Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Взаиморасчеты с клиентами» (на примере ООО «Тат Телеком».).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В системе «1С: Предприятие 8» справочники несут на себе не только функции непосредственного хранения информации, но и функции применения справочной информации в самом учетном процессе. Так, при правильном проектировании заметным плюсом станет повышение точности скорости ведения учета, когда справочную информацию не требуется дублировать в разных местах программы и снижаются риски и вероятность получения не корректной информации в разрезе требуемых показателей.

Справочники в системе «1С: Предприятие 8» наделены функциональностью использования их в системе отчетности и могут быть интегрированы в единую схему получения отчетов в различных аналитических разрезах и показателях.

Для ЭИС СRM ООО «ТатТелеком» разработаны следующие справочники:

  • Инженеры
  • Клиенты
  • Услуги
  • Договора

Справочник «Инженеры» предназначен для учета сотрудников – инженеров компании.

Справочник «Услуги» предназначен для учета услуг и номенклатуры компании и является иерархическим.

Справочник «Клиенты» предназначен для учета клиентов компании и имеет дополнительные вкладки – табличные части, содержащие аналитическую информацию.

Справочник «Договора» предназначен для учета договоров компании с клиентами.

Справочники «Инженеры» и «Договора» представлены на рис. 16 – 17.

Рисунок 16 – Справочник «Инженеры»

Рисунок 17 - Справочник «Договора»

В системе «1С: Предприятие 8» экземпляры данных, созданные на основе предопределенного объекта – прототипа «Документы», представляют собой объекты, сущностное содержание которых очень близко к бумажным документам. Они предназначены для ввода первичной информации, связанной с регистрацией событий, воздействующих на учитываемые системой показатели.

Объект метаданных «Документы» предназначен не только для отражения свершившихся событий, но и также может быть использован в задачах планирования и для построения других иных учетных схем.

Регистры представляют собой важнейший объект в системе «1С: Предприятие 8». Данные экземпляры данных - объекты также как и все другие в системе «1С: Предприятие 8» создаются на основе преопределенного шаблона объекта – прототипа, условно говоря - класса и наследуют свойства своего родителя, имея лишь незначительные возможности объектно-ориентированного программирования.

Всего видов таких объектов в системе «1С: Предприятие 8» четыре:


  • «регистр накопления»,
  • «регистр сведений»,
  • «регистр бухгалтерии»,
  • «регистр расчета».

Каждый из объектов этих несет в себе предопределенную специфическую функциональность, направление и содержание которой реализуется и раскрывается в определенных учетных ситуациях и задачах..

Если бы в системе «1С: Предприятие 8» использовались бы только документы, то отчеты формировались только на одних документах, тем самым это привело бы в будущем к медленному формированию отчетов и не гибкости используемой информационной системы к бизнес-процессам предприятия. Такие потенциальные и возможные проблемы решаются с использованием регистров, их правильным проектированием и применением в информационной системе.

Регистры позволяют накапливать информацию в различных разрезах по различным числовым или другим показателям с дополнительными произвольными сведениями, если это необходимо.

При проектировании регистров очень важно сразу же определить информационные и функциональные потребности автоматизируемого объекта, а также потребности в хранении, удобстве и скорости доступа к данным. Это необходимо осуществить заблаговременно, так как в дальнейшем тяжело перепроектировать регистры с уже введенными в систему учета данными.

Документы и регистры представляют собой центральное звено всей бизнес-логики системы.

С учетом требований к информационной системе и к базе данных, были спроектированы и разработаны следующие документы, регистры для ЭИС «СRM» ООО «Тат Телеком»:

  • Документ «Обратная связь с клиентом»
  • Документ «Первичный интерес клиента»
  • Документ «Утверждение заказа»
  • Документ «Заказ клиента»
  • Документ «Оказание услуги»
  • Регистр сведений «Интересы клиентов»
  • Регистр сведений «Обратная связь»
  • Регистр накопления «Продажи»
  • Регистр накопления «Прибыль»

Документ «Обратная связь с клиентом» предназначен для осуществления обратной связи с клиентом, количественной оценки его удовлетворенности услугами и выяснением оказана ли была услуга вообще.

Документ «Первичный интерес клиента» предназначен для учета информации о том, откуда клиент узнал о компании.

Документ «Утверждение заказа» содержит информацию о цели заказа, его описании.

Документ «Заказ клиента» предназначен для фиксации требований клиента к заказу, определение параметров заказа. Документ учитывает статус заказа и тип его срочности.

Документ «Оказание услуги» фиксирует и учитывает завершенность исполнения заказа клиента, оказание ему всех необходимых услуг.


На рис. 18 – 19 представлены документы разработанной ИС.

Рисунок 18 - Документ «Заказ клиента»

Рисунок 19 - Документ «Обратная связь с клиентом»

Характеристика результатной информации

Отчеты представляют собой объекты конфигурации, созданные на основе предопределенного шаблона объекта – прототипа «Отчеты». Отчеты позволяют представить информацию из регистров в удобном для пользователя виде.

Отчеты в системе 1С: Предприятие 8, по моему мнению, являются самым развитым механизмом системы, что ярко выделяет систему «1С: Предприятие 8» среди многих информационных систем, так как включают себя очень богатые возможности.

Система компоновки данных – визуальное средство для построения и вывода отчетов, предназначенная для декларативного создания отчетов, т.е. создания отчетов без программирования, которая однако, включает в себя и программные механизмы, и механизмы XML. Данная система позволяет разрабатывать отчеты не только программистам, но и опытным пользователям, которым предоставляются различные возможности форматирования, настройки и оформления отчетов прямо в режиме использования информационной системы.

