Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Проявления и последствия профессионального стресса).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 – Изучение явления профессионального стресса
1.2 – Понятие «профессиональный стресс»
1.3 – Проявления и последствия профессионального стресса
Глава 2 – Гендерные различия профессионального стресса
2.1 – Значение гендера в вопросах профессионального стресса
2.2 – Гендерные особенности руководителей
2.3 – Гендерные особенности проявлений профессионального стресса
Введение
Проблемы стресса у людей, а в частности профессионального стресса, уже давно волнуют ученых всего мира. Интенсивное изучение такого явления, как профессиональный стресс, началось лишь во второй половине прошлого века. Именно тогда люди стали замечать, что у работников умственно-эмоциональной сферы иногда проявляются достаточно странные симптомы, такие как внезапная раздражительность и потеря контроля над собой, неспособность продуктивно работать, потеря инициативности и рабочей активности, а также различные физиологические отклонения. Все эти симптомы заставили ученых искать ответы на новые вопросы, и именно так появились понятия «профессиональный стресс» и «синдром профессионального выгорания». Было выяснено, что эти явления не просто мешают работникам исполнять свои служебные обязанности, но и серьезно подрывают их здоровье, как психическое, так и физиологическое. Помимо данного неприятного факта за десятки лет исследований был замечен и другой факт: из-за явлении профессионального стресса ежегодно каждая страна теряет большую часть ресурсов. Это происходит из-за непродуктивной работы, причиной которой является профессиональный стресс и профессиональное выгорание.
Важным шагом на пути изучения профессионального стресса была разработка профилактических мероприятий. Как известно, своевременная профилактика значительно эффективнее, чем лечение запущенных заболеваний. Подобное правило также оправдало себя и в сфере борьбы с профессиональным стрессом. На данный момент лучшим способом борьбы признаны именно превентивные меры, а также своевременное обращение за профессиональной психотерапевтической помощью (в случае усиливающегося профессионального дискомфорта работника).
Однако, одна чрезвычайно важная сфера в вопросе профессионального стресса не была изучена должным образом (до последнего времени). Этой сферой являются гендерные различия профессионального стресса. Как правило, за стандартного работника, страдающего профессиональным стрессом, принимали мужчину, а не женщину. Однако, современный мир, по сравнению с прошлым человечества, значительно изменился. На данный момент женщины ничуть не уступают мужчинам в большинстве профессий, а также и в умственно-эмоциональной профессиональной сфере (у работников которой профессиональный стресс наблюдается чаще всего).
Все это означает, что влияние профессионального стресса на женщин должно учитываться ничуть не меньше, чем на мужчин. Но проблема в том, что гендерные различия профессионального стресса действительно имеют место быть. Следовательно, к женщинам, страдающим от профессионального выгорания, нельзя применять методы, которые успешно применялись к мужчинам-работникам. Профилактические меры для мужчин и женщин также имеют некоторые отличия. Также очевидные различия существуют и в вопросе стрессоров для представителей обоих полов. Под «стрессором» понимается определенное условие или состояние, которое способствует усилению у работника профессионального стресса. Изучение стрессоров помогает ученым-психологам понять, какие именно превентивные меры окажутся эффективны, и какие факторы негативно влияют на те или иные группы работников.
Именно изучение гендерных особенностей в данной сфере поможет и мужчинам, и женщинам чувствовать себя комфортнее и избегать конкретных стрессоров. Продуктивность работы любого человека напрямую зависит от наличия или отсутствия у него такого недуга, как профессиональный стресс. Также необходимо упомянуть, что профессиональный стресс негативно отражается не только на рабочих показателях, но и на личной жизни человека и на его собственном здоровье. А изучение гендерных особенностей поможет и мужчинам, и женщинам позаботиться о своем психическом и физиологическом здоровье.
Глава 1 – Изучение явления профессионального стресса
1.1 – Понятие «стресс»
Прежде чем говорить о гендерных различиях проявлений профессионального стресса, нужно дать определение таким терминам, как «стресс» и конкретно «профессиональный стресс».
Понятие «стресс» впервые изучил и ввел в обращение лауреат Нобелевской премии, ученый Г. Селье. Под понятием «стресс» н подразумевал неспецифические реакции организма на какие-либо внешние стимулы и требования. То есть, иными словами, стрессом можно назвать ответ организма с целью восстановить свое привычное состояние, а достигается это при помощи различных приспособительных функций.
