко указать, как надо действовать и чего от этих действий следует ожидать. Лидер должен быть напористым, чтобы получить желаемый результат. Наряду с уверенностью приходит ответственность за четкое понимание того, что последователи ожидают от своих лидеров. Такой человек вселяет уверенность в других и объединяет все усилия команды для решения поставленной задачи.
- Чувство юмора, отмечая личные качества любого лидера. Это жизненно важное чувство (в данном случае), ведь оно помогает снять напряжение и скуку, а также разрядить враждебность, которая может возникнуть между членами команды. Юмор является своеобразной формой власти, которая обеспечивает контроль над рабочей обстановкой. А если сказать проще, то юмор способствует установлению духа товарищества в группе.
- Энтузиазм. Люди будут охотнее верить человеку, который страстно и преданно относится к своему делу. Лидер должен стать источником вдохновения и быть мотиватором для остальных. Несмотря на то, что личные обязанности руководителя могут отличаться от обязанностей других членов команды, истинного лидера все воспринимают как часть команды, работающей для достижения цели. Такой человек не боится засучить рукава и взяться за «грязную» работу.
- Лидер должен действовать организованно и целенаправленно в условиях неопределенности. Люди в трудные моменты всегда смотрят на своего лидера в поисках уверенности и безопасности.
- Умение мыслить аналитически. Мало того, что хороший лидер видит ситуацию в целом, он может разбить ее на части для ближайшего рассмотрения. То есть, удерживая цель в поле своего зрения, хороший руководитель может разбить ее на промежуточные цели, чтобы выработать управляемые шаги и добиться прогресса в этом направлении.
- Готовность к переменам. Перемены являются одним из наиболее очевидных факторов жизни, но именно они всегда встречают наибольшее сопротивление. Эффективные лидеры, наоборот, понимают важность изменений, хотя игнорировать неизбежность перемен и сохранять вещи такими, какими они всегда были, другим кажется проще. Кроме того, лидер не только принимает, но и предвидит нововведения.
- Стрессоустойчивость считается основополагающим личностным качеством. Вам необходимо всегда сохранять» трезвую голову», не поддаваться стрессами и панике, не позволять сотрудникам быть излишне эмоциональными. Стремление к победе – чтобы руководитель мог заряжать работников энтузиазмом. Именно стремление побеждать позволяет руководителям продвигаться по карьерной лестнице, поскольку данная способность соседствует с уверенностью в себе.