Файл: Корпоративная культура в организации ( Типы корпоративной культуры ).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Общие понятия и сущность корпоративной культуры
1.2 Элементы корпоративной культуры
1.3 Типы корпоративной культуры
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Технологии формирования корпоративной культуры
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы: «Корпоративная культура: методы ее формирования и развития в организации».
Выбор темы курсовой работы: "Корпоративная культура: методы ее формирования и развития в организации", обусловлен тем, что корпоративная культура напрямую связанна с коммерческий успехом компании. Компания будет успешной только в случае, если сотрудники будут понимать важность своей работы, чувствовать, что их профессиональный уровень пропорционален успеху компании. На данный момент на рынке работодателей существует очень сильная конкурентная борьба, и грамотные специалисты в праве выбирать компанию из множества предприятий. Мотивация сотрудников, построение отношений между сотрудниками, принципы и методы работ, используемых в деятельности организации, все это является важнейшим фактором в борьбе компании за грамотных специалистов.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, показана практическая значимость.
В первой главе данной работы определяется понятие «корпоративной культуры» ее структура и элементы. Описаны понятия философии компании, этика компании, миссия компании.
Во второй главе рассмотрены общетеоретические вопросы «Формирование и развитие корпоративной культуры»
В заключении обобщены полученные в результате работы выводы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Общие понятия и сущность корпоративной культуры
Корпоративная культура — это oc система oc материальных oc и oc духовных oc ценностей, oc проявлений, oc взаимодействующих oc между oc собой, oc присущих oc данной oc компании, oc отражающих oc ее oc индивидуальность oc и oc восприятие oc себя oc и oc других oc в oc социальной oc и oc вещественной oc среде, oc проявляющаяся oc в oc поведении, oc взаимодействии, oc восприятии oc себя oc и oc окружающей oc среды[1].
Корпоративная oc культура oc живет oc в oc единой oc символике, oc посредством oc которой oc передаются oc ценностные oc ориентации, oc негласные oc правила oc поведения, oc представления oc о oc принятом oc и oc неприемлемом oc способах oc взаимодействия, oc лежащие oc в oc основе oc построения oc взаимодействий oc внутри oc и oc за oc пределами oc организации.
Корпоративная oc культура oc - oc это oc специфические oc для oc данной oc организации oc ценности, oc отношения, oc поведенческие oc нормы. oc Корпоративная oc культура oc определяет oc типичный oc для oc данной oc организации oc подход oc к oc решению oc проблем[2].
Основу oc корпоративной oc культуры oc составляют oc те oc идеи, oc взгляды, oc основополагающие oc ценности, oc которые oc разделяются oc членами oc организации. oc Они oc могут oc быть oc абсолютно oc разными, oc в oc том oc числе oc и oc в oc зависимости oc оттого, oc что oc лежит oc в oc основе: oc интересы oc организации oc в oc целом oc или oc интересы oc ее oc отдельных oc членов. oc Это oc – oc ядро, oc определяющее oc все oc остальное. oc Из oc ценностей oc вытекает oc стиль oc поведения, oc общения. oc Внешние oc атрибуты oc без oc них oc не oc имеют oc никакой oc самостоятельной oc ценности. oc Поэтому oc мы oc так oc негативно oc относимся oc к oc внешней oc символике oc после oc пионерской oc организации, oc комсомола, oc пятилеток oc и oc т. oc п. oc Просто oc в oc последние oc десятилетия oc за oc внешним oc слоем oc ничего oc не oc стояло oc в oc глубине. oc То oc же oc самое oc может oc случиться oc и oc с oc компаниями, oc которые oc принимают oc за oc корпоративную oc культуру oc набор oc внешних oc признаков.
Корпоративная oc культура oc – oc одно oc из oc самых oc эффективных oc средств oc привлечения oc и oc мотивации oc сотрудников. oc Как oc только oc человек oc удовлетворяет oc потребности oc первого oc уровня oc (условно oc говоря, oc чисто oc материальные), oc у oc него oc возникает oc потребность oc в oc другом: oc положении oc в oc коллективе, oc общности oc ценностей, oc нематериальной oc мотивации. oc И oc здесь oc на oc первый oc план oc выходит oc корпоративная oc культура[3].
Корпоративная oc культура oc — oc совокупность oc моделей oc поведения, oc которые oc приобретены oc организацией oc в oc процессе oc адаптации oc к oc внешней oc среде oc и oc внутренней oc интеграции, oc показавшие oc свою oc эффективность oc и oc разделяемые oc большинством oc членов oc организации. oc Компонентами oc корпоративной oc культуры oc являются[4]:
oc * oc принятая oc система oc лидерства;
* oc стили oc разрешения oc конфликтов;
* oc действующая oc система oc коммуникации;
* oc положение oc индивида oc в oc организации;
* oc принятая oc символика: oc лозунги, oc организационные oc табу, oc ритуалы.
