Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Стрессогенность профессий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Еще не так давно ученые и простые люди не знали таких понятий, как «профессиональный стресс» и «профессиональное выгорание». Двадцатый век, век открытий, также был временем, когда эти термины начали активно использоваться. В 70-х годах исследователи-психологи стали замечать, что у людей определенных профессий эмоциональное истощение встречалось куда более часто, чем у представителей других профессий. К числу эмоционально истощенных людей относились учителя, доктора, психологи, менеджеры и работники социальных служб. Все эти профессии объединял один важный фактор: в них большое место отводилась коммуникативной деятельности. Эмоциональное истощение людей вышеуказанных профессий выражалось в повышении их конфликтности, потере интереса к работе и своим обязанностям. При усугублении эмоционального истощения у людей наблюдались и психосоматические нарушения, а также невротические расстройства. Именно тогда и был введен новый термин «профессиональное выгорание». Причиной этого явления является длительное воздействие профессионального стресса на психику человека. Термин «выгорание» на данный момент имеет общую, принятую учеными трактовку: это синдром сильного эмоционального и физического истощения человека, в том числе негативное влияние на его самооценку, ухудшение отношения к своей работе и потерю прежнего уровня коммуникативных навыков, таких как понимание и сочувствие к своим клиентам или пациентам.

Влияние профессионального стресса, и, как следствие этого, психического выгорания, очень велико. В перечисленных выше сферах деятельности влияние психического благополучия (или неблагополучия) трудящегося на результат работы оказывается иногда решающим фактором. Поддавшийся длительному стрессу врач или педагог не может относиться к своей работе с прежним желанием и ответственностью, становится конфликтным и начинает делать ошибки, что сказывается не только на нем, но и на тех людях, с которыми он активно взаимодействует – ученики, пациенты, коллеги. Проблема в том, что профессиональный стресс и выгорание – это не редкий феномен, а явление, которое захватило многие сферы деятельности и очень значительный процент людей. По данным Европейской конференции ВОЗ в 2005 году, профессиональный стресс стал серьезной проблемой как минимум для трети стран, входящих в Европейский союз. Решение этой проблемы также будет очень дорогостоящим, по подсчетам, должно быть затрачено около 3-4% валового национального дохода.


По причине того, что профессиональный стресс в итоге влияет на качество медицинских услуг и образования в стране, правительство каждой страны должно стремиться создать психологически комфортные условия работы для людей, профессиональная деятельность которых связана с постоянными и тесными коммуникациями с клиентами, учениками, пациентами. Также, каждый работник должен понимать, насколько велика его собственная ответственность в этом деле. Для представителей перечисленных выше профессий особенно важны навыки саморегуляции и самонаблюдения, своевременные профилактические меры и регулярный отдых при загруженном рабочем графике.

Все больше тренингов посвящено темам борьбы со стрессом, умению определять приближение эмоционального выгорания и следующего за ним профессионального кризиса.

Данная работа поможет понять причины возникновения профессиональных стрессов и эмоционального выгорания, способы преодоления этих проблем. Только с помощью изучения механизмов возникновения профессионального психологического выгорания, можно вовремя устранить его и предупредить его возникновение в дальнейшем.

Профилактика стрессовых состояний на работе позволит значительно улучшить эффективность работы врачей, преподавателей, офисных сотрудников, пожарников и многих другие. Учитывая тот факт, что их деятельность является очень важной для каждой страны, необходимость в знаниях и умении предотвратить стресс растет с каждым годом.

Глава 1 – Проблемы профессиональных стрессов

1.1 – Понятие «профессиональный стресс»

Профессиональным стрессом называют сочетание различных психических и физических реакций, которые возникают в ответ на сложные или напряженные события и ситуации в процессе трудовой деятельности. Профессиональный стресс – это нарушение профессиональной адаптации человека, и поэтому стоит рассматривать его как невротический синдром. Именно с этой точки зрения феномен профессионального стресса впервые был рассмотрен известным психиатром из Германии, Карлом Ясперсом, в 1913 году. Он создал модель, так называемую триаду, в которую входят три главных признака профессионального стресса:


Причина возникновения такого стресса – это психическая травма человека.

