Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии

1.1. Понятие олигополии, ее признаки и особенности

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" [2].

1.2. Формирование и функционирование глобальной олигополии

Характерные особенности функционирования олигополий [4]:

1.3 Исследование олигополии с позиций микросистемного подхода и модели международной олигополии

1.4 Характерные признаки глобальных олигополистических компаний

1.5 Особенности российских олигополистических компаний, сдерживающие их превращение в конкурентоспособных глобальных олигополистов

Глава 2. Олигополистический рынок в современных условиях на примере рынка природного газа и черной металлургии

2.1 Типы олигополистических рынков и пути их исследования: рынок природного газа

2.2Рынок черной металлургии

2.3 Олигополия и эффективность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Использование преимуществ лидирующего положения в системе «центр — периферия» и более высокий уровень производительности всех факторов производства и нормы прибыли на авансированный капитал. Отношения «ядро - периферия» приносят большую выгоду странам центра. По оценкам Всемирного банка, в 2000 году развивающиеся страны переплатили 2 млрд. долл. за импортные товары, продаваемые ТНК. Эта сумма относится только к тем компаниям, которые были привлечены к судебной ответственности за установление завышенных цен. В реальности переплата значительно выше. В. Леонтьев отмечал, что от внешней торговли развивающиеся страны ежегодно теряли 357 млрд. долл. (данные за 1970 год) из-за низких цен на сырье и цитрусовые, а развитые страны Запада получали ежегодно эти 357 млрд. долл., т.к. они изготовляли из этого сырья готовый продукт, который продавался на мировом рынке по более высоким ценам.

Следовательно, развивающиеся страны как бы субсидируют экономический рост и высокий жизненный уровень населения развитых стран.

Представляет собой составляющую мирового процесса присвоения

прибавочной стоимости по своему воздействию неравный обмен. Исторически меняется и связано с изменчивым процессом функционирования мировой капиталистической экономики конкретное определение количества прибавочной стоимости, присваиваемое различными группами в цепи. Цепочка распространения прибавочной стоимости пересекает государственные границы. Когда это происходит, вмешиваются государственные организации, вследствие чего в выигрыше остаются буржуа стран-центров. О накоплении капитала странами центра через изъятие доходов из стран периферии ведет речь Дж. Арриги. Ученый выделяет такие его формы, как превращение многообразных прав собственности в исключительные права собственности; колониальное, полуколониальное, неоколониальное присвоение активов и природных ресурсов; подавление всех известных форм использования людских и природных ресурсов. Происходит высвобождение активов по очень низкой, в некоторых случаях нулевой цене при накоплении через изъятие. Основными рычагами изъятия служат финансовый капитал и кредитная система при поддержке государственной власти стран центра.


1.5 Особенности российских олигополистических компаний, сдерживающие их превращение в конкурентоспособных глобальных олигополистов

Концентрация высококвалифицированной и наиболее дешевой рабочей силы. Глобальные олигополисты имеют возможность привлекать не только относительно дешевую, но и высококвалифицированную рабочую силу, поскольку именно такие сотрудники обеспечивают конкурентные преимущества. С.Н. Чирихин приводит свидетельства того, что при прочих равных условиях заработная плата рядовых служащих обычно выше на крупных предприятиях, работающих на рынках с высокой степенью концентрации. Рабочие «забирают» от 7% до 14% монопольной сверхприбыли, а некоторые исследователи считают, что эта сумма достигает 60%). В США в крупнейших ТНК занято 58,7% рабочей силы обрабатывающей индустрии. В Австрии в филиалах крупнейших ТНК трудится 33,17% рабочей силы, в Чехии -43,43%о; в Бельгии, Швеции, Венгрии, Люксембурге, Ирландии: от 50,68% работников в Бельгии до 70,67%) в Ирландии. В 2011 году в иностранных филиалах ТНК было занято около 69 млн. человек (против 21,4 млн. человек в 1990 году) [6].