Ученый определил, что физиологический стресс развивается из-за некоторых факторов, которые он обозначил как «стресс-факторы»:
- Слишком сильная физическая нагрузка;
- Чрезмерное повышение или понижение внешней температуры;
- Невозможность полноценного дыхания;
- Болевые стимулы, и др.
Впоследствии, термин «стресс» стал использоваться не только по отношению к физиологической сфере, но и к психологической и биологической сферам жизни человека. В дальнейшем, в данной работе пойдет речь непосредственно о психологическом стрессе и его специфике.
Примечательно, что в числе способов борьбы с психологическим стрессом, у организма существует психологический механизм адаптации к стрессу. Такие механизмы помогают сохранить психическую стабильность и здоровье, избежать душевной боли и дискомфорта, вызванного стрессом.
Подобные адаптационные механизмы включаются в нужный момент как сознательно, так и бессознательно, в зависимости от ситуации и от личности человека. Осознаваемые механизмы защиты принято называть копинг-механизмами, а неосознаваемые – защитными механизмами.
Копинг-механизмы – это те механизмы, которые непосредственно управляются волей человека, то есть его активные и осознанные усилия для достижения желанных результатов, сознательное воздействие на реальность с помощью собственных действий. Если человек демонстрирует копинг-поведение, это означает, что он согласен менять себя, а не окружающий мир. При этом, такое поведение является динамическим и гибким, изменяясь в зависимости от ситуации.
Копинг-поведение может быть конструктивным (применение воли: изучение и использование способов саморегуляции, занятия спортом и т.д.) и деструктивным (вредоносное: употребление алкоголя, наркомания и т.д.).
Копинг-механизмы практически противоположны защитным (неосознаваемым) механизмам адаптации человека, и они характеризуются тем, что человек, использующий их:
- Стремится преодолеть возникшую проблему, повлиять на ситуацию;
- Действует целенаправленно и осознанно;
- Реалистичен, тщательно исследует и анализирует создавшиеся условия, признает их наличие;
- Ищет при необходимости помощь для преодоления проблемы, и готов принять ее;
- При использовании копинг-механизмов чувствует возможность влиять на происходящее самостоятельно, приобретает новый опыт и навыки совладания с проблемами, учится удовлетворять свои потребности и идти по пути прогресса и самосовершенствования.
Защитные механизмы, в свою очередь, можно охарактеризовать тем, что человек, использующий их:
- Избегает проблемной ситуации;
- Действует негибко, неэффективно, часто автоматически и бессознательно;
- Не признает существующую реальность, скрывает ее от самого себя, искажает, чтобы избежать стресса;
- Поступает двояко: либо не стремится получить какую-либо помощь (и отвергает предложенную), либо возлагает всю ответственность и власть на вызвавшегося помочь, а сам устраняется и ждет готового результата;
- Добивается временного, сиюминутного улучшения состояния ценой дальнейшего ухудшения и регресса.
1.2 – Понятие «профессиональный стресс»
Данное понятие ученые начали использовать во второй половине XX века, когда ускорение темпа жизни привело к феномену: люди, работающие в сфере «человек-человек» при наличии определенных условий демонстрировали значительные изменения в привычном поведении и отношении к работе. Особенно явно это было заметно у людей, работающих в сфере социальной помощи. Несмотря на профессиональную подготовку к такому виду работ, через некоторое время интенсивной работы специалисты начинали вести себя раздраженно и непрофессионально, участились конфликты и жалобы от клиентов и пациентов. Именно в то время ученые принялись за изучение данного явления, и назвали его профессиональным стрессом.
Спустя годы исследований можно сказать точно, что профессиональный стресс – это комплекс разнообразных психофизиологических реакций, который возникает из-за различных трудных и напряженных условий в процессе рабочей деятельности.
Наиболее подверженными синдрому профессионального стресса оказались люди, чьи рабочие обязанности в основном требуют активного использования коммуникативных навыков: учителя, врачи, психотерапевты и психологи. Данная группа людей демонстрировала стресс именно связанный с эмоциональным истощением, с перегруженностью общением, если можно так выразиться. Спустя некоторое время работы и при совпадении некоторых условий, представители перечисленных профессий исчерпывали свои коммуникативные ресурсы, что достаточно быстро и деструктивно сказывалось на их работе.
