Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретическое изучение основных понятий гендерной чувствительности в концепции гендера
1.2. Учет гендерных особенностей при организации управления персоналом.
Глава 2 Экспериментальное изучение специфики гендерных особенностей личности.
2.1. Описание специфики исследования гендерных особенностей.
Психологические различия между мужчинами и женщинами
Мужчины имеют преимущество в пространственно-временной ориентации, в логических построениях, в понимании механических взаимосвязей; женщины - в ловкости рук, быстроте восприятия, речи, запоминания. В-пятых, особенностей психических состояний, т. е. относительно продолжительных и устойчивых проявлений психики, присущих человеку. Такие состояния бывают:
- познавательными (любопытство, недоверчивость и проч.);
- эмоциональными (радость, грусть, злость, страх и т. п.);
- волевыми, позволяющими сознательно контролировать и управлять своей деятельностью (стойкость, целеустремленность, настойчивость, решительность и проч.).
Существуют ли различия между мужчиной и женщиной как потенциальными субъектами и объектами агрессивного поведения? По мнению Б.Дебора (2001)принято считать, что мужчины более агрессивны, чем женщины, и более склонны в своих взаимоотношениях с другими выбирать в качестве модели поведения агрессию, особенно физическую. Во вторых, распространено мнение, что, при всех равных условиях, мужчины чаще выступают в качестве мишени агрессии, нежели женщины.
Эти различия обычно относят на счет генетических или социальных факторов. С одной стороны, утверждается, что мужчины уже на генетическом уровне запрограммированы на большую склонность к агрессии, чем женщины. С другой стороны, во многих культурах считается, что представители мужского пола являются грубее, самоувереннее и агрессивнее женщин. Эмпирические данные научных исследований в некоторых случаях выявляют вышеуказанные различия в проявлении агрессивности у мужчин и женщин, однако следует отметить то, что природа агрессивности не такая простая, как может показаться на первый взгляд.
Гендер и агрессия: мужчины и женщины как агрессоры.
Исследования Гентри, 1970, Харриса, 1974, Лагерспеца, Пейтона 1988 и данные мета-анализа, сделанного на основе этих работ (Иагли, Стефен, 1986), позволяют сделать вывод о том, что мужчины действительно более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Разница в проявлении агрессии зависит от ряда переменных . Например, гендерные различия в агрессии наиболее заметны в физических формах агрессии, а так же в ситуациях когда к агрессии вынуждены обратиться ( например, из-за исполнения определенной социальной роли), в отличие от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. В третьих, склонность мужчин демонстрировать более высокие уровни агрессии более очевидна после сильной провокации, нежели при её отсутствии.
Мужчины и женщины также отличаются своими установками относительно агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги. Напротив женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, - например, возможностью получить отпор со стороны жертвы. Свежие данные свидетельствуют о том, что мужчины и женщины придерживаются противоположных социальных представлений – противоположных моделей и теорий о функциях – об агрессии (Камбелл, Горман, 1993). Более того, женщины рассматривают агрессию как экспрессию – как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив относятся к агрессии как к инструменту, считая её моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения.
Дополнительные данные, касающиеся гендерных различий в агрессии, свидетельствуют о том, что мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику окольными путем. Например, Лагерспетц,1988, опрашивая мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 15 лет выяснили, то как ведут себя мальчики и девочки когда они сердятся. Полученные результаты показали, что мальчики прибегают к прямым формам агрессии, включающим такие действия, как погоня за противником, подножки, пинки, толчки, дразнилки, значительно чаще девочек. Зато девочкам свойственны косвенные формы агрессии, например, наговор на противника за его спиной, бойкотирование обидчика, разрыв дружеских отношений, демонстрация обиды.
Таким образом, мужчины и женщины отличаются в использовании различных форм агрессии.
Несмотря на то, что различия в агрессивном поведении в целом между мужчинами и женщинами окончательно не выяснены. Существуют данные о том насколько мужчины и женщины осведомлены в вопросе, какова вероятность представителей обоего пола оказаться объектами агрессии. В исследованиях Фроди, Маггаул, Томм 1977, было подтверждение общеизвестных данных о том, что мужчины чаще всего становятся объектом агрессии. Статистические данные показывают, что убийства чаще являются причиной смерти среди молодых мужчин, чем среди женщин. В целом же женщины реже выступают в качестве мишени определенных форм агрессии, нежели мужчины.
Однако из этого «правила» имеются исключения, а именно женщины чаще становятся жертвами супружеского насилия и сексуальной агрессии. Поскольку причиной изнасилований является скорее агрессия ( например, крайняя форма неприязни к женщинам; Грот, 1979: Маламут,1986), нежели сексуальные мотивы, становиться ясно, что в этом смысле женщины скорее станут объектами насилия, нежели мужчины. Женщины могут стать объектами агрессии мужчин, если представляют для них угрозу.
Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров – те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. Что касается агрессии нормальных (не страдающих явной психопатологией) личностей, то в качестве аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик обычно рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях (предвзятость атрибуций враждебности), убежденность индивида в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы (локус контроля), модель поведения типа «А» и склонность испытывать чувство стыда, а ни вины. Во многих случаях.