Возникшие психические расстройства демонстрируют только создавшуюся психогенно-травматическую ситуацию.

Как только устраняется причина возникновения стресса, устраняются и возникшие в связи с этим проблемы со здоровьем.

В третьем пункте следует внести исключение: если профессиональный стресс не подвергался лечению долгое время и перешел в запущенную стадию, то он может прогрессировать и стать самостоятельным психическим заболеванием.

Здоровый человек не сразу становится восприимчивым к психической травме. Эта восприимчивость развивается в нем в тот момент, когда между возможностями человека и его потребностями происходит дисбаланс. Другими словами, наиболее уязвимый в вопросе профессионального стресса человек – это тот человек, который не умеет правильно оценивать свои силы и возможности.

Профессиональный стресс подразделяется на три разновидности: эмоциональный, информационный и коммуникативный.

Эмоциональный стресс, как правило, ощущается человеком остро, и переживается тяжело. В процессе возникновения стресса у человека портятся и разрушаются его установки и моральные ценности в сфере работы. Такой тип стресса возникает по причине неурядиц на работе, недопонимания, конфликтных ситуаций. Гнев и обида, а также унижения, могут спровоцировать в человеке эмоциональный стресс.

Информационный стресс зависит от информационных и временных условий и рамок, в которых работает человек. Постоянное жесткое ограничение во времени и необходимость срочно решать сложные задачи быстро приводит человека к информационным перегрузкам. Кроме того, большое влияние оказывает тип работы и степень ответственности за нее. Наиболее стрессовыми являются те ситуации, где человек ограничен во времени, но вынужден выполнять ответственное задание.

Коммуникативный стресс неизбежно возникает там, где человек сталкивается с проблемами деловых коммуникаций – например, с раздражительностью, неумением четко обозначить свою позицию и отказаться. Определенную роль играет и такой фактор, как темп общения. Если у взаимодействующих на работе коллег он не совпадает, это может привести к напряженности в общении, что в дальнейшем вызовет коммуникативный стресс у участников таких коммуникаций.

Условно, процесс возникновение стресса подразделяют на три стадии: нарастание напряженности, стадия острого стресса, снижение напряженности.


Скорость первой стадии развития стресса зависит от характера и темперамента человека. Нарастание напряженности может протекать быстро, если человек привык к быстрому реагированию на возникающие ситуации, а может медленно, если человек привык накапливать и подавлять возникающие эмоции. Сила напряженности на первой стадии также может быть разной. Однако, единым для большинства людей остается механизм поведения во время стадии нарастания напряженности: состояние и поведение человека меняют полярность. Если человек был веселым и общительным, он становится замкнутым и избегает общения, его реакции становятся замедленными. Если же человек был спокойным и рассудительным, он становится шумным, раздражительным и агрессивным.

Замечено, что на первой стадии развития стресса у людей нарушается психологический контакт, они перестают понимать и воспринимать друг друга, как прежде.

Однако, в целом, на этой стадии человек еще не так сильно чувствует дискомфорт и приближающийся стресс. Пока человек сохраняет самоконтроль, хотя и чувствует его ослабевание. Постепенно человек теряет способность к здоровой и сознательной саморегуляции.

После этого наступает вторая стадия, непосредственно стресс. В этот момент работник теряет сознательный самоконтроль, частично или полностью. Деструктивный стресс не приносит человеку ничего, кроме разрушения его психики. В это время человек может с трудом осознавать свои действия. Как правило, люди, пережившие стресс, жалеют о сделанном в тот период, признавая, что в нормальном состоянии никогда бы так не поступили.

Вторая стадия, как и первая, может длиться у разных людей по-разному, у кого-то протекает быстро, а у кого-то растягивается на недели. Вторая стадия, стадия острого стресса, заканчивается тогда, когда заканчиваются силы у человека. В этот момент работник достигает своего высшего напряжение, а после чувствует себя обессиленным и неспособным к действиям.

