Файл: Налоги как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительство ᅟРоссийской ᅟФедерации ᅟучаствует ᅟв ᅟкоординации ᅟналоговой ᅟполитики ᅟс ᅟдругими ᅟгосударствами, ᅟвходящими ᅟв ᅟСодружество ᅟНезависимых ᅟГосударств, ᅟа ᅟтакже ᅟзаключает ᅟмеждународные ᅟналоговые ᅟсоглашения ᅟоб ᅟизбежание ᅟ(устранении) ᅟдвойного ᅟналогообложения ᅟс ᅟпоследующей ᅟратификацией ᅟэтих ᅟсоглашений.

Учитывая ᅟмногоаспектность ᅟсодержания ᅟналогов, ᅟих ᅟкомплексный ᅟхарактер ᅟи ᅟнеоднозначную ᅟприроду, ᅟнеобходимо ᅟотметить, ᅟчто ᅟкаждой ᅟсфере ᅟналоговых ᅟотношений ᅟсоответствует ᅟсвоя ᅟсистема ᅟпринципов.

Можно ᅟусловно ᅟвыделить ᅟтри ᅟтакие ᅟсистемы:

- ᅟэкономические ᅟпринципы ᅟналогообложения;

- ᅟюридические ᅟпринципы ᅟналогообложения ᅟ(принципы ᅟналогового ᅟправа);

- ᅟорганизационные ᅟпринципы ᅟналоговой ᅟсистемы.

Кроме ᅟтого, ᅟв ᅟрамках ᅟкаждой ᅟиз ᅟуказанных ᅟсистем ᅟнеобходимо ᅟвыделять ᅟкак ᅟобщие ᅟпринципы ᅟналогообложения, ᅟприсущие ᅟвсей ᅟсистеме ᅟналогообложения ᅟв ᅟцелом, ᅟтак ᅟи ᅟчастные ᅟпринципы ᅟналогообложения, ᅟкоторые ᅟсоответствуют ᅟтолько ᅟнекоторым ᅟразделам ᅟи ᅟположениям ᅟналогообложения, ᅟнапример, ᅟпринципы ᅟприменения ᅟответственности ᅟза ᅟнарушение ᅟналогового ᅟзаконодательства, ᅟпринципы ᅟисчисления ᅟи ᅟуплаты ᅟналога ᅟна ᅟприбыль, ᅟпринципы ᅟвзимания ᅟналогов ᅟс ᅟнерезидентов ᅟи ᅟт.д.

Экономические ᅟпринципы ᅟналогообложения ᅟпредставляют ᅟсобой ᅟсущностные, ᅟбазисные ᅟположения, ᅟкасающиеся ᅟцелесообразности ᅟи ᅟоценки ᅟналогов ᅟкак ᅟэкономического ᅟявления. ᅟВпервые ᅟони ᅟбыли ᅟсформулированы ᅟв ᅟ1776 ᅟгоду ᅟАдамом ᅟСмитом ᅟв ᅟработе ᅟ«Исследование ᅟо ᅟприроде ᅟи ᅟпричинах ᅟбогатства ᅟнародов». ᅟПушкарева ᅟВ.М. ᅟГосбюджет. ᅟНалоги. ᅟ- ᅟОрехово-Зуево, ᅟ2007.- ᅟс. ᅟ60

Под ᅟправовыми ᅟпринципами ᅟпонимаются ᅟруководящие ᅟположения ᅟправа, ᅟисходные ᅟнаправления, ᅟего ᅟосновные ᅟначала, ᅟопределяющие ᅟсущность ᅟвсей ᅟсистемы, ᅟотрасли ᅟили ᅟинститута ᅟправа.

Правовые ᅟпринципы ᅟорганизации ᅟсистемы ᅟналогообложения, ᅟиспользуемые ᅟв ᅟмеждународной ᅟпрактике, ᅟможно ᅟсформулировать ᅟследующим ᅟобразом:

1. ᅟЮридическое ᅟравенство ᅟперед ᅟзаконом ᅟвсех ᅟхозяйствующих ᅟсубъектов ᅟи ᅟграждан. ᅟНалоговый ᅟнейтралитет.

2. ᅟНалоговые ᅟпреференции ᅟподлежат ᅟобязательному ᅟутверждению ᅟв ᅟзаконе.

3. ᅟГарантированность ᅟстабильности ᅟи ᅟпоследовательности ᅟналоговой ᅟполитики.


4. ᅟНалоговая ᅟпрозрачность ᅟ(компания ᅟне ᅟможет ᅟскрывать ᅟдоходы ᅟакционеров ᅟи ᅟслужить ᅟим ᅟналоговым ᅟубежищем).

5. ᅟЗапрещение ᅟобратной ᅟсилы ᅟналогового ᅟзакона ᅟ(действие ᅟналогов ᅟво ᅟвремени).

