Файл: Анализ влияния эффекта масштаба на структуру рынка(Сущность и содержание эффекта масштаба производства).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и содержание эффекта масштаба производства
1.1 Понятие и виды эффекта масштаба производства
1.2 Эффект масштаба и издержки фирмы на долгосрочном временном интервале
2. Анализ эффекта масштаба на примере ООО «O’lchov asboblarini sozlash»
2.1 Анализ возможности расширения объёма ремонтных работ в ООО «O’lchov asboblarini sozlash»
Объединение участков трех кривых краткосрочных издержек, обеспечивающих оптимальные размеры производства для каждого объема выпуска, показывает нам кривую долгосрочных средних издержек фирмы. На рисунке 4 она представлена сплошной линией.[13]
Кривая долгосрочных средних издержек показывает минимальные издержки на единицу продукции, производимой при каждом возможном объеме производства.
Если число возможных размеров (Q1, Q2,...Qn) приближается к бесконечности (), то кривая долгосрочных средних издержек становится более ровной, как это представлено на рисунке 5.
Рис.5. Кривая долгосрочных средних издержек при неограниченном количестве возможных размеров предприятия.[13]
В этом случае все точки кривой LATC являются наименьшими средними издержками при данном объеме производства, при условии, что фирма имеет достаточно времени, чтобы изменить все необходимые ресурсы.
2. Анализ эффекта масштаба на примере ООО «O’lchov asboblarini sozlash»
2.1 Анализ возможности расширения объёма ремонтных работ в ООО «O’lchov asboblarini sozlash»
ООО «O’lchov asboblarini sozlash», является предприятием специализирующимся на ремонте измерительных приборов. Для того, чтобы принять решение об эффекте масштаба изучим финансовые результаты данной организации.
Таблица 1.
Финансовые результаты ООО «O’lchov asboblarini sozlash» за 2016 год (сум)
№ п/ |
Наименование |
Значение |
|
Выручка (B) |
B |
1 925 000 |
|
Переменные затраты (VC) |
VC |
149 1875 |
|
Маржинальный доход (M) |
M = B - VC |
433 125 |
|
Постоянные затраты (FC) |
FC |
258 125 |
|
Прибыль (P) |
P = M - FC |
175 000 |
Из таблицы 1 видно, что выручка от реализации продукции составила 1 925 000 сум. Переменные затраты составили 149 875 сум. Разница между выручкой и переменными затратами составила 433 125 сум, что является маржинальным доходом ООО. Рассчитывая разницу маржинального дохода и постоянных затрат мы получим прибыль организации, который равен 175000 сум.
Для достижения эффекта масштаба изучим возможности расширения объёма ремонтных работ, которых может позволить мощность данного ООО.
Анализ целесообразности принятия дополнительного заказа ООО «O’lchov asboblarini sozlash» можно провести используя систему «директ – костинг». Рассмотрим аналитические расчеты, которые необходимо произвести при оценке целесообразности принятия дополнительного заказа.
ООО «O’lchov asboblarini sozlash» планирует провести ремонт 41 штук оборудования по цене 80 тыс. сум. за оборудование.
Предприятие получило такой заказ на 3 штук больше оборудования по цене 49 тыс. сум., при этом его производственные мощности позволяют произвести дополнительный выпуск изделий и имеются следующие исходные данные (табл. 2.).
Таблица 2.
Исходные данные для анализа целесообразности принятия дополнительного заказа ООО «O’lchov asboblarini sozlash» (тыс. сум)
Финансовые показатели |
Затраты на единицу продукции |
Прямые материалы |
18 |
Прямой труд |
12 |
Переменные общепроизводственные затраты |
10 |
Постоянные общепроизводственные затраты (всего 205 / 41 шт.) |
5 |
Затраты на упаковку единицы |
6 |
Затраты на рекламу (всего 123 /41шт.) |
3 |
Прочие постоянные коммерческие и административные затраты |
6 |
Итого |
60 |
Цена продажи за единицу |
80 |
Суммарные оценочные затраты на упаковку крупной партии товара (дополнительного заказа) |
5000 |
Сравнительный анализ проведём в следующей таблице (таблице 3).
Таблица 3.
Анализ целесообразности принятия дополнительного заказа ООО «O’lchov asboblarini sozlash» (тыс. сум)
Показатели |
Не принимать заказ 41 ед. оборудования |
Принять заказ 44 ед. оборудования |
Выручка от продажи |
3 280 000 |
3 427 000 |
Минус переменные затраты: |
||
Прямые материалы |
738 000 |
792 000 |
Прямой труд |
492 000 |
528 000 |
Переменные обшепроизводственные затраты |
410 000 |
440 000 |
Упаковка |
246 000 |
251 000= 246 000+ 5000 |
Итого переменных затрат |
1 886 000 |
2 011 000 |
Равно Маржинальная прибыль |
1 394 000 |
1 416 000 |
Минус постоянные затраты: |
||
Общепроизводственные затраты |
205 000 |
205 000 |
Реклама |
123 000 |
123 000 |
Коммерческие и административные |
246 000 |
246 000 |
Итого постоянные затраты |
574 000 |
574 000 |
Равно операционная прибыль до налогооблажения |
820 000 |
842 000 |
Выполненный расчет наглядно отражает влияние изменения переменных затрат на величину маржинальной прибыли и нетто - прибыли.
Итак, согласно проведенному анализу в 2017 году предприятию целесообразно принять дополнительный заказ по цене 49 тыс. сум., не покрывающей полную себестоимость оборудования поскольку это приведет к росту маржинальной, а также нетто - прибыли предприятия вследствие эффекта дегрессии постоянных затрат.
2.2 Изменение структуры рынка от эффекта масштаба
Возрастающая экономия от масштаба служит причиной возникновения естественных монополий в двух случаях: [14]
- когда производственная функция затрат демонстрирует возрастающую экономию от масштаба при любом объеме выпуска (рис. 6);
- когда спрос недостаточно велик по сравнению с объемом выпуска, при котором экономия от масштаба меняется на постоянную или убывающую (рис. 7).
Барьеры для входа, вызванные возрастающей экономией от масштаба, связаны с понятием минимального эффективного размера (MES - minimum efficient size) - объема выпуска, при котором возрастающая экономия от масштаба меняется на постоянную (убывающую), и фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних затрат (рис. 4, 5).[14]
Показатель минимально эффективного размера обычно измеряется в долях рыночного объема.
Рис. 6. Естественная монополия: экономия от масштаба при любом объеме. |
Рис. 7. Естественная монополия: экономия от масштаба при ценах спроса, превышающих затраты. |
Рис. 8. Минимально эффективный выпуск при L-образной кривой затрат. |
Рис. 9. Минимально эффективный выпуск для U - образной кривой средних затрат длительного периода. |
Число фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосрочного равновесия, будет равно отношению объема рыночного спроса при цене, равной минимальному значению долгосрочных средних затрат к минимально эффективному размеру (при условии, что производственная функция и структура затрат всех фирм в отрасли идентичны):[15]
(7)
Где: Qd - объем рыночного спроса при цене, равной минимуму долгосрочных средних затрат;
q*- минимально эффективный размер фирмы.
Если в отрасли окажется число фирм, большее n, по крайней мере часть из них будет производить товар с затратами, большими минимального значения долгосрочных средних затрат, причем ценовая конкуренция между ними приведет к снижению цены до уровня минимальных средних затрат, так что некоторые фирмы будут терпеть убытки и будут вынуждены прекратить производство.[15]
Увеличение экономии от масштаба служит барьером для входа в промышленности, но и знание о наличии увеличения экономии от масштаба, не достаточно, чтобы сделать выводы о высоте барьеров входа в отрасли. Вам нужно больше информации - разница между уровнем средней стоимости малых и крупных компаний в отрасли. Чем больше разница, тем более значительные барьеры для выхода на рынок за счет увеличения экономии от масштаба. Дополнительной информацией, необходимой для вывода о высоте барьеров для входа в отрасль, служит показатель преимущества в затратах7 - отношение средней величины добавленной стоимости на одного работающего крупных предприятий (входящих в первый дециль выборки, ранжированной по убыванию объема выпуска) к соответствующему показателю для мелких предприятий (принадлежащих к последнему децилю выборки) отрасли. [15]
Исследования Р. Кейвза и соавторов привели к выводу, что высокий минимально эффективный размер выпуска лишь тогда создает существенные барьеры для входа в отрасль, когда показатель преимущества крупных предприятий в издержках выше 1.25.
Использование показателя преимущества в затратах исключает типичную ошибку эмпирических исследований - отождествление высокого показателя минимально эффективного размера с показателем уровня концентрации.[16]
Показатель минимально эффективного размера служит важной характеристикой рыночной структуры. Минимально эффективный размер определяется технологией производства товара. В эмпирических исследованиях минимально эффективный размер можно условно отождествлять с производственной мощностью предприятия (или с существенной долей производственной мощности, например 90%).
В этом случае важнейшим показателем, свидетельствующим о характере экономии от масштаба, является коэффициент использования производственной мощности. [16]
Низкое значение этого показателя свидетельствует о том, что фирма не полностью использует возможности, заложенные в проектной технологии предприятия, что проявляется, как правило, в возрастающей экономии от масштаба.
Если коэффициент использования производственной мощности низок, высока вероятность ценовой конкуренции между фирмами - продавцами.
Наоборот, при высоком значении коэффициента использования производственной мощности можно сделать вывод о постоянной или убывающей (во всяком случае, не возрастающей) экономии от масштаба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая курсовую работы можно сказать, что цель достигнута, т.е. изучена влияния эффекта масштаба на структуру рынка.
В связи с первой задачей нами изучены сущность и содержание эффекта масштаба производства. Термин «эффект масштаба» связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства предприятием. Теория эффекта масштаба берет свое начало в трудах А.Маршалла, который определил основные причины преимущества объединенных предприятий по сравнению с отдельной взятой компанией. При этом малые предприятия, которые находятся вблизи друг от друга, получают возможность успешно конкурировать с крупными предприятиями, в том числе за доступ к местным ресурсам. У такой совокупности малых предприятий возникает эффект экономии на масштабе производства (внешняя экономия), также как и в крупных предприятиях (внутренняя экономия).
Для большинства производственных процессов в природе масштабе варьируется в зависимости от объема производства, достигнутого. Первоначально, эффект может быть постоянным или даже положительным, но после расширения размера компании в течение определенного предела, то эффект становится отрицательным.
При анализе производственной деятельности фирмы в долгосрочном периоде следует различать увеличение масштаба производства и технический прогресс на предприятии.
В связи со второй задачей изучена деятельность ООО «O’lchov asboblarini sozlash», является предприятием специализирующимся на ремонте измерительных приборов. Для достижения эффекта масштаба изучены возможности расширения объёма ремонтных работ.
Согласно проведенному анализу в 2017 году предприятию целесообразно принять дополнительный заказ по цене 49 тыс. сум., не покрывающей полную себестоимость оборудования поскольку это приведет к росту маржинальной, а также нетто - прибыли предприятия вследствие эффекта дегрессии постоянных затрат.
Индекс минимальная эффективная шкала является важной характеристикой структуры рынка. Минимальный эффективный размер определяется производством технологических товаров. Эмпирические исследования минимальное эффективное количество может быть примерно приравнивается к производственной мощности компании (или значительную часть производственных мощностей, например, 90%).