Файл: Анализ влияния эффекта масштаба на структуру рынка(Сущность и содержание эффекта масштаба производства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно неоклассической экономической теории одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность деятельности предприятия, как производственно-экономической системы является масштаб производства. [6]

Термин «эффект масштаба» связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства предприятием. 

Теория эффекта масштаба берет свое начало в трудах А.Маршалла, который определил основные причины преимущества объединенных предприятий по сравнению с отдельной взятой компанией. При этом малые предприятия, которые находятся вблизи друг от друга, получают возможность успешно конкурировать с крупными предприятиями, в том числе за доступ к местным ресурсам. У такой совокупности малых предприятий возникает эффект экономии на масштабе производства (внешняя экономия), также как и в крупных предприятиях (внутренняя экономия).[6]

Интеграция России в систему мировой экономики ставит перед исследователями, конструкторами, технологами экономистами и предпринимателями качественно новые задачи. Эти задачи направлены на комплексное изучение вопросов, связанных с формированием и функционированием различных рыночных структур, деятельностью субъектов хозяйствования, В зависимости от действий экономических субъектов, институциональных структур, макроэкономической ситуации и политических решений поведение рыночных структур принимает различный характер, в котором может быть весьма существенной доля субъективного фактора, связанного с оценкой ситуации и принятием решений.[6]

Изучение выбранной нами темы курсовой работы является актуальной, потому что экономия на масштабах производства (эффект масштаба) относится к числу важнейших параметров, которые характеризуют структуру рынка. Высокий уровень концентрации производства благодаря эффекту масштаба позволяет крупным фирмам-продуцентам производить и сбывать товары с более низкими средними издержками, чем у небольших предприятий. Овладение данной теорией может помочь нам в будущем как менеджерам в эффективном управлении предприятием, принятию правильных решений и.т.д.

Проблеме эффекта масштаба посвящены труды таких учённых, как, С.Авдашевой, Н. Розановой, О.Лебедева и многих других.

Целью настоящей работы является изучение влияния эффекта масштаба на структуру рынка.

Для достижения цели нами были выполнены следующие задачи:

- изучены сущность и содержание эффекта масштаба производства;


- изучена деятельность ООО «O’lchov asboblarini sozlash»;

- даны рекомендации по увеличению масштабов производства продукции (услуг) в ООО «O’lchov asboblarini sozlash».

Объектом исследования является ООО «O’lchov asboblarini sozlash», который является предприятием специализирующимся на ремонте измерительных приборов.

Информационной базой для анализа деятельности послужил бухгалтерский баланс за 2014 – 2016 гг., а также материалы первичного учета ООО «O’lchov asboblarini sozlash».

Предмет исследования являются эффект масштаба производства в ООО «O’lchov asboblarini sozlash».

1. Сущность и содержание эффекта масштаба производства

1.1 Понятие и виды эффекта масштаба производства

Количество переменных ресурсов фирмы устанавливают верхнюю границу ее выработки в краткосрочном периоде, или масштаб производства, так как прирост объема может быть осуществлен лишь за счет изменения переменных ресурсов. [7]

Для долгосрочного периода верхней границы производства не существует, так как может быть изменен масштаб производства.

Под масштабом подразумевается размер фирмы, измеренный объемом выпуска. Чем больше применяется факторов производства, тем производство крупнее.[7]

Крупному производству присущ ряд преимуществ:

доступно массовое производство

более доступно использование научно-технического прогресса

обеспечивается прочность и устойчивость положения на рынке

доступна экономия труда через экономию на масштабах производства

Однако преобладание крупной фирмы — еще не гарантия постоянного увеличения ее доходов и прибыли. Дело в том, что каждая фирма имеет пределы своего роста, обусловленные размерами деятельности.

После того, как фирма определит для себя наиболее эффективный способ производства, расширение объемов выпуска возможно исключительно за счет изменения масштабов производства, т.е. пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов.[7]

Пусть исходная зависимость между объемом выпуска и ресурсами описывается производственной функцией вида

Q0=f(K,L) (1)

Увеличение в некоторое количество раз (например, в z раз) всех применяемых ресурсов приведет к изменению объема выпуска с Q0 до Q1, так что


Q1=f(zK,zL)....................(2)

Если новый объем выпуска увеличится более, чем в z раз (Q1 > zQ0), то имеет место положительный эффект масштаба производства.

Если новый объем выпуска увеличится менее, чем в z раз (Q1< zQ0), то имеет место отрицательный эффект масштаба производства.[7]

И наконец, если новый объем выпуска увеличится также в z раз (Q1= zQ0), то имеет место постоянный эффект масштаба производства.

Для большинства производственных процессов характер эффекта масштаба меняется в зависимости от достигнутых объемов выпуска. Первоначально эффект может быть постоянным или даже положительным, однако после расширения размеров предприятия сверх некоторого предела эффект становится отрицательным.[8]

Графически эффект масштаба производства может быть проиллюстрирован через кривые долгосрочных средних издержек, как это представлено на рис. 1.

Положительный эффект масштаба предполагает возрастание отдачи используемых ресурсов. Как следствие этого, объем выпуска (Q) растет более быстрыми темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства. [8]

Другими словами, средние издержки долгосрочного периода убывают, или

LATC0 > LATC1.