В ходе разработки прикладного решения были созданы следующие отчеты:

  • «Анализ первичного интереса клиентов»
  • «Анализ обратной связи»
  • «Заказы компании»
  • «Клиентская база»
  • «Продажи компании»
  • «Состояние заказов»
  • «Прибыль компании»

Отчет «Анализ первичного интереса клиентов» предназначен для анализа интересов клиентов по услугам компании. Он позволяет выявить первичный интерес клиента к продукции или услугам компании. Данный отчет используется на уровне специалистов компании и директора.

Отчет «Анализ обратной связи» показывает количественную оценку специалистам и руководству проделанной работы. Данный отчет доступен только для директора компании и специалиста, занимающимся обратной связью с клиентом.

Отчет «Заказы компании» показывает учитываемые заказы клиентов в компании и их детализированную характеристику. Данный отчет доступен только для директора компании.

Отчет «Клиентская база» демонстрирует всю единую клиентскую базу и подробными характеристиками. Данный отчет доступен только директору компании и специалистам занимающимся анализом взаиморасчетами с клиентами.

Отчет «Продажи компании» показывает уровень продаж, количественные показатели продаж в различных группировках – по клиенту, по услуге, по инженеру. Данный отчет доступен только директору.


Отчет «Состояние заказов» позволяет руководству оценить, как быстро продвигаются заказы клиентов, а специалистам сориентироваться выполнение каких заказов необходимо ускорить. Данный отчет доступен всем сотрудникам компании.

Отчет «Прибыль компании» показывает уровень прибыли, количественные показатели прибыли в различных группировках – по клиенту, по услуге, по инженеру. Данный отчет доступен только директору компании.

На рис. 19 – 20 представлены формы отчетов «Анализ обратной связи» и «Анализ первичного интереса»

Рисунок 19 - Отчет «Анализ обратной связи»

Рисунок 20 - Отчет «Анализ первичного интереса клиентов»

2.4.               Программное обеспечение задачи

На рис. 13 представлено дерево функций модулей, используемых в данной информационной системе.

Рисунок 13 - Дерево функций программного продукта

В рамках информационной системы существуют функции управления и обработки данных. Среди них можно выделить два подмножества: реализующие служебные функции (добавление новых пользователей в систему, указание и возможность изменения пароля для каждого, а также установление прав в соответствии с ролью пользователя) и реализующие основные функции (ввод нормативно-справочной информации, регистрация проектов и их параметров).

Диалог – это процесс обмена сообщениями между пользователем и ИС, при котором осуществляется постоянная смена ролей информатора и реципиента (пользователя, принимающего информацию), причем смена ролей достаточно оперативна.

В процессе диалога возможно:

  • двустороннее управление на базе языка типа «запрос-ответ»,
  • одностороннее управление со стороны ИС с языком общения типа «меню», «заполнения шаблона», ответа по «подсказке»,
  • одностороннее управление со стороны пользователя с использованием языка директив (команд).

При использовании для общения языка «меню» в диалоговой системе должна присутствовать система планирования и управления диалогом, в функции которой входит:

  • управление процессом диалога,
  • обеспечение интерфейса пользователя,
  • обеспечение выполнения сервисных или справочных функций,
  • анализ и обработка ошибочных ситуаций,
  • вызов обрабатывающих программ.

При разработке данного проекта система общения с пользователем организована таким образом, что основная часть диалога ведется на языке типа «меню», а заполнение форм входных документов – по «шаблону». Таким образом, происходит одностороннее управление процессом обработки данных со стороны ИС.


Структура сценария диалога в совокупности с деревом функций, которое отражает состав и иерархию функций системы, дает возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.

Сценарий диалога предусматривает возможность обеспечения следующих функций управления ходом решения поставленных задач:

  • возможность работы с экранными формами входных документов,
  • формирование выходных документов,
  • корректировка вводимых данных,
  • просмотр введенной информации,
  • работа с таблицами нормативно-справочной информации,
  • протоколирование действий пользователя,
  • помощь на всех этапах работы.

Сценарий диалога представлен на рис. 14.

2.1. НСИ

2.1.1.Работа с договорами.

2.1.2. Работа с данными заказчиков.

2.1.3.Работа с менеджерами

2.1.4. Работа с заказами

Вход в систему

1. Аутентификация

1.Аутентификация

1.1.Администратор

1.2.Пользователь

2.4.Отчетность по клиентам

2.6.1. Заказы клиентов

2.4.2. Анализ продаж по клиентам

2.2. Клиенты

2.2.1 Утверждение заказа и его параметров

2.3. Продажи и Маркетинг

2.3.1. Первичная связь по заказу с клиентом.

2.3.2. Обратная связь с клиентом по заказу.

3. Служебные функции

3.1. Перерасчет итогов.

3.2. Работа с агрегатами системы.

3.3. Работа с данными пользователей

1.1.Администратор

2. Основные функции ЭИС

3. Служебные функции

2. Основные функции ЭИС

2.1. Работа с НСИ

2.2. Клиенты

2.3. Продажи и Маркетинг

2.4. Отчеты

Рисунок 14 – Структура диалога системы

Сценарий диалога состоит из двух логически связанных частей:

  • Основные меню, относящиеся к головному, то есть те экраны меню, которые видит пользователь, прежде чем приступить к выполнению основных функций, согласно дереву функций. Основные меню предполагают обязательные действия пользователя при работе с ИС.
  • Сервисные меню, которые становятся доступны конечному пользователю после того, как выдана на экран соответствующая форма документа. Сервисные меню предполагают возможные действия, одно из которых может являться необязательным к выполнению.

При разработке ИС важным этапом является описание иерархии функций управления и обработки данных разрабатываемого программного продукта.

2.5  Характеристика базы данных

Модель Сущность-Связь (ER-модель) — модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы.