Файл: Лидерские качества руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это лишь некоторые, самые главные, личностные качества современного лидера. Они могут естественным образом присутствовать в личности руководителя, но, тем не менее, каждую из этих характеристик можно развивать и укреплять. Так же, как мы развиваем свои профессиональные навыки.

1.3. Лидерские ступени

В каждом обществе существуют люди, которые способны мотивировать окружающих на совершение каких-либо действий, которые выражают общие интересы и предпочтения. Такой человек в идеале собирает в себе все «высшие» качества: справедливость, отзывчивость, решительность, одаренность. Однако бывают и «отрицательные» лидеры, которые лишь пробуждают в обществе все худшее, что в нем есть. Поэтому вопрос «нужны ли они людям» актуален всегда.

В произведении М. Горького «Старуха Изергиль» такой герой присутствует. Данко — персонаж, который ценой собственной жизни провёл людей через тьму. Он разорвал свою грудь и достал своё горящее сердце тогда, когда люди усомнились в своей способности покинуть чащу. Они устали идти за тем, кто «плохо ими управляет», но поверили тому, кто не пожалел жизни ради идеи. Не будь Данко настоящим лидером, народ не стал бы идти за ним, не вышел бы из леса и, конечно, умер бы там, откуда не смог уйти. Несмотря на то, что настоящих вождей, как правило, не признают или же забывают, не осознавая их вклада в развитие общества, тем не менее, без них этого развития не было бы вовсе. Очевидно, что социуму нужен человек, который готов принять и преодолеть любые превратности судьбы для того, чтобы повести свой народ и добиться общей цели.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» на примере главного героя — Андрея Болконского — мы видим качества настоящего лидера: самоотверженность и отвага. В битве под Аустерлицем во время сражения с французами русская армия теряла численное превосходство, и вскоре она духовно угасла — происходило отступление. Болконский, сам того не ожидая, взял в руки знамя, брошенное в ходе атаки, и с криком «Вперёд» бросился, сломя голову, на врага. Все солдаты побежали вместе с ним. Без него люди не стали бы рисковать жизнью в тот момент, когда казалось, что гибель всей русской армии уже неминуема, они бы просто пошли в отступление из-за страха быть убитыми. Однако, ни «чувство конца», ни боязнь перед лицом опасности не помешали им пойти за тем, кто пошел впереди. Без таких впереди идущих толпа никогда не сдвинется с места. [7]


Появление лидера - признак самоорганизации группы, ее высокого социально-психологического развития. Без лидера группа не обладает способностью адекватного разрешения различных ситуаций, не получает необходимого удовлетворения своих нужд и разрушается. Поэтому в обществе с конструктивной программой развития появление лидера - совершенно необходимый этап. И, наоборот, в обществе, не заинтересованном в развитии, лидер всячески игнорируется, "уравнивается" с остальными, что приводит к устранению (иногда физическому)любого человека, способного возглавить группу.

Лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого — вопрос в том, каким образом его можно развивать и до каких пределов. Вообще говоря, существуют лидеры совершенно разных форматов. А рост лидера может проходить в несколько этапов, в зависимости от компетенций и масштабов лидерства. Вот эти ступени лидерского роста:

Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. Предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.

Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство). Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируется необходимостью, чем возможностью. Например, в экстремальной ситуации, когда сам контекст диктует необходимость появления лидерских качеств. Если не я, то кто? Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.

Командное или тактическое лидерство (макролидерство). Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.

Системное или стратегическое лидерство (металидерство). Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.

Таким образом, эволюция лидерства может проходить по следующей схеме:


На первом этапе развивается умение управлять собой: работать со своими состояниями, умением ставить и достигать цели, мотивировать себя на работу и на высшие достижения. На следующем этапе брать лидерство в каких-то определенных ситуациях. Учиться захватывать инициативу, коммуницировать и общаться с людьми и вместе с ними двигаться к выполнению поставленных задач и целей. На третьем этапе формировать собственную команду, мотивировать её, служить для людей привлекателем. Делать так, чтобы за вами хотелось следовать. Параллельно развивать прочие лидерские навыки: умение координировать действия своей команды, умение говорить, убеждать, внутреннюю смелость, целеустремлённость, стойкость, коммуникабельность. Ну и, наконец, на четвертой ступени создавать свою собственную лидерскую школу, где бы появлялись лидеры-последователи и осуществлялось руководство целой системой команд и бизнесов. На этом этапе просто необходимо умение управлять большими системами и структурами. Развивать видение и предвидение, потому что, только представляя отдалённые манящие перспективы, люди будут следовать за вами вперёд и вперёд, дальше и дальше.

Глава 2. Развитие лидерских качеств

Лидерский капитал = (Мудрость + смелость) / (Доверие + голос)

Мудрость сочетает в себе ощущение прошлого, понимание настоящего и внимание к будущему.

Быть смелым — значит двигаться вперед даже перед лицом опасности и неизвестности и верить в лучшее.

Лидеру доверяют и следуют его планам, если он честен и смел.

Голос — это эффективность коммуникации; лидер использует свой голос, чтобы сообщать последователям о своем видении, стратегии и планах.

Рекомендаций о том, как развить лидерские качества, существуют множество. Значительная часть человеческих качеств, которые специалисты выделяют как лидерские – это как раз те, которые, в идеале, должны быть развиты у всех: честность, порядочность, искренность, способность к состраданию. Тем, кто хочет быть лидером или уже таковым себя считает, необходимо сделать некоторую ревизию и осознать, действительно ли эти качества у них присутствуют и развиты в достаточной степени.