После этого наступает третья стадия, во время которой напряженность убывает. Эта стадия часто характеризуется чувством вины, которое преследует человека, заставляя сожалеть его о неверных и импульсивных поступках, о плохо контролируемом поведении в момент острого стресса. На третьей стадии человек думает о том, что в будущем некогда больше не допустит такого. Однако, благоприятный прогноз на будущее относительно профессиональных стрессов зависит не от обещаний человека самому себе, а от правильных и своевременных мер профилактики, от знаний механизма стресса и способов его преодоления с наименьшими потерями.


1.2 Причины профессионального стресса

Чтобы своевременно и эффективно предупреждать профессиональный стресс, необходимо, чтобы каждый работник знал, какие факторы могут негативно повлиять на нервную систему. Помимо перечисленных в предыдущих главах причин стресса, следует обозначить и другие, не менее важные.

Причины стресса, а точнее, факторы, влияющие на стресс, называются стрессорами. Стрессоры могут быть разного происхождения, и поэтому они подразделяются на производственные стрессоры и стрессоры, связанные с требованиями на работе.

Производственные стрессоры – те, что проявляются в условиях труда. Как правило, к таким стрессорам относят тесноту; уровень шума, превышающий допустимые показатели; невозможность на время уединиться и отдохнуть от социального давления; некомфортная для работы температура – как чересчур низкая, так и чересчур высокая; плохое освещение –слепящее или наоборот, очень тусклое, а также мерцание света; содержание в воздухе, вдыхаемом работниками, различных токсинов и химикатов, неприятных отвлекающих запахов и тому подобное.

Стрессоры, связанные непосредственно с самой работой, а не с условиями труда, на самом деле влияют даже сильнее, чем производственные стрессоры. В процессе работы человек сталкивается со множеством трудностей и ситуаций, которые могут усугубить негативные изменения нервной системы, например:

  • Рабочие межличностные отношения, в которых отсутствует должный уровень уважения и дружелюбия, а присутствуют конфликты и элемент соревновательности.
  • Монотонная работа, требующая напряжения внимания человека.
  • Тайм-прессинг, или срочные задания, которые нужно выполнить в очень сильно сжатые сроки.
  • Непомерная нагрузка человека рабочими заданиями, а также, наоборот, недостаточная нагрузка, от которой работник начинает тосковать и маяться.
  • Ролевые конфликты и несоответствие роли человека его статусу.
  • Недостаточно высокая мотивация работников, заключающаяся в низкой заработной плате или отсутствии карьерного роста и перспектив.
  • Неудобно организованная рабочая деятельность – например, долгая выматывающая дорога от дома до места работы.
  • Необходимость часто брать на себя ответственность, принимать важные решения по работе.
  • Непонимание человеком своих должностных обязанностей и нечеткое определение той сферы деятельности, за которую он несет ответственность.
  • Нечетко сформулированные границы полномочий человека.
  • Неудачно подобранный стиль менеджмента в компании, внутренняя политика, не отвечающая требованиям психологической гигиены.
  • Недоступность руководителя, невозможность получить помощь у более квалифицированных и компетентных в конкретном вопросе коллег.
  • Чрезмерный уровень стресса у коллег и у руководителя, с кем приходится работать человеку.
  • Частые командировки, особенно длительные.
  • Недостаток удовлетворенности при выполнении работы.
  • Незаинтересованность в будущем организации или бесперспективность этого будущего.
  • Вынужденная необходимость применять на работе методы и способы, которые противоречат системе ценностей человека и его внутренним установкам.
  • Возможность увольнения или перевода на худшую работу, что человек воспринимает как угрозу и стресс.
  • Незаинтересованность организации в дополнительном, нематериальном стимулировании работников.
  • Неспособность своевременно адаптироваться к изменившимся условиям труда, низкая переключаемость и лабильность.
  • Внедрение новых методов и технологий в процесс труда начальством, необходимость осваивать сложные и непривычные способы работы.
  • Разнообразные изменения в работе фирмы, переезд в новый офис, изменения в политике фирмы или условиях работы, кризисное положение и т.д.