Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретическое изучение основных понятий гендерной чувствительности в концепции гендера
1.2. Учет гендерных особенностей при организации управления персоналом.
Глава 2 Экспериментальное изучение специфики гендерных особенностей личности.
2.1. Описание специфики исследования гендерных особенностей.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы: Изучение гендерных особенностей является одним из движущих компонентов развития психологии. Объяснение специфики психологического отражения действительности, через призму гендерных стереотипов, является актуальным вопросом современной психологии общения. Искажение информации и восприятия человека человекам является предметом целого ряда научных исследований (Бодалев А.В.). Гендер - социальный пол, который формируется под воздействием стереотипов.
Социальный пол (gender), означающий степень маскулинности и феминности. Социальный пол демонстрирует каждый человек. Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности и феминности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и феминному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Такое разграничение понятий не является жестким правилом, поскольку допускается пересечение категорий – ведь многие половые различия возникают за счет сочетания социальных и биологических факторов. Тем не менее, это разграничение позволяет рассматривать нам социальные и биологические факторы независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплетении. Быть женщиной ещё не значит автоматически обладать феминными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тождественна маскулинности.
На сегодня из теоретическо - практических исследований вырисовываются основные теории и концепции гендера. В теории социального конструирования гендера, гендер рассматривается как социальный конструкт – организованная модель социальных отношений между мужчиной и женщиной.
Гендерная чувствительность, по определению И.Юдиной – это видение проблем неравенства, дискриминации по признаку пола и в отношении мужчин и в отношении женщин в его всех проявлениях. Гендерная чувствительность законодателя, исполнительной власти, средств массовой информации, всех граждан, поможет нам гармонизировать наше общество, сделать возможным право выбора и его реализацию для каждого из нас, каким бы странным и неправильным оно кому-то ни казалось. Женщина-генерал или мужчина – воспитатель – это личный выбор каждого. Мы все разные, и каждый имеет право (Конституционно закреплённое) на самоопределение и свою жизненную стратегию. По мнению Юдиной И. гендерно чувствительный специалист будет учитывать интересы и потребности всех категорий людей (мужчин, женщин, инвалидов, детей и стариков). Гендерную чувствительность, гибкость, по мнению автора, могут повысить гендерные знания. В свою очередь это способствует решению определенного количества проблем неравенства по половому признаку.
Таким образом, гендерные исследования несут большой инновационный потенциал.
Цель исследования: выявить и изучить особенности влияния гендера на коммуникацию внутри коллектива.
Гипотеза исследования: возможно, что вследствие наличия гендерных стереотипов снижается Гендерная чувствительность, что влияет на коммуникацию внутри трудового коллектива.
Предмет исследования: гендерный стереотип, гендерная чувствительность.
Объект исследования: гендерные особенности служащих государственных учреждений.
Задачи исследования:
- Теоретическое изучение проблем влияния гендера на коммуникативную сферу личности.
- Разработка и апробация экспериментальной модели изучения гендерных особенностей личности.
- разработка рекомендаций по развитию гендерной чувствительности.
Методы и методики исследования:
- Наблюдение за поведением служащих в течении рабочего дня.
- Беседа с служащими по выявлению отношения к противоположному полу: каким должен быть, каким хочет быть, каким может быть, каким бывает.
- Методики по изучению гендерных стереотипов БЭМ.
Практическая значимость исследования: Проблема изучения коммуникаций в трудовом коллективе является предметом самостоятельного изучения организационной психологии. Вместе с тем в психологии управления существуют факторы, оказывающие на процесс коммуникаций сильное влияние. Необходимо учитывать эти факторы в работе практического психолога. Так одно и то же воздействие на личность может иметь различный результат влияния. Учет наличных гендерных стереотипов, осознание их несостоятельности, способствует повышению гендерной чувствительности и повышению эффективности коммуникаций в коллективе.
База экспериментального исследования: исследование проводилось в государственных организациях. Всего приняло участие 30 женщин и 30 мужчин. Средний возраст 32 лет.
Глава 1 Теоретическое изучение основных понятий гендерной чувствительности в концепции гендера
1.1. Определение основных понятий гендерной концепции (гендер, гендерные стереотипы, гендерные знания, гендерные исследовании и гендерная чувствительность, гендерная идентификация).
Во все времена и во всех культурах одним из самых распространенных способов классификации людей является деление на мужчин и женщин. Оно настолько основополагающе и вездесуще, что его важность не требует доказательств. Однако в последнее время люди стали обращать на такое деление больше внимания и ставить вопросы о его различных смысловых аспектах. Эти вопросы возникают не только в социальной психологии, но и во многих других областях психологической науки. Точка зрения социальных психологов на данную проблему очень важна, поскольку они фиксируют внимание на нормах и ролях, которые формируют наше поведение как «маскулинное» или «феминное». В результате недавних научных дискуссий было проведении четкое разграничение понятий пол и гендер.