Корпоративная oc культура oc – oc это oc нормы oc и oc правила oc осуществления oc деятельности oc организации, oc провозглашенные oc ее oc акционерами oc и oc разделяемые oc большинством oc сотрудников.[5]
1.2 Элементы корпоративной культуры
Система ценностей, миссия компании:
Из чего же складывается корпоративная культура?
Эдгар Шейн выделил в своей работе три уровня – поверхностный, подповерхностный и глубинный[6].
Поверхностный уровень доступен для изучения любому человеку, сталкивающемуся с организацией, так как его составляющие – видимые внешние факты. Информацию с этого уровня получают, если посмотреть на главный офис. Информативен также и внешний вид сотрудников: во что они одеваются, как передвигаются по офису.
Подповерхностный уровень составляют ценности и убеждения, разделяемые большинством членов организации. Их еще называют корпоративной философией.
Корпоративная философия должна включать в себя следующие составляющие: видение, миссию, ценности и цели. Соответственно, компания, в которой вышеназванные составляющие зафиксированы на бумаге, будет относиться к компаниям, в которых существует декларированная корпоративная философия.
Видение – это привлекательная для первых лиц картина будущего организации.
Миссия компании – утверждение, в котором раскрывается смысл существования компании, ее отличие от других, аналогичных организаций.[7]
Непосредственно из видения и миссии вытекают цели и ценности.
Цели, как личные, так и корпоративные, должны быть сформулированы согласно определенным правилам.
Цели должны быть предельно конкретными. В примере с целью «заработать много денег» необходимо как можно более конкретно представлять себе, каким образом человек хочет зарабатывать деньги; в какой профессиональной области он собирается это делать; что для него вообще означает слово «заработать». Убедиться в конкретности цели можно, познакомив с ней разных людей. И если формулировка не вызовет разночтений, цель можно будет признать конкретной.
Цель должна быть измерима, только так мы сможем точно сказать, достигли мы ее или нет. Как можно измерить «много» денег? Человек, поставивший себе такую цель, никогда ее не достигнет. Цель – это не видение, к которому, как к мечте, можно стремиться, но вовсе не обязательно прийти. Поэтому необходимо уточнить, сколько именно денег человек хотел бы заработать.
Цель должна быть достижима в рамках oc возможностей oc исполнителей. oc Как oc определить oc степень oc достижимости oc цели? oc Необходимо oc обратиться oc как oc к oc своему oc опыту, oc так oc и oc к oc опыту oc других oc людей oc (или oc организаций), oc уже oc ставивших oc перед oc собой oc подобные oc цели. oc Это oc может oc определить oc степень oc реалистичности oc цели. oc Кроме oc того, oc необходимо oc провести oc анализ oc внешних oc условий oc и oc внутренних oc ресурсов: oc каким oc образом oc они oc способствуют oc или oc препятствуют oc достижению oc поставленной oc цели.
Важно, oc чтобы oc цель oc была oc не oc случайна, oc чтобы oc она oc не oc расходилась oc с oc генеральными oc целями oc компании oc или oc другими oc жизненными oc целями oc человека.
Цель oc должна oc иметь oc ограничения oc во oc времени oc – oc конкретные oc сроки oc и oc даты, oc по oc достижении oc которых oc вы oc могли oc бы oc абсолютно oc четко oc сказать, oc реализовали oc вы oc ее oc или oc нет.
Следующая oc важная oc составляющая oc корпоративной oc философии oc – oc ценности.
Корпоративные oc ценности oc – oc емкое oc описание oc того, oc что oc для oc данной oc организации oc является oc важным, oc что oc определяет oc ее oc деятельность. oc Ценности oc определяют oc выбор oc пути oc достижения oc целей. oc И oc если oc цели oc ближайших oc конкурентов oc могут oc совпадать, oc то oc при oc различном oc наборе oc ценностей oc пути oc достижения oc целей oc будут oc разными.
Ценности, oc как oc и oc цели, oc вытекают oc из oc миссии oc и oc видения oc и oc не oc должны oc им oc противоречить. oc Но oc если oc цели oc указывают oc конкретные oc пункты oc движения oc организации, oc то oc ценности oc определяют oc путь, oc которым oc идет oc компания, oc от oc них oc зависят oc методы, oc избираемые oc для oc достижения oc целей.
