Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга (Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Социально-психологические аспекты развития группы
1.1 Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга
1.2. Особенности социально-психологических тренингов
Глава 2. Этапы и специфика проведения социально-психологического тренинга
2.1 Процедура и структура социально-психологического тренинга
2.2 Групповая динамика и этапы работы группы
Как рекомендации ведущему отмечают следующее: не перепрыгивать первую фазу, фазу зависимости; подбирать подходящие упражнения для эффективного прохождения фазы контрзависимости; в третьей фазе создать условия для продуктивной работы каждого участника; в четвертой следить, чтобы не появилось противопоставления отношений, сложившихся в группе, к отношениям, которые существуют в реальной жизни.
Важно осознавать, что стадии групповой динамики не всегда быстро меняют одна другую. Группа не монолит, у каждого участника своя динамика работы в группе и момент перехода с фазы па фазу.
Так же важно отметить, что все процессы, проходящие в группе, взаимосвязаны, взаимно дополняют и усиливают друг друга. В зависимости от целей тренинга делается акцент. Например, если цель группы - личностный рост участников, то акцент ставится на процессе развития личности.
Вывод по главе. Процедура СПТ включает 3 этапа: этап подготовки, этап проведения цикла занятий, этап анализа и оценки эффективности работы.
Для проведения социально-психологического тренинга необходимо, как правило, 24 часа рабочего времени, а максимально 56 часов. Занятия могут организовываться раз в неделю, два-три раза в неделю, возможны так же тренинговые марафоны, когда группа работает 2-3 дня по 8 – 10 часов.
Оценка эффективности тренинга проводится на основании дневников, которые ведутся ведущими, супервизорами, а также с опорой на видео или аудио записи. Оценка программы очень важна. Важна так же оценка эффективности некоторых техник и упражнений. Значима оценка ведущим своих действий и функций, положительных и отрицательных сторон в отношении к отдельным участникам и групповому процессу.
Динамика или развитие группы предполагает четыре фазы. В тренерской работе важно точно улавливать, в какой фазе прибывает группа, и выбирать степень вмешательства-невмешательства в работу. На первой фазе ведущий организует и направляет группу, на второй фазе - уходит в тень. На третьей и четвертой находит свое место в группе, в соответствии с целями,
Важно осознавать, что стадии групповой динамики не всегда быстро меняют одна другую. Группа не монолит, у каждого участника своя динамика работы в группе и момент перехода с фазы па фазу. Так же важно отметить, что все процессы, проходящие в группе, взаимосвязаны, взаимно дополняют и усиливают друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретического анализа литературы по теме нашей курсовой мы установили, сегодня в психологии понятие «тренинг» имеет множество определений, что ведет к обозначению этим словом самых различных форм, приемов, а также методов и средств, которые используются в психологии.
Социально-психологический тренинг является прикладным разделом социальной психологии, представляющим собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе. В социально-психологическом тренинге развитие способностей происходит не естественным путем, а с использованием специальных приемов, и создании ситуаций воздействия. Основная цель социально-психологического тренинга состоит в улучшении компетентности в общении.
Социально-психологический тренинг широко используется в разных областях человеческой практики, так же в работе с работающими людьми. Это объясняется тем, что тренинг дает возможность за достаточно непродолжительное время решить задачу активного формирования и развития профессионально важных навыков и умений, а также скорректировать профессиональное поведение людей.
Часто участники социально-психологического тренинга это представители профессий, которые предполагают интенсивное общение, и люди, имеющие сложности в области человеческих контактов.
Процедура СПТ включает 3 этапа: этап подготовки, этап проведения цикла занятий, этап анализа и оценки эффективности работы.
Для проведения социально-психологического тренинга необходимо, как правило, 24 часа рабочего времени, а максимально 56 часов. Занятия могут организовываться раз в неделю, два-три раза в неделю, возможны так же тренинговые марафоны, когда группа работает 2-3 дня по 8 – 10 часов.
Оценка эффективности тренинга проводится на основании дневников, которые ведутся ведущими, супервизорами, а также с опорой на видео или аудио записи. Оценка программы очень важна. Важна так же оценка эффективности некоторых техник и упражнений. Значима оценка ведущим своих действий и функций, положительных и отрицательных сторон в отношении к отдельным участникам и групповому процессу. Ведущий должен иметь психологическое образование и опыт проведения тренинговых занятий в группах.
Динамика или развитие группы предполагает четыре фазы. В тренерской работе важно точно улавливать, в какой фазе прибывает группа, и выбирать степень вмешательства-невмешательства в работу. На первой фазе ведущий организует и направляет группу, на второй фазе - уходит в тень. На третьей и четвертой находит свое место в группе, в соответствии с целями,
Важно осознавать, что стадии групповой динамики не всегда быстро меняют одна другую. Группа не монолит, у каждого участника своя динамика работы в группе и момент перехода с фазы па фазу. Так же важно отметить, что все процессы, проходящие в группе, взаимосвязаны, взаимно дополняют и усиливают друг друга.
Появляются новые социально-психологические тренинговые программы, отвечающие запросам практики и новым требованиям времени: «формирование команды», «уверенности», «ведение переговоров», «продаж», «самопрезентации». В настоящее время диагностические, обучающие, развивающие возможности тренинга привлекают все большее внимание самых разных специалистов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Андреева Г. М. Социальная психология. - М. 2010.
- Бакли Л., Кейпл. Дж. Теория и практика тренинга. - СПб.: Питер, 2002
- Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. - М.: ФАИР-Пресс, 2002. - 352 с.
- Битянова М. Р. Социальная психология – М., 2010.
- Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. – М., 2009.
- Ежева Н.Н. Рабочая книга практического психолога - М.: Издательство: Феникс, 2007.
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - СП.: Изд. СПГУ, 2005.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов.- М.: Издательство Аспект-Пресс, 2011.
- Крысько В. Г. Социальная психология - М., 2007.
- Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во Когито-Центр, 2007.
- Мельникова Н. А. Социальная психология – М., 2008.
- Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинг. / под ред. Ю.М. Жукова. - М.: Аспект-Пресс, 2004.
- Психогимнастика в тренинге /Под ред.Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, Институт тренинга, 2002.
- Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство. - М.: Эксмо, 2003.
- Романенко О.А. Социально-психологический тренинг, как один из факторов развития коммуникативной компетентности. В сборнике «Гуманитарные науки». - Ставрополь, 2003.
- Ромек, В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2003
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М. 2007.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2003.
- Сухов А. Н. Социальная психология – М., 2009.
- Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. - М.: Академический проект. Трикста, 2006.
- Сущенко С. А. Социальная психология – Ростов – на - Дону, 2006.
- Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная Книга Тренера / Пер. С А. Маслов. - Спб., 2002.
- Федоров Ю.М, Социальная психология. Курс лекций. В 2-х кн. - Тюмень, 2009.
- Шибутани Т. Социальная психология – Ростов – на – Дону, 2008.
- Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М., 2009.