Пол и гендер. Помимо биологического пола (sex), связанного физиологическими особенностями (строение половых органов, гормоны, половых желез, репродуктивные органы и хромосомы), существует и социальный пол. Социальный пол (gender), означающий степень маскулинности и феминности. Социальный пол демонстрирует каждый человек. Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности и феминности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и феминному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Такое разграничение понятий не является жестким правилом, поскольку допускается пересечение категорий – ведь многие половые различия возникают за счет сочетания социальных и биологических факторов. Тем не менее, это разграничение позволяет рассматривать нам социальные и биологические факторы независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплетении. Быть женщиной ещё не значит автоматически обладать феминными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тождественна маскулинности.
На сегодня из теоретическо-практических исследований вырисовываются основные теории и концепции гендера. В теории социального конструирования гендера, гендер рассматривается как социальный конструкт – организованная модель социальных отношений между мужчиной и женщиной. Эти отношения конструируются основными общественными институтами. Гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, СМИ. Гендер строиться и самими индивидами – на уровне их сознания (т.е. ГЕНДЕРНОЙ идентификации) принятие норм и подстраивание под них. Существует и теория, по которой гендер рассматривается как иерархизирующий социальные отношения и роли между Мужчинами и Женщинами, стратификационная категория (класс, нация, пол, возраст). В теории культурной метафоры, гендер рассматривается как объединение некоторых метафор, присущих тому или иному полу. Так например феминистками были выделены метафоры из которых следует, что общество приписывает мужчинам все позитивное, первичное, а в женском начале – негативное, вторичное. По их мнению, важным элементом конструирования гендерных различий, является их поляризация и иерархическое соподчинение при котором маскулинное автоматически маскируются как приоритетное. Среди ярых представительниц феминисток можно выделить американку В.Солану, россиянку Ольгу Липовскую и Машу Арбатову. Феменистки сегодня проводят большее количество гендерных исследований. Существенным их недостатком является предвзятость в отношении к мужчинам. Феминисткою движение широко развито в России, на Украине и в Казахстане. Главным объединяющим положением феминизма и гендерной концепции является стремление к достижению гендерной гармонии. Возможна ли гендерная гармония и есть ли реальные достижения в отдельно взятой стране? На этот вопрос отвечает, представительница феминистического движения Галина Галкина. Она выбирает скандинавскую модель гендерных отношений, основой которой является гендерная чувствительность, а не гендерные равенство, которое предлагают американки. Американские феминистки хотят служить в армии и жестко править на политической арене. А скандинавская модель гендерных отношений предполагает расширение возможностей обоих полов. А именно интеграция мужчин в ту сферу, которая считалась чисто женской (уход и забота о детях) и наоборот (например выход женщин на политическую арену). Так, в Скандинавских странах (по данным И.Юдиной), где гендерные исследования интенсивно проводятся в течение 30 лет и где они являются руководством для чиновников, материнские привилегии переведены в разряд родительских. В Швеции получить максимальную компенсацию по уходу за ребенком могут получить родители, лишь соблюдении поочередности. Отпуск на год по уходу за новорожденным может получить и отец. Отпуск даётся для реализации родительских прав обоим супругам. При этом общество решает сразу две проблемы. Во-первых - женщины становятся менее дорогими и менее неудобными работниками. А мужчины перестают дискриминироваться, как отцы. Если посмотреть на мужчин не с феминистических позиций, а сквозь гендерные очки, то можно обнаружить, что у них также много проблем, как и у женщин. Например, проблема материнства и отцовства. Мужчины чаще всего дискриминируются в семейной сфере и в частности в сфере отцовства. Если рассмотреть ситуацию развода, то в 99% при споре в отношении ребёнка, суд оставляет ребёнка с матерью. При этом ведущую роль занимает гендерный стереотип, о том что ребёнку всегда лучше с матерью. Так ли это? Никто не знает. Бывают ситуации, когда расставание с отцом наносит психическую травму ребенку. Так, гендерные стереотипы о материнстве работают против Мужчины, как Отца. Мужчины часто после развода не имеют возможности встречаться со своим ребенком, тем самым не имеют возможности реализовать свой отцовский потенциал. Это тоже серьезная социальная проблема, которая рассматривается так же в гендерной концепции. Следует отметить, что мы также придерживаемся Скандинавской модели гендерных отношений, основанной на гендерной чувствительности. Целью нашего гендерного исследования является выявление и изучение причин, последствий снижения гендерной чувствительности в молодых семьях. Хотелось бы выявить факторы влияющие на данный процесс и определить основные механизмы формирования и повышения гендерной чувствительности молодых семей.
Для дальнейшего исследования необходимо раскрыть основные понятия гендерной концепции: гендер, гендерные стереотипы, гендерные знания, гендерные исследовании и гендерная чувствительность.
Гендер - социально сконструированные характеристики пола. Социальный пол – сконструирован социальной практикой, т.е. общество приписывает нормы поведения и в соответствии с ними контролирует их. По мнению ряда исследователей, мы не замечаем и не осознаем процесс конструирования себя как Мужчины или Женщины, так как это является нашей культурой. Так, Симона де Бауар говоря, что женщиной не рождаются ею становятся имела ввиду, процесс усвоения принятых в обществе ролей по признаку пола. Например: «истинная мать», «роковая женщина», «настоящий полковник» и т.д. В освоении гендерной теории помогают гендерные знания. Они акцентируют внимание на том, что общество разделяется по полу и возрасту. Гендер становится инструментом современного обществознания. Концепции гендера и гендерные теории противостоят концепциям о природном предназначении полов. В России гендерные исследования начались с 90-х годов. В Узбекистане с конца 90-х. Целью гендерных исследований является развитие общества в сторону его комфортности для жизни и самореализации каждого человека.
Гендерная чувствительность, по определению И.Юдиной – это видение проблем неравенства, дискриминации по признаку пола и в отношении мужчин и в отношении женщин в его всех проявлениях. Гендерная чувствительность законодателя, исполнительной власти, средств массовой информации, всех граждан, поможет нам гармонизировать наше общество, сделать возможным право выбора и его реализацию для каждого из нас, каким бы странным и неправильным оно кому-то ни казалось. Женщина-генерал или мужчина – воспитатель – это личный выбор каждого. Мы все разные, и каждый имеет право (Конституционно закреплённое) на самоопределение и свою жизненную стратегию. По мнению Юдиной И. гендерно чувствительный специалист будет учитывать интересы и потребности всех категорий людей. (мужчин, женщин, инвалидов, детей и стариков). Гендерную чувствительность, гибкость, по мнению автора могут повысить гендерные знания. В свою очередь это способствует решению определенного количества проблем неравенства по половому признаку. Таким образом, гендерные исследования несут большой инновационный потенциал. Так, наличные гендерные стереотипы становятся причиной искажения восприятия человека человеком, что ведет к формированию ошибочных суждений. Вместе с тем низкая гендерная чувствительность становится почвой для агрессии и конфликтов.
Современное общество всё чаще сталкивается с ситуациями насилия и агрессии. Рост насилия и конфликтных ситуаций наблюдается как среди мужчин, так и среди женщин. Конфликты среди взрослого населения будь то, бытовые, служебные или иные их разновидности ведут к всевозможным, негативным последствиям. Одним из видов таких последствий является психологическое напряжение, стресс. Конфликт является объектом изучения социологии, конфликтологии, социальной психологии, социальной педагогики, юридической психологии. Психологи, изучая конфликтные ситуации, раскрывают механизмы их воздействия на поведение лиц, разных полов и возрастов (К.Левин, ЭПайнс, К.Маслач 2001, Бэрон, 2001). Экспериментальное создание конфликтных ситуаций позволяет выявить особенности эмоционального реагирования лиц в них, что создаёт возможность для прогнозирования и контроля поведения человека. До того как говорить о способах поведения индивида в конфликтной ситуации, затрудняющей коммуникацию, следует определить понятие конфликта. Данное понятие очень точно приведено в работе Н.В.Гришина (2002). Конфликт в буквальном переводе означает столкновение. Конфликт это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации (Б.И.Хасан). Так же под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (Анцупов, Шипилов 1999).
1.2. Учет гендерных особенностей при организации управления персоналом.
Структура личности, определяющая ее индивидуальность, имеет несколько уровней. Глубинный уровень является психологическим (темперамент, психические состояния, характер), затем следует социальный уровень (опыт, знания, навыки), наконец, поверхностный уровень (направленность). Хорошее знание и понимание перечисленных выше моментов позволяет надежно предсказывать поведение людей, что способствует успешному управлению ими. Личностные качества (психические, психофизиологические, социально-психологические), присущие только конкретному человеку, определяют его склонности, мотивы и особенности поведения в разных ситуациях. Недостаток одних качеств может быть до некоторой степени компенсирован другими. Основными качествами (элементами) личности считаются направленность, способности, психологический темперамент, характер. Эти качества находятся под влиянием следующих основных факторов. Во-первых, индивидуальных особенностей людей (физического состояния, эмоций, интеллекта, взглядов, интересов). Во-вторых, положения человека в окружении (статуса, социальной роли, прав, обязанностей, ответственности, информированности, перспектив продвижения и т. п.). В-третьих, специфики отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами (в целом обстановку изменить всегда легче, чем личность). В-четвертых, пола.