1. Начинайте с малого. Для того, чтобы начинать понимать людей, научиться определять их мотивацию, мотивировать самим и вдохновлять их, попробуйте заняться частной преподавательской деятельностью, возможно, даже на общественных началах. Если у вас есть дети – прекрасно, вы можете начать с них. Вы можете попробовать читать лекции по своей профессиональной деятельности или связанной со своими увлечениями, проводить тренинги или семинары. Для этого вам необходимо будет найти круг людей, организацию или сообщество, в котором вы сможете это сделать. Эта деятельность также может стать прекрасным началом для развития таких лидерских качеств, как умение вовлекать (вам будет необходимо заинтересовать людей, чтобы они приходили на ваши лекции и семинары) и убеждать.


Вы можете начать с прохождения каких-нибудь заинтересовавших вас тренингов личностного роста или тренингов по развитию лидерских навыков. Обычно, такие организации заинтересованы в привлечении к своей деятельности новых участников и сотрудников из числа прошедших тренинг. Кроме того, вы сможете получать обратную связь и поддержку от более опытных сотрудников и даже от тренеров.

Главное – правильно выбрать среди множества предложений именно ту организацию или тренера, которые будут действительно вам полезны. Кстати, существует множество примеров, когда, после прохождения и стажировки или общественной работы в таких тренинговых организациях, люди сами создавали свою карьеру в этой же сфере, становясь авторами новых тренингов и методик или создавая бизнес в этом направлении.

В любом случае, у вас будет возможность потренировать свои способности к эффективному общению, способностям вдохновлять и убеждать других, к мотивации и поддержке людей.

2.Развивайте свою речь и ораторское мастерство. Эти навыки - неотъемлемые части искусства эффективных коммуникаций. Даже если у вас «подвешен язык», вам всегда есть куда развиваться: одно дело уметь остроумно и свободно выражать свои мысли в компании друзей или сотрудников, и совсем другое – уметь кратко, но в то же время емко, точно и убедительно выступать в кругу незнакомых людей или на переговорах.

Для развития эти навыков побольше читайте: от классической до современной литературы, как художественной, так и научной, и профессиональной. Существует множество методик развития ораторского мастерства, однако лучше посещать специальные курсы, где вы свои навыки сможете отработать на практике.

Одновременно учитесь выражать свои мысли письменно: навыки письменного общения важны не меньше, чем навыки устного. Для этого используйте школьные методики: письменно пересказывайте содержание прочитанного, пишите эссе и сочинения. Можете даже писать посты в различных соцсетях и форумах на актуальные темы. По реакции других людей на них вы сможете определить, насколько ваши мысли и суждения четко выражены и находят поддержку и понимание. Конечно, далеко не все участники форумов и соцсетей должны быть показателями. Заодно, можете научиться фильтровать информацию, не реагировать или правильно реагировать на агрессию и хамство, выходить из конфликтов.

Не лишним будет заметить, что надо обращать внимание на грамматику. Лидер, который не умеет грамотно писать, вызывает недоверие и даже неуважение.


3.Улучшайте свой внешний вид и свои манеры. Становитесь леди и джентльменами. Учитесь правильно одеваться, а женщины – еще и правильно использовать макияж.

Людей всегда привлекают хорошо воспитанные, образованные, интеллигентные и вежливые люди, которые хорошо выглядят и хорошо одеты.

4.Займитесь физической культурой. Это не только полезно здоровья, но и является неотъемлемой частью общей культуры человека. Кроме того, регулярные занятия спортом или фитнессом увеличивает уверенность в себе, улучшают общий тонус и настроение. Согласитесь, что человек, которому не хватает энергичности, который постоянно чувствует усталость и находится в плохом настроении, не воспринимается, как лидер, да и на самом деле таковым не является. Лидер – это человек действия и решений, а для них требуется энергия. Правильно подобранные физические нагрузки – один из источников жизненной энергии.

5.Будьте внимательными к тому, что говорят люди и как они реагируют на ваши слова. Ваши стиль поведения и манера общения, возможно, требуют, корректировки. Изучайте психологию поведения, невербальные способы коммуникации, а главное – учитесь улавливать настроения людей.

6.Определите и изучите свой стиль лидерства. Понимание вашего нынешнего стиля лидерства – это понимание ваших сильных и слабых сторон, возможность понять, какие ваши черты и лидерские качества требуют улучшения, насколько ваш стиль лидерства подходит к тому коллективу, которым вы руководите. Сначала определите, к какому именно стилю лидерства относится ваш, чтобы иметь общее представление о свойствах этого стиля. Затем изучите большинство характеристик этого стиля, и определите, какие из этих характеристик и качеств у вас преобладают. Какие из них вам мешают, а какие способствуют достижению ваших результатов? Когда вам будет ясно, на какие качества необходимо обратить внимание, вы сможете сосредоточится на том, чтобы их формировать и развивать. А те качества, которые вам мешают, вам необходимо научиться контролировать либо преобразовывать.

7.Развивайте и поддерживайте креативность. Умение стимулировать интеллектуальную деятельность – один из признаков лидерства. Последователи, подчиненные нуждаются к поощрению их творческой мысли, к выражению своей креативности. Эффективные лидеры умеют ставить задачи, в которых содержится вызов, для решения которых необходимо находить нестандартные решение, идти на риски. Безусловно, вызовы и риски должны быть таковыми, чтобы их принятие было посильно.