Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга (Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Тренинг помогает в апробации новых форм поведения в безопасной обстановке. В группе участники могут обучаться новым формам поведения, экспериментировать с разными стилями отношений среди равных партнеров. В реальной жизни такое экспериментирование часто связано с риском непонимания и иногда наказания, то группа выступает в качестве «психологического полигона», где можно повести себя иначе, не как обычно, попробовать новые модели поведения, научиться по-другому, относиться к себе и к людям – в атмосфере принятия и поддержки;

8. Социально-психологическая группа становится отражением общества в миниатюре, проявляет скрытые факторы, как давление, социальное влияние и конформизм. В группе моделируется – открыто система взаимоотношений и взаимосвязей, присущих реальной жизни, это дает участникам возможность посмотреть и проанализировать в условиях «безопасности» закономерности общения и поведения людей и самих себя, не явно выраженные в повседневных ситуациях [9].

9. В социально-психологической группе участники легко могут идентифицировать себя с другими людьми, исполнить роль другого для наилучшего понимания этого человека и себя, а так же для ознакомления с новыми эффективными способами поведения, применяемыми успешными людьми. Появляющаяся в результате такой работы эмоциональная связь и сопереживание способствуют личностному росту участников.

Специфика СПТ заключается и в том, что достижение его целей обеспечивается решением целого ряда задач. Так, И. Вачков считает, что к ним относятся следующие задачи:

  • изучение психологических проблем участников СПТ и оказание помощи в их решении (проблемы обговариваются в начале работы группы – «ожидания от тренинга» и в процессе тренинга – каждый участник может предложить поговорить о своей проблеме);
  • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников тренинга (в ходе всего тренинга участники обучаются навыкам использования аутогенной тренировки);
  • изучение участниками психологических закономерностей, механизмов, продуктивных способов межличностного взаимодействия для более эффективного и успешного общения;
  • развитие самосознания и исследования участниками тренинга для анализа и коррекции своего поведения;
  • помощь в процессе личностного развития, реализации творческого потенциала, достижения нормального уровня жизнедеятельности и чувства удовлетворения и успеха [5].

Психологическое содержание обучения в СПТ включает три компонента:

1. Осознание шаблонных моделей реагирования в обычных ситуациях («расшатывание» стереотипов);

2. Формирование установки на принятие новой информации, которая поспособствует улучшению процесса общения;

3. Формирование новых способов реагирования для более эффективного поведения [7].

Во время тренинга у участников проходят следующие процессы:

1. Понижение эгоцентрических тенденций в поведении.

2. Расширение социальной чувствительности: повышается распознавание чувств, эмоций и переживаний других людей.

3. Ослабление защитных механизмов.

4. Актуализация творческого потенциала участников.

5. Повышение самооценки, оценки других людей, снижение критичности в высказываниях.

6. Развитие группы: появление поддержки, нацеленность на сотрудничество и сплочение.

7. Повышение эффективности работы в группе вследствие взаимопонимания в группе, что разрешает эффективно действовать в ход совместной деятельности [16].

Таким образом, социально-психологический тренинг является методом преднамеренных изменений людей, направленных на их личностное и профессиональное развитие с помощью приобретения, анализа и переоценки ими собственного жизненного опыта в групповом взаимодействии. СПТ, как правило, нацелен на развитие коммуникативных способностей - использование средств коммуникации, культуры речи, умения задавать вопросы и оценивать ответы, понимания, способности преодолевать коммуникативные барьеры, коррекции эмоционального состояния партнера по общению. СПТ активизирует стремление участников к познанию, адекватному оцениванию себя и самосовершенствованию, позволяет каждому участнику осознать и принять ответственность за то, кто он есть, и за жизнь в целом.

Вывод по главе.

Слово «тренинг» (от англ. training) переводится как обучение, тренировка или дрессировка. Термин «социально-психологический тренинг» первым ввел в психологию немецкий ученый М. Форверг. Первый в России социально-психологический тренинг был проведен в 1978 году на факультете психологии МГУ польским психотерапевтом Павлом Босхом для сотрудников факультета.

Социально-психологический тренинг является прикладным разделом социальной психологии, представляющим собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе.

Социально-психологический тренинг - это практика психологического воздействия, которая основана на методах работы в группе, нацеленная на развитие социально-психологической компетентности при помощи активных методов обучения. Основная цель социально-психологического тренинга состоит в улучшении компетентности в общении.


Социально-психологический тренинг широко используется в разных областях человеческой практики, так же в работе с работающими людьми. Это объясняется тем, что тренинг дает возможность за достаточно непродолжительное время решить задачу активного формирования и развития профессионально важных навыков и умений, а также скорректировать профессиональное поведение людей.

Глава 2. Этапы и специфика проведения социально-психологического тренинга

2.1 Процедура и структура социально-психологического тренинга

Процедура СПТ включает 3 этапа: этап подготовки, этап проведения цикла занятий, этап анализа и оценки эффективности работы.

Подготовительный этап:

1. Составление программы тренинга.

2. Формирование группы тренинга.

3. Решение организационных вопросов [5].

Составление программы тренинга это серьезная работа, потому, что программа должна составляться с учетом заказа, психологических требований и социально-психологических особенностей людей, которые собираются участвовать в тренинге. В реальных группах важно учитывать социальные статусы, особенности межличностных отношений, потребности, проблемы и вопросы участников.

Программы бывают жестко стандартизированы, хотя есть свободные программы, где нет сценария с заданным планом. Наиболее часто применяемые полу стандартизированные варианты программ.