Рис. 1. Положительный эффект масштаба производства [8]

Существует несколько причин, объясняющих положительный эффект масштаба:

во-первых, крупное массовое производство позволяет использовать большую специализацию ресурсов и разделение труда, что в свою очередь повышает производительность всех применяемых ресурсов;

во-вторых, крупные предприятия могут применять более передовую технологию и дорогостоящую автоматизацию производства, недоступное мелким фирмам;

в-третьих, осуществлять специализацию управления и максимально полно использовать труд высококвалифицированных специалистов, так что расходы на управленческий персонал будут расти более медленными темпами, чем производство;

в-четвертых, эффект может быть связан с технологической спецификой отдельных видов производства (в том числе, как следствие геометрического закона соответствия площади поверхностей и объемов, или сечений). [8]

Утроение производительности сборочного конвейера может потребовать лишь одного, а не двух дополнительных контролеров. Увеличение диаметра трубы нефтепровода увеличит объем перекачиваемой нефти в более чем два раза и другие случаи, когда объем выпуска увеличивается раньше, чем потребуется дополнительная единица оборудования. [9]


Если объем выпуска (Q) растет более медленными темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства, то в отрасли имеет место отрицательный эффект, а средние издержки долгосрочного периода увеличиваются, или

LATC0 < LATC1 (3)

Рис. 2. Отрицательный эффект масштаба производства [9]

Отрицательный эффект связан:

во-первых, с ограниченными возможностями эффективного управления крупномасштабным производством. По мере расширения предприятия процесс принятия решений все более и более усложняется, нарастает чрезмерные формализация и бумаготворчество, усиливается бюрократизация управленческого персонала, и как результат, постепенно снижается эффективность производства;

во-вторых, с наличием технологических барьеров на пути чрезмерного увеличения размеров предприятия.[9]

Постоянный эффект предполагает неизменность отдачи используемых ресурсов. Это означает, что объем выпуска (Q) растет такими же темпами, как и совокупные затраты (ТС) на ресурсы. В этих условиях средние издержки долгосрочного периода остаются неизменными, или

LATC0 = LATC1 (4)

Рис. 3. Постоянный эффект масштаба производства [10]

Нахождение оптимального размера предприятия для производства той или иной продукции позволяет фирме поддерживать этот оптимум достаточно долго, уже после того, как иссякнут источники положительного эффекта.

Это происходит путем создания в рамках единого технологического процесса не одного, а нескольких производственных единиц оптимального размера. Так, если Q*=5 тыс. ед., то крупная компания может производить 15 тыс. ед., построив три завода, и повышая эффективность за счет централизации закупок, сбыта, управления и т.д.[10]

При анализе производственной деятельности фирмы в долгосрочном периоде следует различать увеличение масштаба производства и технический прогресс на предприятии.

Технический прогресс означает изменение используемой технологии и, соответственно, функции производства во времени. Принято считать, что на производстве имеет место технический прогресс, если с тем же количеством факторов производства может быть достигнут возросший объем выпуска, или

(5)

В свою очередь положительный эффект, как уже было определено, означает возрастание объема выпуска за счет увеличения количества используемых ресурсов, или


(6)

На практике технический прогресс чаще всего происходит в отраслях с положительным эффектом масштаба, что затрудняет понимание различий между этими категориями.[11]

1.2 Эффект масштаба и издержки фирмы на долгосрочном временном интервале

В долгосрочном периоде все ресурсы фирмы являются переменными. Фирма может нанять новое оборудование, арендовать новые цеха, внести изменения в состав управленческого персонала, эксплуатировать новую технологию производства. Неимение в долгосрочном периоде постоянных ресурсов ведет к тому, что исчезает разница между постоянными и переменными издержками. Рассмотрение долгосрочной деятельности фирмы проводится через анализ динамики долгосрочных средних издержек (LAТC). [11]

Основной задачей фирмы в области издержек следует полагать создание производства "нужного масштаба", создающего заданный объем продукции с минимальными средними издержками. [12]

Масштаб деятельности фирмы – зависимость прироста объема выпуска продукции  от прироста использования всех факторов производства на долгосрочном временном интервале.

Эффект масштаба – экономия, обусловленная ростом масштаба деятельности фирмы, проявляющаяся в снижении долгосрочных средних  издержек.[12]

Для построения долгосрочных средних издержек представим, что фирма может создать производство трех размеров: малое, среднее и крупное, каждому из которых соответствует своя кривая краткосрочных средних издержек (соответственно SATC1, SATC2, SATC3), как это изображено на Рис. 4.

Рис.4. Кривая долгосрочных средних издержек [12]

Выбор какого – либо проекта будет обусловливается оценкой прогнозируемого рыночного спроса на продукцию фирмы и от того, какие мощности необходимы для его обеспечения.

Если прогнозируемый спрос соответствует Q1, то фирма предпочтет создание малого производства, поскольку ее средние издержки в этом случае будут значительно, ниже, чем на более крупных предприятиях. Как видно на рисунке 4, ATC1(Q1).[13]

Если спрос ожидается равным Q2, то наиболее предпочтительным будет проект 2 (среднее предприятие), обеспечивающий более низкие издержки, или ATC2(Q2).