Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что что в современном мире интерес к родному языку, родному слову невелик, у дошкольников слабо развит словарный запас слов, дети не умеют выражать свои мысли в сочетании с действиями. Поэтому для педагогов важно правильно создать необходимые условия, способствующие формированию связной речи у дошкольников в процессе проведения речевых игр и упражнений, используя знаковое моделирование и схемы.
В современном мире родители заняты карьерным ростом, поэтому в силу своего эгоизма не интересуются речевым развитием ребенка, и не всегда адекватно оценивают ситуацию торможения речевых процессов. Не знают о том, что речь сопровождает познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии.
Большинство родителей не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, речевым играм со словом, считая, что этим должны заниматься детские учреждения, а в дальнейшем школа. Только малая часть семей относятся положительно к изучению слова и выступают как равные партнёры в игровых ситуациях, помогая ребёнку услышать красоту звучания родной речи, богатство родного языка.
У дошкольников, живущих в компьютерном мире, интерес к родному языку, родному слову ослабевает. К сожалению, культурный уровень развития общества не поднят на должную высоту, образовательный процесс в дошкольном учреждении находится на стадии реформирования, культурное наследие утрачивает свою ценность, интерес к родному языку невелик, общество не уделяет должного внимания культуре речи.
Целью данной курсовой работы является исследование роли загадок в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- исследовать трудности развития связной образной речи детей дошкольного возраста;
- проанализировать проблемы формирования способности к связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности развития образности связной речи старших дошкольников;
- показать роль метаморфических загадок в развитии образности связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- представить пути развития лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования являются загадки.
Предметом выступает исследование методического использования загадок для развития связной речи детей дошкольного возраста.
При написании данной курсовой работы были использованы научные труды зарубежных и отечественных ученых таких как: М.Н. Аверина, В.П. Аники, Н.Д. Арутюнова, Л.И. Богданова, Т.В. Большева, Л.А. Введенская, Л.С. Выготский, Н.В. Гавриш, Р.Х. Гасанова, И.Б. Голуб, О.Е. Грибова, Н.В. Ершова, Т.В. Жеребило, Л.А. Колунова, М.В. Кулипанова, А.Ф. Лосев, А.Г. Маклаков, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн,
Е.Е. Сапогова, Г.Н. Скляревская, М.А. Солодилова, Ф.А. Сохин, Л.В. Танина, А.В. Текучев, О.С. Ушакова, А.И. Федоров, Л.Г. Шадрина, Д. Б. Эльконин, В.И. Ядэшко, В.И. Яшина и др..
В ходе работы применялись методы анализа, синтеза обобщений, методы группировки и сравнения, моделирования.
Структурно исследование представлено введением, двумя главами, содержащими подпункты, заключением, списком использованных источников.
-
1. Теоретико-методологические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
-
1.1. Трудности развития связной образной речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания в максимально сензитивный период развития.
На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры развития, а навыки владения грамотной связной речью профессиональной потребностью в сферах общественной жизни.
Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывание, но и владеть богатством языка, его выразительными возможностями.
Не случайно в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена одна из образовательных областей «Речевое развитие», в основе которой – решение следующих задач [1]:
- владение речью как средством общения и культуры;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. Благодаря речи становится возможным отделить от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью.
На протяжении всей истории развития психологических исследований вопрос о связи мышления и речи привлекал к себе внимание ученых. Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С. Выготский. Он писал: «Слово так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом» [9].
Речевое развитие – важнейший аспект общего психического развития в детском возрасте. Овладевая речью, ребенок учится связно выражать свои мысли. Развитие речи в дошкольном возрасте (овладение родным языком) является процессом многоаспектным по своей природе. Так этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека - это речевое, языковое, словесно-логическое мышление.
Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, экспериментируют со словами, создают новые [16, с. 38].
Но под влиянием различных факторов в последние годы большое количество детей страдает различными нарушениями речи. Причины нарушений детской речи различны. По статистике, основной контингент дошкольников составляют дети с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [32, с. 108].
Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.
Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой [31]. Связность, по определению С.Л. Рубинштейна, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения понятности для слушателя или читателя» [24].
Одна из центральных задач речевого развития детей – формирование связной речи. Термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях [12, с. 5-14]:
- процесс, деятельность говорящего;
- продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
- название раздела работы по развитию речи.
Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух формах – диалог, монолог. Это две формы противопоставляются, они отличаются своей коммуникативной направленностью, лингвистической и психологической природы.
Диалогическая речь – яркое проявление коммуникативной функции языка. Каковы особенности диалогической речи? Для диалога характерны [12, с. 5-14]:
- чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого;
- собеседники знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания;
- протекание речи в конкретной ситуации и сопровождение жестами, мимикой, интонацией;
- неполная, сокращенная речь, иногда – фрагментарная;
- разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговоренность, обрывистость.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Это более сложное строение, выражающее мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Для монолога характерны [12, с. 5-14]:
- внутренняя подготовка, более длительное продумывание высказывания;
- значимость неречевых средств (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно;
- преобладание литературной лексики, законченность высказывания, логичность высказывания, синтаксическая оформленность.
Эти две формы отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства говорящий выбирает сам. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуацией, в которой происходит диалог).
В то же время диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь включается в диалог, монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной [29].
Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не обращает полностью содержания мысли в речевых формах. В большинстве она имеет характер разговора.
Контекстная речь, ее содержание понятно из самого контекста. Здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства. Она носит характер монолога.
Связная речь играет большую роль в развитии ребенка. Как отмечал Ф.А. Сохин [29], связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в области фонетики, грамматики, лексики.
Проблема исследования связной речи нашла отражение в исследованиях, проведенных под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой [33]. В исследованиях четко выделены три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствование содержания и методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развития связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых овладений).
В исследованиях первого направления установлено, что наибольшая эффективность при овладении любыми структурными составляющими речи достигается при условии, что дети вовлекаются в активную работу по сопоставлению разных вариантов речевых единиц, их изменению и образованию [29].
В исследованиях второго направления авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность и т.д. В качестве основных показателей связности выделяются умения правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания [33].
Исследования третьего направления направлены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят.
Связная речь как бы «вбирает» в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в усвоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Связная речь, таким образом, аккумулируя успехи, достижения ребенка в усвоении всех сторон, всех уровней языковой системы, выступает как конечная цель речевого воспитания. Вместе с тем в формировании связной речи важным условием становится успешное овладение языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой [33].
Проблема развития связной монологической речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире – в формирование общих художественно-творческих способностей детей. Большинство исследователей подчеркивают необходимость специального обучения для развития творческих способностей в области слова.