Кроме того, профессиональный стресс явно наблюдался и у представителей сложных и опасных для жизни профессий: пожарники, спасатели и шахтеры. Несмотря на то, что они значительно реже обращались в медицинские заведения с жалобами на симптомы профессионального стресса, именно представители этих профессий были признаны как люди в зоне риска профессионального стресса. И это легко объяснимо. Шахтеры и спасатели не истощаются эмоционально, но условия их работы являются крайне дискомфортными для любого человека. А тяжелые и опасные условия труда, как и некоторые другие,также признаны учеными, как факторы, способствующие развитию профессионального стресса.
Также, профессиональный стресс наблюдался у офисных работников. Это обусловлено монотонностью их труда. К тому же, было выяснено, что большое влияние на стрессоустойчивость работников оказывает то, насколько ценной и важной они считают свою работу, и насколько она материально оценивается. В случае с офисными служащими, клерками, было замечено, что представители данной профессии не считают свою работу значимой, и материально она оценивается невысоко. Эти факторы также негативно влияют на нервную систему работников и приводят к профессиональному стрессу. Это же можно отнести и к работе разнорабочих и курьеров, чей труд принято невысоко оценивать в обществе.
1.3 – Проявления и последствия профессионального стресса
Прежде чем говорить о последствиях профессионального стресса, следует уточнить картину динамики развития стрессового состояния у работающего человека (впрочем, в данном аспекте характеристики профессионального стресса идентичны характеристикам всех остальных видов стресса, то есть являются универсальными и общими для стрессовых состояний): нарастание напряжения, стресс, спад внутреннего напряжения.
В зависимости от типа личности и скорости реакций рассматриваемого человека, первая стадия у него может длиться по-разному. Некоторым людям достаточно небольшого внутреннего напряжения для того, чтобы он был готов сбросить это напряжение, а другие накапливают внутреннее напряжение неделями и месяцами. Нарастание силы первой стадии, как правило, становится заметно окружающим людям: человек часто начинает демонстрировать поведение, противоположное своему привычному, или непохожее на него. Это означает, что всегда вежливый и спокойный человек будет замечен раздраженным и гневливым, а общительный и веселый – замкнутым и погруженным в себя. Первая стадия характеризуется ухудшением деловых и личных отношений человека, ослабление самоконтроля и постепенная утрата власти над собственными эмоциями и действиями. После этого наступает вторая стадия.
Вторая стадия, в первую очередь, характеризуется ощутимой утратой сознательного самоконтроля. Человек, страдающий от профессионального стресса, начинает вести себя так, как вряд ли повел бы себя, если бы мог контролировать свои поступки. Часто люди, пострадавшие от этой проблемы, глубоко сожалели о содеянном и говорили, что никогда бы так не поступили. Вторая стадия, как и первая, у разных людей протекает по-разному, и может длиться от нескольких минут до нескольких дней или даже недель. Наконец, когда ресурсы человека истощаются, он прекращает свое бездумные и разрушительные действия, и переходит к третьей стадии.
Третья стадия, как правило, характеризуется чувством досады и вины за сделанное в момент наступившего стресса. Именно на этой стадии наблюдается раскаяние и обещания, что такое никогда больше не повторится.
Однако, если первый пережитый профессиональный стресс не заставляет человека измениться и изменить свою жизнь, то стресс с большой долей вероятности повторится снова. Это происходит непроизвольно, и человек не может контролировать этот процесс так, как хотел бы. Поэтому независимо от того, как человек настраивает себя на то, что стресс «никогда не повторится», стрессовый механизм может просто «включиться» в определенный, наиболее благоприятный для этого момент. Именно поэтому в данном вопросе столь важна профилактика и знание темы профессионального стресса.
Симптомы и последствия профессионального стресса можно разделить на психические и физиологические. Замечено, что физиологические симптомы стресса проходят, как только проходит сам стресс. То есть, они являются сугубо временными и лишь сопровождают возникшие нервно-психическое отклонение от нормы.