Олигополисты вынуждены повышать заработную плату своим сотрудникам, поскольку теперь компании покупают одно и то же оборудование у одних и тех же глобальных поставщиков. Технологии, которые могут дать фирме конкурентное превосходство, заключаются не в уникальном оборудовании, недоступном для конкурентов, а в умах работников фирмы, знающих, как использовать это оборудование особым или более интенсивным способом. Если работники увольняются, то происходит утрата уникальных знаний и компетенций. Отметим, что наиболее высокий уровень заработной платы своим работникам могут обеспечить олигополисты стран центра.

Обостряется социальное противоречие, которое выражается в потере рабочих мест высококвалифицированными работниками при выносе производственного процесса за пределы страны при глобализации деятельности олигополистов. Как удар по социальной основе - среднему классу рассматривается рядом исследователей. Данный процесс достаточно остро проявляется в США. С 1996 по 2006 год ежегодно из страны «вымывалось» 15 млн рабочих мест.

Противоречие между стремлением к максимизации прибыли и необходимостью социализации деятельности олигополистов проявляется в процессе олигополизации. Социальная ответственность олигополистов, действующих, исходя из принципа сочетания прибыльности бизнеса и пользы для общества выступает вариантом разрешения данного противоречия. В противном случае неизбежно резкое сужение платежеспособного спроса на продукцию самих этих корпораций и


ужесточение конкуренции между ними.

Олигополисты в современных условиях активно развивают социальные программы. Использование в управлении социально-экономических подходов является особенностью деятельности международных корпораций в условиях глобализации. Это выражается в сочетании интересов бизнеса с соблюдением демократических прав человека, в том числе с защитой прав на свободу информации, права голоса и т.д.

Однако не все так оптимистично. Обратим внимание, что уровень эксплуатации на олигополистических предприятиях чрезвычайно высок. В докладе Национального комитета по труду (США) указывается, что в 2010 году, женщины, занятые в Сальвадоре на производстве футболок по заказу Reebok, получали всего восемь центов от каждой футболки стоимостью 25 долл. Их заработная плата составляет три десятых долей процента от роз ничной цены футболки . Эта же организация уверяет, что Toyota постоянно использует при производстве автомобилей рабочих низкой квалификации, которым платят крайне низкую зарплату, по сравнению с рабочими аналогичной квалификации из развитых стран. По мнению National Labor Committee, на заводе Toyota есть огромное количество рабочих, которые трудятся примерно в таких же условиях, какие были у рабов в прошлых веках. Якобы, выходцы из Китая и Вьетнама вынуждены таскать на своих плечах огромные тяжести. При этом им платят такую маленькую зарплату, что ее хватает только на еду. Данные примеры далеко не единичны [9].

Б. Кагарлицкий справедливо ставит проблему усиления социальных противоречий в условиях глобализации. Страны центра обладают значительными ресурсами, которые они используют для обеспечения социального компромисса. Источником этих ресурсов являются страны периферии и полупериферии. Преимущество центра всегда состоит в способности разрешать свои противоречия, вынося их вовне - т.е. на периферию.

Таким образом, глобальные олигополисты имеют возможность

привлекать как наиболее квалифицированную, так и дешевую рабочую силу. Они обеспечивают рабочим не только более высокий уровень жизни по сравнению с немонополизированным сектором, но и более высокий уровень производительности и интенсивности труда с целью повышения собственной устойчивости.


Глава 2. Олигополистический рынок в современных условиях на примере рынка природного газа и черной металлургии

2.1 Типы олигополистических рынков и пути их исследования: рынок природного газа

Осуществляя планирование на промышленных предприятиях, каждый управленец учитывает, как  конкуренция на рынке влияет на содержание и характер принимаемых управленческих решений. [10] В современной рыночной экономике существует шесть типов рыночных структур: монополия, олигополия, квазимонополия, монополистическая конкуренция, квазисовершенная конкуренция и совершенная конкуренция. В зависимости от того, к какому типу принадлежит тот или иной рынок, используются различные методы анализа и прогнозирования развития рынка.

