Файл: Построение организационных структур (достоинства и недостатки в использовании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На практике эти новые подходы приводят к изменениям ряда параметров организационных структур управления, вызывая:

– сокращение иерархичности и переход к плоским структурам с минимальным числом уровней менеджмента между высшим и низовым уровнями руководства;

– переход от моноцентрического типа руководства к полицентрическому с множеством центров принятия решений и периодической сменой лидеров;

– снижение уровня формализации отношений между менеджерами и исполнителями при введении менее жёстких и более гибких норм и стандартов;

– отказ от жёсткого разделения функций как основы организации труда, временное закрепление работ за группами (командами, бригадами).

«Процесс реструктуризации управления осуществляется созданными для этих целей рабочими группами, специализированными звеньями структуры управления или консультантами»[37].

Основное назначение большинства производственных организаций,
с точки зрения общества, определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах. Вместе с тем, соответствие между системой целей и организационной структурой управления не должно быть однозначным.

«В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой существенно изменяется организационная структура предприятий, что связано прежде всего с коренной перестройкой деловых процессов в условиях внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий»[38]. Изменения настолько глубоки и радикальны, что можно говорить о революции в сфере бизнеса, сопоставимой по своим последствиям с промышленной революцией XVIII-XIX вв.

Обобщая тенденции развития организационных структур, можно отметить, что для организации будущего характерными представляются:

– интеграция;

– автоматизация и развитие персонала вместо рационализации труда
и рационализации структуры;

– сетизация;

– деменеджеризация;

– деструктуризация;

– информатизация;

– виртуализация;

– социализация.

Особого внимания требует проблема виртуализации организаций. Эта сложное явление необходимо исследовать в контексте системных процессов, характерных для современного менеджмента. В современной теории все чаще проявляются два альтернативных подхода. Первый основан на том, что сначала выявляются некоторые новые свойства, тенденции, закономерности объекта исследования, а затем формируется понятийный аппарат, дается определение уже познанному явлению, которое однозначно трактуется научной общественностью. Второй подход основан на присвоении слабо проявляющимся признакам нового явления образных и привлекательных названий, которые сразу же становятся популярными среди теоретиков и практиков менеджмента, но каждый из них вкладывает в это определение свой смысл. При этом возникают самые различные ситуации методологического характера: тупиковые и перспективные. Так, «модные» названия многочисленных новых школ менеджмента в 60-70-е гг. не оправдали надежд на появление значимых школ уровня, например, школы Ф. Тейлора. Но история развития научной мысли знает немало примеров, когда само название зарождающегося научного направления играет роль его системообразующей основы, служит субъективным фактором, стимулирующим и ускоряющим развитие данного научного направления.


«В конце XX в. отчетливо проявился парадигматический кризис, когда
в рамках существующего мировоззрения уже не «рождаются» новые парадигмы, и надо менять на системном уровне мировоззрение. Его обстоятельная характеристика составляет тему самостоятельного исследования; здесь лишь кратко отметим основные признаки кризиса»[39].

2.1. Анализ организационной структуры в компании

В связи с новыми качествами реализации тенденций в практике реструктуризации наших предприятий можно привести данные по Новосибирскому оловянному комбинату о работе, проведённой в 90-е годы на комбинате для преодоления кризисной ситуации и укрепления конкурентных позиций на рынке. В числе первоочередных задач были такие, как: оптимизация размеров предприятия на основе максимально возможной специализации; упрощение организационной структуры; централизация функций, распределённых между различными уровнями управления и подразделениями, а также функций обслуживания производственных процессов (ремонтного и складского обеспечения); разработка и внедрение целевых программ, проектов и комплексных мероприятий в рамках матричных структур управления.

«Анализ шагов, которые были предприняты, показывает определённую логику и последовательность действий по перестройке: вначале были проведены радикальные изменения в структуре самого предприятия, затем последовали важные меры по реорганизации управления, после чего в систему были введены элементы стратегического управления»[40]. Целенаправленные изменения охватили все структурные подразделения и службы, и весь персонал организации оказался втянутым в эту сложную работу.

Вся работа по структурным преобразованиям проведена в несколько этапов, на каждом из которых проводилась чёткая программа мероприятий.

На первом этапе (1995 г.) осуществлена централизация ремонтных служб, позволившая снизить численность ремонтного и обслуживающего персонала, своевременно проводить предупредительные ремонты и сократить поломки и авралы. После успешного решения этой задачи осуществлены дальнейшие структурные преобразования: централизация складов, переход на бесцеховую структуру металлургического производства, выведение из состава комбината ряда подразделений (капитального ремонта, монтажа оборудования, строительных работ и др.).