6. ᅟФункционирование ᅟинститута ᅟответственности ᅟосновывается ᅟна ᅟпрезумпции ᅟвиновности ᅟналогоплательщика ᅟпри ᅟусловии ᅟгибкого ᅟналогового ᅟвоздействия ᅟна ᅟнарушителей ᅟналоговых ᅟзаконов.

7. ᅟОриентация ᅟпреимущественно ᅟна ᅟпрогрессивные ᅟформы ᅟналогообложения.

8. ᅟАнтидискреционность ᅟрешений ᅟналоговых ᅟадминистраций.

9. ᅟСоразмерность ᅟраспределяемых ᅟналоговых ᅟпоступлений ᅟпо ᅟзвеньям ᅟбюджетной ᅟсистемы ᅟс ᅟвеличиной ᅟрасходов, ᅟежегодно ᅟутверждаемой ᅟтекущим ᅟфинансовым ᅟзаконодательством.

10. ᅟПриоритет ᅟфинансовых ᅟобщественно ᅟнеобходимых ᅟцелей.

К ᅟорганизационным ᅟпринципам ᅟналоговой ᅟсистемы ᅟотносятся ᅟположения, ᅟв ᅟсоответствии ᅟс ᅟкоторыми ᅟосуществляется ᅟее ᅟпостроение ᅟи ᅟструктурное ᅟвзаимодействие:

1. ᅟпринцип ᅟединства;

2. ᅟпринцип ᅟподвижности;

3. ᅟпринцип ᅟстабильности;

4. ᅟпринцип ᅟмножественности ᅟналогов;

5. ᅟпринцип ᅟисчерпывающего ᅟперечня ᅟналогов.

2.2 Налоги, как основной инструмент государственного регулирования экономики

В ᅟнастоящее ᅟвремя ᅟтеория ᅟналогов ᅟкак ᅟважнейшая ᅟсоставляющая ᅟэкономической ᅟнауки ᅟв ᅟРоссии ᅟначала ᅟвозрождаться.

Исходя ᅟиз ᅟтеории ᅟналогов ᅟи ᅟфункции ᅟналогов, ᅟопределяется ᅟналоговая ᅟполитика ᅟгосударства. ᅟНа ᅟпрактике ᅟможно ᅟвыделить ᅟтри ᅟосновные ᅟформы ᅟналоговой ᅟполитики. ᅟОни ᅟвстречаются ᅟне ᅟв ᅟчистом ᅟвиде, ᅟа ᅟв ᅟопределенных ᅟсоотношениях ᅟдруг ᅟс ᅟдругом.

Во-первых, ᅟэто ᅟвыраженная ᅟфискальная ᅟполитика, ᅟили ᅟполитика ᅟмаксимальных ᅟналогов. ᅟЗдесь ᅟмы ᅟимеем ᅟтот ᅟслучай, ᅟкогда ᅟгосударство ᅟстремится ᅟметодом ᅟвысоких ᅟналогов ᅟна ᅟподоходную ᅟчасть ᅟбюджета ᅟи ᅟобеспечить ᅟпревышение ᅟдоходов ᅟнад ᅟрасходами. ᅟПодобная ᅟполитика, ᅟкак ᅟубедительно ᅟпоказал ᅟА. ᅟЛаффер, ᅟчаще ᅟвсего ᅟне ᅟдостигает ᅟпоставленных ᅟцелей. ᅟВместе ᅟс ᅟтем ᅟона ᅟимеет ᅟи ᅟеще ᅟболее ᅟсерьезные ᅟпоследствия. ᅟПроисходит ᅟзамедление ᅟрасширенного ᅟвоспроизводства ᅟили ᅟвообще ᅟвозврат ᅟк ᅟпростому ᅟвоспроизводству. ᅟНаселение ᅟоказывает ᅟпассивное ᅟсопротивление ᅟданному ᅟкурсу, ᅟи ᅟначинается ᅟмассовое ᅟуклонение ᅟот ᅟуплаты ᅟналогов. ᅟУклонение ᅟот ᅟуплаты ᅟналогообложения ᅟприводит ᅟв ᅟсвою ᅟочередь ᅟк ᅟросту ᅟтеневой ᅟэкономики.


В ᅟподобной ᅟситуации ᅟмы ᅟимеем ᅟдело ᅟс ᅟпреувеличением ᅟроли ᅟфискальной ᅟфункции ᅟналогов ᅟпо ᅟсравнению ᅟс ᅟостальными ᅟфункциями.

Во-вторых, ᅟэто ᅟналоговая ᅟполитика ᅟэкономического ᅟразвития. ᅟПри ᅟэтом ᅟгосударство ᅟстремится ᅟвсемерно ᅟснижать ᅟналоги, ᅟоставляя ᅟбольшую ᅟчасть ᅟфинансовых ᅟресурсов ᅟв ᅟраспоряжении ᅟхозяйствующих ᅟсубъектов. ᅟНа ᅟпервый ᅟвзгляд ᅟможет ᅟпоказаться, ᅟчто ᅟименно ᅟк ᅟтакой ᅟполитике ᅟследует ᅟстремиться. ᅟОднако ᅟона ᅟможет ᅟиметь ᅟне ᅟменее ᅟтяжкие ᅟпоследствия, ᅟа ᅟименно: ᅟсокращение ᅟсоциальных ᅟпрограмм ᅟиз-за ᅟнехватки ᅟсредств ᅟу ᅟправительства, ᅟснижение, ᅟуровня ᅟжизни ᅟработников ᅟбюджетных ᅟорганизаций, ᅟвключая ᅟврачей, ᅟучителей ᅟи ᅟт.д.