Важную категорию агрессоров составляют экстремисты, то есть мужчины и женщины, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Экстремисты отчетливо подразделяются на две группы, к первой из которых относятся лица, со сниженным, а ко второй лица с повышенным самоконтролем. У агрессоров первого типа внутренние сдерживающие механизмы развиты весьма слабо, и поэтому агрессоры со сниженным самоконтролем прибегают к насилию чрезвычайно часто. Агрессоры второго типа, напротив, обладают необычайно развитыми внутренними сдерживающими механизмами и способны воздерживаться от агрессивных проявлений даже в случае чрезвычайно мощной провокации. Когда же ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессия, проявляемая лицами с повышенным самоконтролем, может принимать крайние, а порой даже фатальные формы.
Поведенческие реакции индивидуума зависят также от установок и внутренних стандартов. К числу наиболее важных установок, аффектирующих агрессивное поведение, относятся различные формы предрассудков. Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная и как нормальная – все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное влияние на поведение в ситуации повышенного личностного самосознания. Повышение степени личностного самосознания подталкивает индивида к агрессии, если он считает подобное поведение допустимым и наоборот, удерживает его от совершения агрессивных действий, если он относиться к такому поведению как к недопустимому.
Исследования показали, что если сравнивать мужчин и женщин, то первые демонстрируют более высокие уровни прямой, а последние – непрямой, то есть не выраженной в физических действиях, агрессии. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в супружеских отношениях. Гендерные различия в агрессии иногда объясняются влиянием генетических и биологических факторов. Действительно существуют определенные данные, свидетельствующие о том, что влияние этих факторов как детерминант агрессии весьма значительно, однако ясно, что уже само по себе противопоставление гендерных ролей (то есть представление о том, что мужчины агрессивнее), является очень мощным фактором. Кроме того, даже если гендерные различия, проявляющиеся в агрессии, действительно в какой-то степени порождаются именно биологическими факторами, это отнюдь не означает, что мужчины неизбежно должны будут демонстрировать более высокий уровень агрессивности, нежели женщины. Напротив, агрессия во всех своих формах может быть предотвращена или редуцирована с помощью соответствующих средств.
Выводы по главе 1.
- Исследования, проведенные в рамках гендерной концепции раскрывают понятия гендер, гендерный стереотип, гендерная чувствительность. Однако современные исследования опираются лишь на констатацию фактов относительно выявленных различий.
- Исследование гендера должно быть взаимосвязано с объективными психофизиологическими показателями и характеристиками личности и её индивидуальности.
- Процесс коммуникаций является определенно сложным и зависит от ряда факторов, среди которых и высокий показатель гендерного стереотипа и низкий показатель гендерной чувствительности.
- Учет этих факторов в процессе организации коммуникаций в трудовом коллективе будет способствовать преодолению агрессивных тенденций и конфликтов, спровоцированных наличными гендерными стереотипами.
Глава 2 Экспериментальное изучение специфики гендерных особенностей личности.
2.1. Описание специфики исследования гендерных особенностей.
Описание методики:
Цель исследования: выявить специфику коллективных и гендерных отношений в трудовых коллективах. Причинами конфликтов, как показал опрос, проведённый в городе Ташкенте, являются не столько несовместимость партнёров, сколько неумение и скорее не желание противостоять сложившимся трудностям. Зачастую инициаторами конфликтов являются не сами руководители, а подчиненные. При этом молодые специалисты становятся «игрушками» в руках своих старших коллег. Не оправдание ожиданий, отсутствие понимания и внимание, в следствии вступления на должность, без чувства и против желания, отсутствие самостоятельности и зрелости личности, несерьезного отношения к трудовой деятельности вот некоторые из причин конфликтов в трудовом коллективе. Цель исследования: выявить и определить причины и факторы, тормозящие развитие коммуникации в коллективе.
Формирование коллектива служащих процесс длительный сложный. Род занятий не связан с физическими нагрузками вместе с тем большой объем необходимой работы заставляет служащих погружаться в рутину дел. Возникает немало трудностей: материальных, юридических, нравственно - психологических. К сожалению материальные и юридические проблемы государственных служащих остаются достаточно острыми.
С первых дней совместной деятельности специалистам становится ясно –объем работы не выполненный в срок становится обузой. Эйфория по поводу занимаемой должности и креслу проходит. На смену романтическим представлениям постоянно приходят более реалистические. В ней возникает больше интонаций проверенных жизнью: опытом дружбы, взаимопонимания, взаимной ответственности. Уже в это время дают знать о себе трудовые обязанности, необходимость притирки характеров, превращения «Я» в единое «Мы», ломки неудобных для совместной жизни стереотипов, привычек и выработке новых. Так, молодых специалистов загружают работой к ним не относящей, в случае отказа возникают конфликты нарушения субординации.
Начальный период трудовой жизни не только важен, но и чрезвычайно сложен. До начала трудовой деятельности каждый жил своей жизнью, жил в мире своих ценностей, привычек, традиций. С началом трудовой деятельности должны появиться новые присущие этому коллективу, интересы, ценности, традиции, устремления, привычки. При этом должен сохраниться суверенитет личности каждого сотрудника, его интересов, устремлений.