Оригинальная методика определения типа рыночной структуры на основе определения восьми показателей: число участников рынка, барьеры входа-выхода, контроль над ценами, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, степень дифференциации продукции, степень информированности и эластичность спроса по цене.

Применяя данную методику для определения типов рыночной структуры на европейском рынке природного газа получим, что он является олигополистическим рынком. По состоянию на 2015 год можно рассмотреть несколько групп участников данного рынка. В качестве поставщиков рассмотрим Россию, Норвегию, Нидерланды, Северную Африку. В качестве потребителей можно выделить отдельно Германию, страны Западной Европы (кроме Германии) и страны Центральной и Восточной Европы. А также, выделим отдельно Украину и Беларусь как страны-транзитеры российского газа в страны Западной Европы.

Получилось 9 участников, что является одним из признаков олигополии. Если говорить о степени дифференциации продукта, то природный газ является дифференцированной продукцией, что также приводит к выводу об олигополистичности данного рынка. Варьирование цен происходит в широком диапазоне, барьеры входа на европейский рынок газа высокие, а эластичность спроса по цене достаточно мала. Таким образом, напрашивается вывод о том, что рынок природного газа в Европе является именно олигополистическим.

Строятся на построении олигополистических математических и имитационных моделей, в основе которых лежит теория игр и ее приложения, предлагающие описать поведение участников рынка рационально современные подходы к исследованию рынка природного газа. На данный момент, все олигополистические модели делятся на модели без сговора и олигополии со сговором. При разработке олигополистических моделей газового рынка необходимо учитывать всю специфику, происходящую на рынке. В экономической науке выделяют шесть основных олигополистических моделей.


Модель Курно является количественной моделью без сговора. Особенности данной модели заключаются в следующем. На рынке действуют заранее определенное число компаний, которые выпускают продукцию одного типа. Компании обладают достаточно большой рыночной властью, максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации. Принимая управленческое решение, фирма считает выпуск конкурентов заданным параметром. Функции издержек также предполагаются известными, а функция спроса – это убывающая функция от цены товара. В данной модели цена товара – это равновесная цена рынка отрасли. [13]

Модель Бертрана является ценовой моделью без сговора. Как и в предыдущем случае, действуют фиксированное число компаний, выпускающих продукцию одного типа, а кооперация между компаниями отсутствует. Предельные издержки компаний принимаются за постоянные и одинаковые. Функция спроса является линейной. Конкурируя, компании выбирают уровень своей цены независимо от конкурентов и одновременно с ними. После этого они производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию. Потребителям неважно, продукцию какой компании покупать, и будут покупать ту, что дешевле. В случае равенства цен покупаться товары будут в равных долях. Модель является статичной. В данной модели компании с легкостью могут изменять объем выпускаемой продукции, однако изменение цены после этого практически невозможно[13].

Модель Эджворта является ценовой моделью без сговора. Практически идентична предыдущей модели с той лишь разницей, что является моделью ценовой конкуренции фирм с ограниченными размерами выпуска продукции. Объем выпуска каждой компании ограничен величиной, составляющей половину того объема выпуска отрасли, на который предъявляется спрос по цене, равной предельным издержкам. В данном типе моделей отсутствует статичное равновесие, т.е. идет постоянная ценовая война. В отличие от предыдущего случая, даже если одна из фирм повысит цену, часть покупателей все равно останутся у нее. [13]

Модель Форхаймера, по-другому называется моделью сговора. В данной модели присутствует фирма-лидер и фирмы конкурентного окружения. Лидер занимает определенную долю рынка, причем его издержки намного ниже издержек фирм-последователей, число которых, как правило, ограничено. Последователи производят равный объем продукции и ориентируются на установленную лидером цену. Лидер обладает всей информацией о спросе на продукцию и предложения фирм-конкурентов.