На втором этапе структурных преобразований (1996–1997 гг.) проводились мероприятия, направленные на оптимизацию размеров предприятия.
В результате реорганизации производственных подразделений комбината высвобождены производственные помещения и оборудование, законсервирован ряд производственных объектов, переданы собственнику и сняты
с баланса комбината объекты социальной сферы.

Третий этап структурных преобразований (1997–1998 гг.) посвящён мерам по совершенствованию организационной структуры управления, которые включали: структуризацию деятельности по стратегическому развитию
в системе управления предприятием, внедрение элементов матричной структуры, сокращение числа уровней управления.

«Система управления по целям, введённая на предприятии, позволила согласовать и распределить стратегические задачи по службам заместителей генерального директора, зафиксировать их цели и конечные результаты»[41].

На четвёртом этапе преобразований (1999–2000 гг.) поставлена задача создания такой системы управления, которая на основе прогнозирования изменений внешней среды позволит сочетать повышение эффективности управления текущей деятельностью с планированием и обеспечением его будущего развития. Поэтому главной целью преобразований стало создание стратегического и операционного маркетинга.

Экономические результаты структурных преобразований за период с 1995 по 1999 гг. выразились в более чем четырёхкратном росте выработки одного работающего и трёхкратном росте средней месячной заработной платы. Объём реализации продукции увеличился в 1,6 раза, хотя выпуск основных видов продукции составил всего около двух третей от уровня 1995 г.

Существенное влияние на построение структуры управления и выбор её вида оказывает стадия жизненного цикла, на которой находится организация. Дело в том, что по мере роста организации – с малых размеров до крупной компании, от простой к сложной, – проблемы разделения труда и его кооперации должны пересматриваться снова и снова, чтобы иметь чёткое представление о том:

– отвечает ли выбранная ранее структура сегодняшним условиям;

– необходимы ли изменения в действующих формальных отношениях, делегировании прав и обязанностей;

– нужно ли вводить изменения или дополнения к действующим инструктивным материалам и процедурам;

– что надо сделать для совершенствования механизмов координации разделённого труда.

Помимо всего этого можно рассмотреть пример Предприятия ООО Фирма «Лига», которое уже довольно давно существует на рынке и уже завоевало конкурентоспособные позиции. Эту компания можно охарактеризовать как фазу, имеющую жизненный цикл «зрелости». Предприятие имеет линейную организационную структуру, ее преимущество в четкой системе взаимных связей функций и подразделений, ясно выраженной ответственности, быстрой реакции. При своем плюсе компания также имеет и недостатки: существует тенденция к волоките и перекладыванию ответственности за решение проблем на другого, малая гибкость и приспособленность к изменению ситуации.


Проанализировав данное предприятие можно сделать вывод, что показателями успешности оргсруктуры – повышение эффективности деятельности организации и ее конкурентоспособности, повышение требований к качеству обслуживания потребителей и времени выполнения заказов.

Подводя итог, хочу отметить, что вопросы чаще всего вызывают необходимость проведения изменений в структуре самой организации и её управляющей подсистемы.

При каждом жизненном цикле компании нужно применять ту оргстуктуру, которая бы наилучшим образом отвечала задачам и целям организации, а также факторам, которые прямым образом влияют на успешную работоспособность предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящена построению организационных структур. Тщательно проанализированы оргструктуры, являющиеся наиболее распространенными и функциональными. В результате проведённых исследований выявлены достоинства и недостатки, а также задачи и функции оргструктур
и применяемость их в компаниях.

Разобрав структуры управления, можно сделать вывод, что каждая из них имеет свои достоинства, а также и недостатки. При выборе определенной организационной структуры нужно четко понимать: масштаб организации, конкурентоспособность при выборе изготовляемого продукта, экономический рынок, ну а самое важное – это уметь применять оргструктуру в работе для достижения тех или иных как задач, так и целей. Чёткая, продуманная структура управления организацией в современных конкурентных условиях крайне необходима для эффективной и успешной работы предприятия

В жизни так бывает, что организационная структура значительно богаче по содержанию, так как представляет собой совокупность путей, при использовании которых организация осуществляет разделение труда и выполнение задач и целей.