Последний oc из oc названных oc уровней oc корпоративной oc культуры oc – oc глубинный. oc Этот oc уровень oc самый oc сложный oc для oc изучения. oc Если oc проявления oc поверхностного oc уровня oc доступны oc любому oc стороннему oc наблюдателю, oc а oc подповерхностный oc уровень oc можно oc изучить oc ознакомившись oc с oc корпоративной oc философией oc или oc изучить oc по oc поведенческим oc проявлениям oc ее oc руководителей oc и oc сотрудников, oc то oc глубинный oc уровень oc не oc поддается oc оценке oc без oc специальных oc методик. oc К oc ним oc относятся oc психодиагностические oc методики, oc применение oc которых, oc с oc одной oc стороны, oc требует oc специальной oc подготовки oc исследователя, oc а oc с oc другой oc – oc готовности oc к oc сотрудничеству, oc тех, oc чьи oc убеждения oc и oc составляют oc содержание oc глубинного oc уровня.
Глубинный oc уровень oc корпоративной oc культуры oc полностью oc зависит oc от oc убеждений oc тех, oc кто oc стоит oc у oc истоков oc компании.
У oc каждого oc предпринимателя, oc создавшего oc свой oc бизнес, oc есть oc свои oc глубинные oc убеждения, oc вынесенные oc из oc детства oc и oc накладывающие oc отпечаток oc на oc всю oc его oc деятельность. oc В oc том oc числе oc и oc на oc то, oc как oc он oc будет oc управлять oc своей oc компанией.
Девизы, oc лозунги, oc символы:
Основные oc ценности oc и oc убеждения oc находят oc выражение oc не oc только oc в oc программных oc документах, oc сводах oc законов, oc кодексах oc чести, oc книгах oc о oc внутрифирменных oc стандартах oc по oc ведению oc бизнеса, oc но oc и oc в oc девизах, oc лозунгах. oc Являясь oc одним oc из oc элементов oc корпоративной oc культуры, oc они oc в oc емкой oc и oc лаконичной oc форме oc подчеркивают oc наиболее oc сильные, oc значимые oc стороны oc той oc или oc иной oc компании:
“IBM oc - oc означает oc сервис”;
Дженерал oc Электрик oc - oc “Наш oc важнейший oc продукт oc - oc прогресс”;
Du oc Pont oc - oc “Лучшие oc продукты oc для oc лучшей oc жизни oc с oc помощью oc химии”;
Samsung oc -“Хорошо oc там, oc где oc мы oc есть”
Электролюкс oc - oc сделано oc с oc умом;
Continental oc bank oc - oc “Мы oc сможем oc найти oc выход”;
Delta oc аirlines oc - oc “Забота oc о oc персонале”.
Символы oc — oc это oc объекты, oc с oc которыми oc компания oc хочет oc ассоциироваться oc в oc глазах oc окружающих. oc К oc символам oc можно oc отнести oc такие oc атрибуты, oc как oc название oc компании, oc архитектура oc и oc размеры oc здания oc головного oc офиса, oc его oc местоположение oc и oc внутренний oc интерьер, oc наличие oc специальных oc парковочных oc мест oc для oc сотрудников, oc автомобили oc и oc самолеты, oc принадлежащие oc компании, oc и oc т.д. [8]
В каждой компании существует свой специфический уникальный язык общения. И как в любой стране национальный язык лучше всего понимают коренные жители, так язык организации лучше всего понимают ее сотрудники. Точное употребление в разговоре «фирменных» профессиональных оборотов свидетельствует о принадлежности говорящего к конкретной фирме. Язык организации формируется на основе определенного жаргона, сленга, жестикуляции, сигналов, знаков, широко использует метафоры, шутки, юмор. Все это позволяет сотрудникам организации четко доносить специфическую информацию до своих коллег по работе. В одной фразе может быть отражена идеология компании, базирующаяся на ее ценностях.
Ритуалы, мероприятия, традиции:
Видимыми проявлениями корпоративной культуры являются ритуалы. Ритуал - это повторяющаяся последовательность деятельности, которая выражает основные ценности любой организации, отвечая на следующие вопросы: “Какие поставленные цели наиболее существенны?”; “Какие люди наиболее цены для организации, а какие только начинают приобретать вес?”.
Ритуалы служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций фирмы, они призваны напоминать сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидаются компанией.
В ряду материалов, посвященных этой тематике, интерес вызывают публикации американского консультанта по менеджменту Надя Крылов, работающего в России с 1981 года. Им выделены следующие группы ритуалов.
“Ритуалы поощрения” - призваны показать одобрение компанией чьего-то достижения или определенного стиля поведения, вписывающегося в рамки корпоративных культурных ценностей. “Одобряя что-либо в человеке или просто обращая на это внимание, мы эту черту умножаем и развиваем”. Это могут быть вечеринки по поводу успешной реализации проекта, традиционные обеды в честь того, кто отличился, или долго и продуктивно работает для компании. Например, в одной фирме по сложившейся традиции каждый сотрудник в день своего рождения может получить получасовую аудиенцию у президента компании и задать ему любые вопросы. Такой ритуал поощряет интерес сотрудника к своей фирме, подчеркивает доступность высшего руководства, обеспечивает обратную связь, позволяющую руководству получить информацию о своих подопечных[9].