Третьей ᅟформой ᅟследует ᅟпризнать ᅟоптимальную ᅟналоговую ᅟполитику. ᅟВот ᅟее ᅟпроведение ᅟтребует ᅟдетального ᅟнаучного ᅟанализа ᅟи ᅟосмысления ᅟэкономической ᅟситуации, ᅟпрогнозирования ᅟпоследствий ᅟлюбых ᅟналоговых ᅟизменений, ᅟкомплексности ᅟпринятия ᅟрешений. ᅟДля ᅟуспеха ᅟналоговой ᅟполитики ᅟнеобходимо ᅟисследовать ᅟпрошлое, ᅟзнать ᅟопыт ᅟзарубежных ᅟразвитых ᅟстран, ᅟприменять ᅟего, ᅟне ᅟслепо ᅟкопируя, ᅟа ᅟсоотнося ᅟсо ᅟспецифическими ᅟособенностями ᅟнациональной ᅟэкономики.

При ᅟпроведении ᅟналоговой ᅟполитики ᅟмогут ᅟразойтись ᅟфискальные ᅟинтересы ᅟгосударственных ᅟорганов ᅟи ᅟналогоплательщиков. ᅟКак ᅟдостичь ᅟгармонизации ᅟинтересов? ᅟНалоговая ᅟполитика ᅟдолжна ᅟучитывать ᅟкак ᅟинтересы ᅟбюджета, ᅟтак ᅟи ᅟинтересы, ᅟшироких ᅟмасс ᅟнаселения. ᅟПримирить ᅟих ᅟвполне ᅟвозможно. ᅟВсе ᅟзаинтересованы ᅟв ᅟустойчивом ᅟразвитии ᅟэкономики ᅟвысокими ᅟтемпами, ᅟв ᅟразвитии ᅟрасширенного ᅟвоспроизводства ᅟна ᅟоснове ᅟпередовых ᅟтехнологий. ᅟВопрос ᅟ- ᅟв ᅟоптимальных ᅟсоотношениях ᅟфинансирования ᅟнароднохозяйственных ᅟотраслей, ᅟв ᅟ«прозрачности» ᅟдоходов ᅟи ᅟрасходов ᅟбюджета.

Сформулируем, ᅟчто ᅟпредставляет ᅟсобой ᅟрыночная ᅟсистема ᅟхозяйства. ᅟРыночная ᅟэкономика-это ᅟсистема ᅟорганизации ᅟхозяйства ᅟстраны, ᅟоснована ᅟна ᅟтоварно-денежных ᅟотношениях, ᅟмногообразии ᅟформ ᅟсобственности; ᅟна ᅟсредства ᅟпроизводства, ᅟэкономической ᅟсвободе ᅟграждан ᅟкак ᅟсобственников ᅟсвоей ᅟрабочей ᅟсилы ᅟих ᅟконкуренции ᅟв ᅟсфере ᅟпроизводства ᅟи ᅟобращения ᅟтоваров ᅟи ᅟуслуг.

В ᅟрыночной ᅟэкономике ᅟфункционируют ᅟи ᅟактивно ᅟвзаимодействуют ᅟдруг ᅟс ᅟдругом ᅟтри ᅟосновных ᅟспецифических ᅟрынка. ᅟЭто ᅟрынок ᅟтоваров ᅟи ᅟуслуг, ᅟили ᅟтоварный ᅟрынок; ᅟрынок ᅟтруда ᅟи ᅟрынок ᅟфинансовых ᅟресурсов, ᅟвключающий ᅟв ᅟсебя ᅟрынок ᅟценных ᅟбумаг. ᅟЦену ᅟна ᅟрынке ᅟформирует ᅟсоотношение ᅟспроса ᅟи ᅟпредложения. ᅟНа ᅟрынке ᅟтруда ᅟценой ᅟявляется ᅟзаработная ᅟплата ᅟнаемного ᅟработника.


Юридические ᅟлица ᅟ(хозяйствующие ᅟсубъекты) ᅟвыступают ᅟв ᅟодно ᅟи ᅟто ᅟже ᅟвремя ᅟв ᅟкачестве ᅟпотребителей ᅟи ᅟпроизводителей ᅟ- ᅟна ᅟтоварном ᅟрынке, ᅟэмитентов ᅟи ᅟинвесторов ᅟ- ᅟна ᅟфинансовом ᅟрынке, ᅟработодателей ᅟ- ᅟна ᅟрынке ᅟтруда. ᅟГраждане ