Файл: Особенности коммуникаций в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начальный период трудовой деятельности характеризуется интеграцией и адаптацией. Интеграция - это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений личности по различным аспектам трудовой деятельности. Сюда прежде всего относятся такие наиболее важные вопросы, как стиль взаимных отношений; материально- экономические проблемы, заработок; духовная жизнь и проведение досуга и отдыха; личная жизнь, взаимоотношения с руководителями, отношение к общественным ценностям. Успешность трудовой интеграции немыслима без разумной адаптации, то есть приспособления сотрудников друг к другу и к той обстановке, в которой находиться коллектив. Адаптация также затрагивает все стороны трудовой деятельности, но ведущей сферой является духовная.

Взаимный поиск объединяющих членов коллектива– главное и для интеграции и для адаптации. Поэтому они взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодополняют друг друга. Эти процессы протекают, успешнее, если каждый из сотрудников вносит свой вклад, готов от чего-то отказаться, умеет взглянуть на вещи глазами другого человека, встать на его точку зрения, способен отказаться от своих эгоцентрических интересов. Но если один из них приспосабливается к другому под нажимом, под гнетом сложившихся обстоятельств, вопреки своим убеждениям, которые по-настоящему истинны, то это разрушительно действует на личность приспосабливаемого. Длительный внутренний разлад с самим собой приводит к серьезной деформации психики, к нарушениям морального здоровья. Происходит разрушение личности и того сотрудника, к которому приспосабливаются. Он постепенно становится несправедливым, эгоцентричным, пренебрегает моральными нормами, утверждается в собственной непогрешимости.

Истинная адаптация – это разумная терпимость, искреннее уважение другого человека, самоотверженное стремление принести ему пользу без ущерба своему человеческому достоинству. Совместная жизнь супругов проявляет и их достоинства, и их недостатки.

Рекомендации психолога по преодолению негативных последствий дезадаптации, направлены на повышение гендерной чувствительности служащих. Это видение проблем неравенства, дискриминации по признаку пола и в отношении мужчин и в отношении женщин в его всех проявлениях. Гендерная чувствительность сотрудников поможет им гармонизировать отношения в коллективе. Мы все разные, и каждый имеет право (Конституционно закреплённое) на самоопределение и свою жизненную стратегию. Гендерно чувствительный сотрудник (ца) будет учитывать интересы и потребности всех членов коллектива. Гендерную чувствительность, гибкость, по мнению автора могут повысить гендерные знания. В свою очередь это способствует решению определенного количества проблем неравенства по половому признаку в трудовом коллективе организации. Развитие гендерной чувствительности сотрудников помогает им установить правильный стиль взаимоотношений.


В психологии выделяют три типа распределения социальных ролей в коллективе:

централистический (или авторитарный) – во главе один из сотрудников, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов трудовой жизни;

автономный – сотрудники распределяют роли и стремятся не вмешиваться в сферу влияния друг друга;

демократический – управление коллективом лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере. При этом учитываются интересы и потребности каждого из них. Предпочтение следует отдать демократическому стилю взаимотношений.

Благоприятная обстановка в коллективе в значительной степени зависит от характера отношений подчиненных с руководителями и коллегами. На основании вышесказанного мы выдвигаем предположение о том, что нарушения семейных ценностей и ролевых ожиданий в коллективе, детерминируют снижение гендерной чувствительности сотрудников.

Описание методики. Психологическое изучение проводилось при помощи методики РОП.

Методика: «Ролевые ожидания и притязания». («РОП»). Методика разработана А.Н.Волковой, входит в комплексную программу практической работы. Методика РОП позволяет определить:

  1. Представления сотрудников о значимости в трудовой деятельности сексуальных отношений, личностной общности, обязанностей, профессиональных интересов каждого из сотрудника, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнёров. Эти показатели составляют шкалу ценностей. (ШЦ).
  2. Представления сотрудников о желаемом распределении ролей между мужчиной и женщиной в коллективе при реализации рабочих функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Стимульные материалы:

  • Два набора по 36 карточек из плотной бумаги. На каждую карточку нанесён номер и текст суждения.
  • Два набора по 4 карточки-классификатора с одной из следующих надписей на каждой: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это не верно».

Процедура

Испытуемые делятся на пары по половому признаку. Всего 15 пар. Им предлагается самостоятельно ознакомиться с утверждениями и со следующей инструкцией «Уважаемый товарищ! На предложенных вам карточках напечатаны различные утверждения. Перед вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это не верно». Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четырем вариантам ответов. Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесь выразить ваше личное мнение. Благодарим за участие в психологическом обследовании».


После выполнения испытуемыми задания, консультант регистрирует ответы каждой пары в протоколе консультационного исследования. Утверждения переводятся в балы: «Полностью согласен»-3 бала; «В общем это верно-2 бала», «Это не совсем так – 1 бала», «Это не верно- 0 бала».

2.2. Описание результатов исследования.

В экспериментальной части нами проведено исследование по выявлению и изучению согласованности ценностей мужчин и женщин, сотрудников трудового коллектива. Выборку составили 15 пар, средний возраст мужчин 35 лет, средний возраст женщин 32 года. Стаж работы более 10 лет. Уровень образования – высшее, средне специальное.

Результаты

Нами был проведен анализ индивидуальных показателей шкалы ценностей, ролевых ожиданий и ролевых притязаний мужчин (женщин). В результате подсчета мы имеем данные:

  • Характеризующие представления мужчин (женщин) об иерархии ценностей.
  • Отражающие ориентацию мужчин (женщин) на активное ролевое поведение коллег по работе («ролевые ожидания»), на собственную активную роль в коллективе по реализации трудовых функций («ролевые притязания»).

Так же был проведен сравнительный анализ представлений о ценностях и ролевых установок мужчин и женщин в коллективе. Определена степень ролевой адекватности в основных сферах межличностного взаимодействия в коллективе.

Принимая во внимания тот факт, что коммуникативные отношения, имеют индивидуальную специфику, и требуют к себе соответственного внимания, мы представим пример характеристики одной из исследуемых пар, затем перейдём к обсуждению результатов свойственных большинству сотрудников.

Анализ представлений о ценностях и ролевых установок супружеской пары (На примере 1 пары). Данные представлены в таблице «Согласованность ценностей сотрудников 1 пары».

Таблица 1

ценности

Интимно сексуальные

Личностная идентификация

Хозяйственно-бытовая

Руководительная

социальная

активность

Эмоц-но

психотерапевтическая

Внешняя

привлекательность

ШЦм

5

5

6

8

7

7

4

ШЦж

3

5

5.5

5

6

6.5

8

СЦ

2

0

0.5

3

1

0.5

4


Примечание: ШСЦм и ШСЦж – показатели по шкалам ценностей мужчины и женщины, СЦ – согласованность ценностей коллег.

Индивидуальные показатели шкалы ценностей мужчины и женщины позволяют сделать следующее заключение:

Для данной пары характерна определенная согласованность представлений о ценностях. Существующие различия в установках сотрудников на важнейшие сферы жизнедеятельности коллектива не превышают допустимой нормы (допустимая норма не более 3 баллов). Сотрудники этой пары считают наиболее значимой в жизни коллектива общность интересов, потребностей, представлений, трудовых целей.

По их мнению, коллективе также важно общение и выполнение своих обязанностей; внимательные, заботливые и теплые взаимоотношения; привлекательный и модный облик (собственный и брачного партнера); стремление реализовать профессиональные интересы (что в большей степени выражено у молодой женщины); готовность решать каждодневные проблемы коллектива.

С точки зрения коллег сфера интимно-сексуальных отношений менее значима в рабочей обстановке между коллегами. Это достаточно характерно для них.

Анализируя специфику представлений пары о значимости трудовых ценностей, мы отдаем себе отчет в том, что установки мужчины и женщины относительно важнейших сфер жизнедеятельности коллектива могут иметь идеальный характер, но не соответствовать реальному ролевому поведению сотрудников. Адекватность ролевого поведения мужчин и женщин зависит от соответствия ролевых ожиданий ролевым притязаниям коллег.

Данные представлены в таблице №2. «Ролевая адекватность пары».

Таблица2

ценности

Ролевые установки

Ролевая

адекватность мужа

Ролевые установки

Ролевая

адекватность

жены

Пж Ом

Пж - Ом

Пм Ож

Пм - Ож

Хозяйственно

бытовая

5 9

4

3 6

3

Род-воспит.

3 7

4

9 7

2

Соц. Активн.

4 5

1

9 8

1

Эмоц-псих.

5 5

0

9 8

1

Внешняя привлекат.

8 6

2

2 8

6

∑Рам=11 ∑Раж=13

Примечание: Рам – ролевая адекватность мужчины, Раж – ролевая адекватность женщиы; Пм и Пж – оценки ролевых притязаний мужчины и женщины; Ом и Ож – оценки ожиданий мужчины и женщины.


Степень ролевой адекватности мужчины в различных сферах жизнедеятельности коллектива не одинакова. Соответствие ролевых ожиданий мужчины ролевым притязаниям женщины наблюдается в эмоционально-психологической функции. Таким образом, готовность женщины (Пж) показывает стремление быть психотерапевтом согласуется с установкой мужчины (Ом) на то, что женщина возьмет на себя роль эмоционального лидера коллектива в вопросах поддержки благоприятного психологического климата в коллективе, оказание эмоциональной поддержки. Наименьшая ролевая адекватность мужчины наблюдается в установках на руководящую и хозяйственно бытовую сферу. Женщина стремиться занять пассивную позицию в руководящей деятельности, вместе с тем мужчина ждёт большей активности со стороны женщины. Это касается и хозяйственно - бытовой сферы. Так, женщина проявляет меньшую активность в ведении хозяйства, что требует от неё большую активность. Именно эти две позиции могут стать для коллег камнем преткновения. Показатели ролевой адекватности женщины демонстрируют соответствие ожиданий женщины и притязаний мужчин в сфере его профессиональных интересов в ориентации на создание психотерапевтической атмосферы в коллективе. Вместе с тем ожидания женщины активного решения коллег хозяйственно бытовых вопросов выполнения руководящих обязанностей, ориентации на соблюдение требований современной моды не согласуются с притязаниями мужчин.

Таким же образом нами были проанализированы данные всех испытуемых. Выявление среднеарифметических значений позволяет нам выявить среднее значение данных по методики РОП.

Данные представлены в таблице №4. «Ролевая адекватность всех пар».

Таблица 4.

Ценности

Ролевые установки

Ролевая

адекватность мужчин

Ролевые установки

Ролевая

адекватность

женщины

Пж

Ом

Пж - Ом

Пм

Ож

Пм - Ож

Хозяйственно

бытовая

5

9

4

3

6

3

Род-воспит.

3

7

4

9

7

2

Соц. Активн.

4

5

1

9

8

1

Эмоц-псих.

5

5

0

9

8

1

Внешняя привлекат.

8

6

2

2

8

6