Иногда требуется сбор перечня проблемных ситуаций, то есть ведущему нужно знать основные проблемы и желания участников тренинга. Нужно конкретизировать их на уровне ситуаций, узнать, какие ситуации для участников являются конфликтными или фрустрирующими.

Формирование группы. При формировании группы внимание уделяется качественно-количественному составу группы. Нет единого мнения о том, какая группа действует эффективнее – та, в которой участники похожи между собой по некоторым параметров, или та, в которой участники отличаются. Имеются в виду следующие параметры:


1) пол;

2) возраст;

3) образование;

4) уровень интеллекта;

5) социальный статус;

6) тип личности и стиль поведения;

7) психологические проблемы;

8) убеждения и ценностные ориентации;

9) цели участия в группе [20].

Есть мнение, что наиболее эффективным является количество участников 10. Если участников меньше 5, то проявляется эмоционально-оценочное влияние, больше 10 – снижается взаимодействие и управление группой.

В отношении качественного состава - наиболее эффективно работают гетерогенные группы, однако гомогенные по возрастному составу. Уровень образования: успешнее идет работа в группах, когда члены ее имеют примерно один уровень образованности.

Нельзя брать в группу людей с психическими нарушениями, а также с выраженной истеричностью, ригидностью поведения.

Решение организационных вопросов. Решение данных вопросов предполагает подготовку помещения, которое должно быть большим, теплым, с нормальным освещением. Необходима разная аппаратура. Важен так же предварительный сбор участников группы.

Этап проведения цикла занятий. Для проведения социально-психологического тренинга необходимо, как правило, 24 часа рабочего времени, а максимально 56 часов. Занятия могут организовываться раз в неделю, два-три раза в неделю, возможны так же тренинговые марафоны, когда группа работает 2-3 дня по 8 – 10 часов. Если занятия проводятся лишь раз в неделю, может нарушаться непрерывность процесса тренинговой работы [14].

Отмечено, что марафоны дают наибольший эффект погружения, глубокий эмоциональный опыт, но имеют и свои недостатки. Часто после марафонов бывает быстрый отход от тренинга. Наиболее устойчивые эффекты наблюдаются при занятиях, проводимых 2-3 раза в неделю. В данной ситуации осуществляется включение опыта в группе в структуру индивидуального, потому, что у человека имеется несколько дней на осмысление своего опыта. К недостаткам марафонов относят и то, что присваиваются готовые шаблоны, штампы без их индивидуализации.

Когда СПТ не имеет форму марафона, то часто длительность занятий составляет 3-4 часа или продолжительность зависит от численности группы. Неплохо, когда два ведущих. Это бывают равноправные ведущие или ведущий и его ассистент. Хорошо когда в группе с ведущими есть супервизоры. Они первым предоставляют обратную связь [18].

Таким образом, содержание самого тренинга определяется целями, задачами.

Этап проведения цикла занятий, так же поделен на три части:


1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть (приложение 1).

Вводная часть занятия состоит из:

- знакомства с целями, задачами, средствами, методами, формами работы в группе;

- знакомства и принятие правил работы в группе (обсуждается и регламент);

- знакомства членов группы друг с другом и с ведущими.

Целью вводной части является знакомство. При отсутствии данной части группа начинается с фазы контрзависимости. Цель знакомства – обращение внимания друг на друга. Знакомство формирует атмосферу в группе. Длительность данной части около часа. Формы знакомства предлагаются разные, например, участники называют имя, которым хотелось бы называться в группе, немного рассказывают о себе. Происходит процесс взаимодействия членов группы и ведущих, важно отмечать, как участник общается, как говорит, как слушает.

Возможны следующие варианты представления: называются положительные и отрицательные стороны участника, и что он ожидает от данных занятий, личные цели.

Основная часть. В рамках данной части реализуются цели и задачи тренинга, включенные при составлении программы тренинга. Например, тренинг уверенного поведения, тренинг эффективных способов взаимодействия с другими людьми.

Эта часть начинается в конце первой, или в начале второй фазы развития группы. В переходе к основной части участники желают работать самостоятельно, но пока не знает как. На этой фазе группа разделяется и самоопределяется: проявляются лидеры и не желающие включаться, генераторы идей и т.д. А ведущий уходит в тень.

Цели и задачи основной части достигаются в разных формах, ролевые игры, драматические упражнения, психогимнастические упражнения, дискуссии, непосредственные выяснения отношений, формы и уровни анализа бывают разные, так, ролевые игры рассматриваются с точки зрения применения техник активного слушания или обсуждения, почему не появляется готовности понимать других людей. После выполнения упражнений, отработки умений ведущий направляет активность участников на рефлексию, анализ опыта [12].

Заключительная часть. Ее цели – подведение итогов, рефлексия всего, что происходило в группе, обратная связь членам группы и ведущим, перспективы индивидуальной работы (зоны ближайшего развития).

Подведение итогов проходиться в различных формах. Например, совет с настоящими просьбами, не обращая внимания на негативные вещи, обозначив все положительные перемены, которые произошли в участниках группы. Более того, используются завершающие групповые игры, разного рода психогимнастические упражнения - «фото на память», «скульптурный вариант группы», «рисунок группы». Часто включается упражнение, которое называется «сбор чемодана» - лист поделить на 2 части - с одной стороны листа - что взять с собой в дорогу, что группа считает очень важно взять, с другой, что лучше оставить, что помешает [1].