Файл: Основные функции в системе менеджмента (Конкретные функции менеджмента ).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты функций менеджмента
1.1.Понятие и классификация функций менеджмента
1.2. Характеристика общих функций менеджмента
1.3. Конкретные функции менеджмента
Глава 2. Анализ реализации функций управления
2.1. Функции менеджеров ЗАО «Протек»
2.2. Компетенции менеджеров для реализации функций управления
Поскольку при принятии решения обычно присутствует рациональность.
интуитивность и суждение (опыт), выделяются рациональные, интуитивные,
основанные на суждении решения. Чтобы управленческие решения были
эффективными, они должны быть: реальными, своевременным, обоснованными, содержать механизм реализации и контроля.
Выводы по Главе 1
Функции менеджмента – это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Специфичность управленческих функций обусловливает необходимость разделения и специализации управленческого труда.
Наиболее распространенным и общепринятым на сегодняшний день является подход к классификации функций менеджмента, при котором выделяются две укрупненные группы функций - общие функции управления и конкретные или специальные функции. Общие функции управления присущи всем организациям, а конкретные или специальные обусловлены спецификой конкретной деятельности управляемого объекта. Кроме того, выделяют так называемые связующие процессы, без которых невозможна реализация никаких управленческих функций - это коммуникации и принятие управленческих решений.
К общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, контроль.
Функция планирования состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия.
Функция организации включает такие основные элементы как формирование организационной структуры, определение организационных полномочий и организация эффективного взаимодействия всех уровней и субъектов управления[38].
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения личных целей и целей организации.
Контроль - это процесс обеспечения фактического достижения
организацией намеченных результатов путем установления стандартов,
измерения фактических результатов и сопоставления их со стандартами, и, если
расхождение существенно, анализа ситуации и принятия решений о
корректирующих действиях.
Конкретные функции управления определяются применением общих функций менеджмента к конкретным объектам управления.
Определение конкретных функций управления необходимо для организации системы управления, построения организационной структуры управления, формирования штатов с учетом особенностей каждой организации.
Глава 2. Анализ реализации функций управления
в ЗАО «Протек»
2.1. Функции менеджеров ЗАО «Протек»
Рассмотрим функции менеджеров торгового предприятия ЗАО «Протек». Исследуемое предприятие входит в группу компаний «Протек», которая является крупнейшим фармацевтическим предприятием России. Группа компаний «Протек» представляет собой холдинговую структуру во главе с компанией ОАО «Протек». ЗАО «Протек» - основная операционная компания Группы, одна из крупнейших российских дистрибьюторов фармпрепаратов и товаров для красоты и здоровья. Компания представлена во всех 83 регионах страны, имеет около 900 поставщиков и 18 000 тысяч клиентов (44 000 розничных точек)[39].
На исследуемом предприятии существует два уровня управления - высший (топ-менеджмент) и средний (руководители структурных подразделений). К топ-менеджменту относятся члены Совета директоров, правления, региональные директора и директора филиалов, к менеджерам среднего звена относятся начальники отделов филиалов. Определим функции менеджеров ЗАО «Протек», используя теории А. Файоля, Г. Десслера, Д. Адаира, используя такой важный момент в практической адаптации теоретических подходов, как распределение функций по уровням менеджмента.
Таблица 1
Функции менеджеров в ЗАО «Протек» по методике А. Файоля[40]
№ |
Функция |
Кем выполняется |
Содержание функции |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Планирование |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Организациям необходимо планирование, характеризующееся единством, точностью и гибкостью. Планирование призвано придать уверенность в том, что цели каждой части организации взаимосвязаны. |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Организация |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Создание организационной структуры, которая даст возможность реализовать деятельность оптимальным образом, должно быть ясное определение ответственности, принятие адекватных решений |
3 |
Мотивация |
Менеджерами всех уровней управления |
Управление мотивацией обеспечивает активность, заинтересованность персонала в результатах деятельности, постоянный рост производительности труда |
4 |
Координация |
Членами совета директоров, правления |
Достижение координации усилий посредством постоянного циркулирования информации и организации регулярных встреч руководителей с персоналом, согласованности реализации всех функций управления |
5 |
Контроль |
Менеджерами всех уровней управления |
Контролируется соблюдение установленных правил, распоряжений, контроль должен осуществляться быстро и по определенной процедуре, необходим текущий, итоговый контроль |
Функции планирования, организации и координации выполняются топ-менеджерами - членами совета директоров и правления на уровне всего предприятия, региональными управляющими на уровне региона (регион включает 6-8 филиалов), директорами филиалов, соответственно, планируется и организуется работа филиала. Планирование и организация деятельности филиала
обязательно согласуются с региональным управляющим. Функции мотивации и контроля реализуются и на высшем и среднем уровнях управления. Функции А. Файоля являются базовыми в управлении, и все обязательно выполняются менеджерами ЗАО «Протек».
Разделяя точку зрения А. Файоля о наличии пяти основных функций управления, в свою очередь Г. Десслер приводит свой набор функций, определяя их содержание (табл. 2).