Главным фактором является то, что оргструктура управления должна преодолевать высокий уровень децентрализации и широкие полномочия руководителей структурных подразделений в принятии управленческий решений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Веснин Р.В. Основы менеджмента. Менеджмент: учеб. — 3-е изд.,
    перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.
  2. Галяутдинов Р.Р. Линейная организационная структура управления предприятием // Сайт преподавателя экономики. [2015]. URL: http://galyautdinov.ru/post/linejnaya-organizacionnaya-struktura (дата обращения: 08.02.2017).
  3. Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ричард Л. Дафт; пер. с англ. Под ред. Э.М. Короткова; предисловие Э.М. Короткова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 736 с.
  4. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: учебное пособие. Краткий курс. М., Спб., Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск – 2004. 267 с.
  5. Лапыгин Ю.Н. «Теория организации: учебное пособие» – 217 с.
  6. Мильнер Б.З. «Теория организации». – 193 с.
  7. Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние и эволюция). Тамбов, 2011. 104 с.
  8. Ружанская Л.С. Теория организации : учебное пособие / Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова; под общ. ред. Л. С. Ружанской. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015 – 200 с.

  1.  Веснин Р.В. Основы менеджмента. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 3.

  2.  Лапыгин Ю.Н. «Теория организации: учебное пособие» – С. 95.

  3.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С – 10.

  4.  Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ричард Л. Дафт; пер. с англ. Под ред. Э.М. Короткова; предисловие Э.М. Короткова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — С. 101.

  5.  Ружанская Л.С. Теория организации : учебное пособие / Л.С. Ружанская,
    А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова; под общ. ред. Л. С. Ружанской. — Екатеринбург :Изд-во Урал. ун-та, 2015 – С.49.

  6.  Веснин Р.В. Основы менеджмента. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 252.

  7.  Лапыгин Ю.Н. «Теория организации: учебное пособие» – С.98.

  8.  Веснин Р.В. Основы менеджмента. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 253.

  9.  Галяутдинов Р.Р. Линейная организационная структура управления предприятием // Сайт преподавателя экономики. [2015]. URL: http://galyautdinov.ru/post/linejnaya-organizacionnaya-struktura (дата обращения: 08.02.2017).

  10.  Лапыгин Ю.Н. «Теория организации: учебное пособие» – С.98.

  11.  Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: учебное пособие. Краткий курс. М., Спб., Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск – 2004. С 153.

  12.  Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ричард Л. Дафт; пер. с англ. Под ред. Э.М. Короткова; предисловие Э.М. Короткова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — С. 101.

  13.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С.27.

  14.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С.27.

  15.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С.28.

  16.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С.28.

  17.  Веснин Р.В. Основы менеджмента. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 261.

  18.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С.31.

  19.  Веснин Р.В. Основы менеджмента. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 256.

  20.  Лапыгин Ю.Н. «Теория организации: учебное пособие» – С. 99.

  21.  Мильнер Б.З. «Теория организации». – С. 49

  22.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С – 26.

  23.  Лапыгин Ю.Н. «Теория организации: учебное пособие» – С. 99-100.

  24.  Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ричард Л. Дафт; пер. с англ. Под ред. Э.М. Короткова; предисловие Э.М. Короткова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — С. - 123.

  25.  Лапыгин Ю.Н. «Теория организации: учебное пособие» – С. 102.

  26.  Ружанская Л.С. Теория организации : учебное пособие / Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова ; под общ. ред. Л. С. Ружанской. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015 – С.54-55.

  27.  Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: учебное пособие. Краткий курс. М., Спб., Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск – 2004. С – 160.

  28.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С – 37.

  29.  Веснин Р.В. Основы менеджмента. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб.
    и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. – 259.

  30.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С – 37.

  31.  Веснин Р.В. Основы менеджмента. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С – 223.

  32.  Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ричард Л. Дафт; пер. с англ. Под ред. Э.М. Короткова; предисловие Э.М. Короткова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — С – 125.

  33.  Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ричард Л. Дафт; пер. с англ. Под ред. Э.М. Короткова; предисловие Э.М. Короткова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — С. - 141.

  34.  Ружанская Л.С. Теория организации : учебное пособие / Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова ; под общ. ред. Л. С. Ружанской. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015 – С.-55.

  35.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С. – 4.

  36.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С. – 41.

  37.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С. – 42.

  38.  Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: учебное пособие. Краткий курс. М., Спб., Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск – 2004. С. - 164

  39.  Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: учебное пособие. Краткий курс. М., Спб., Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск – 2004. С. - 165.

  40.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С. – 43.

  41.  Мищенко Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние
    и эволюция). Тамбов, 2011. С. – 43.