Таблица 2
Функции руководителя по методике Г. Десслера[41]
Функция |
Кем выполняется |
Содержание функции |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Планирование |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Постановка целей, определение стандартов, правил деятельности и ее планирование |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Организация |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Постановка задач коллективу, формирование организационной структуры, делегирование полномочий, распределение обязанностей, разработка процедур управления |
3 |
Управление |
Менеджерами всех уровней управления |
Определение требований к работникам, отбор, оценка, управление мотивацией, обучение и развитие работников |
4 |
Координация |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Координация выполнения всех функций управления |
5 |
Контроль |
Менеджерами всех уровней управления |
Контроль за соблюдением правил, выполнением распоряжений, контроль должен осуществляться быстро и по определенной процедуре |
Как видно из таблицы 2, Г. Десслер добавил функцию управления персоналом в отличие от А. Файоля, определившего функцию мотивации основной в руководстве персоналом. Функция управления персоналом имеет важное значение на исследуемом предприятии реализуется на всех уровнях управления, так как персонал выступает главным объектом управления. Функция управления персоналом в ЗАО «Протек» включает управление мотивацией, карьерой, распределение обязанностей, оценку, адаптацию, обучение, развитие, отбор, увольнение персонала.
Топ-менеджеры и менеджеры среднего звена преимущественно выполняют функции мотивации, распределения обязанностей, а служба управления персоналом по их распоряжению осуществляет отбор, обучение, оценку персонала.
В отличие от А. Файоля и Г. Десслера, Д. Адаир - автор методики функционального руководства, считает, что менеджер осуществляет восемь основных функций, которые также реализуются в деятельности менеджеров «Протек» (табл. 3). Как видно из таблицы, Д. Адаир расширил управленческие функции, добавив такие функции как личный пример, инструктаж, оценка работы. Данные функции выполняются топ-менеджерами и менеджерами среднего звена ЗАО «Протек» ежедневно. Функция личный пример оказывает существенное влияние на мотивацию персонала, инструктаж и оценка необходимы для повышения эффективности их труда.
Таблица 3
Функции руководителя по методике Д. Адаира[42]
Функция |
Кем выполняется |
Содержание функции |
|
1 |
Определение задания |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Осуществление этой функции должно дать ответ на вопрос, что делать для достижения цели, цель необходимо разбить на несколько конкретных заданий, задание следует разбить на три этапа: определение конечной цели, определение путей решения, постановка конкретной задачи каждому исполнителю |
2 |
Планирование |
Руководителю необходимо творческое мышление, умение понять идеи подчиненных, предвидеть варианты развития ситуации |
|
3 |
Инструктаж |
Менеджерами всех уровней управления |
После определения того, что делать для достижения цели, необходимо сформулировать как это сделать - руководитель должен уметь проводить собрания, давать четкие инструкции |
4 |
Контроль |
Контроль руководитель должен начинать с себя - необходимо продумать собственную систему контроля |
|
5 |
Оценка работы |
Необходимо подводить итоги работы и осуществлять разбор выполненного задания. Важно, чтобы руководитель |
|
6 |
Мотивация |
Применение теорий мотивации на практике, изучение мотивации сотрудников, разработка системы поощрений |
|
7 |
Организация |
Членами правления и директорами филиалов |
Создание структуры, позволяющей коллективу эффективно выполнять свою работу, при наличии большого коллектива целесообразно разбить коллектив на группы по 5-15 человек |
8 |
Личный пример |
Менеджерами всех уровней управления |
Основным залогом успеха являются поведение, цели и установки руководителя, пример может быть положи- |
На основании проведенной теоретической и по уровням управления функции менеджеров практической оценки определены и распределены ЗАО «Протек» (табл. 4).
Таблица 4
Основные функции менеджеров ЗАО «Протек» по исследуемым
методикам А. Файоля, Д. Адаира, Г. Десслера[43]
Функция |
Кем выполняется |
Содержание функции |
|
1 |
Планирование |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Постановка целей, определение стандартов, правил деятельности и ее планирование, прогнозирование |
2 |
Организация |
Постановка задач коллективу, формирование организационной структуры, делегирование полномочий, распределение обязанностей, разработка процедур управления |
|
3 |
Управление персоналом |
Менеджерами всех уровней |
Определение требований к работникам, отбор, оценка, управление мотивацией, обучение и развитие работников |
4 |
Координация |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Достижение координации усилий посредством постоянного циркулирования информации и организации регулярных встреч руководителей с персоналом |
5 |
Контроль |
Менеджерами всех уровней |
Контроль руководитель должен начинать с себя — необходимо продумать собственную систему контроля. Контроль за соблюдением правил, выполнению распоряжений, контроль должен осуществляться быстро и по определенной процедуре |
6 |
Оценка работы |
Необходимо подводить итоги работы и осуществлять разбор выполненного задания, важно, чтобы руководитель умел ценить и отмечать хорошую работу, оценка должна состоять из следующих этапов: оценка последствий, оценка работы коллектива оценка последствий |
|
7 |
Личный пример |
Основным залогом успеха выступает поведение, цели и установки руководителя, пример может быть положительным или отрицательным |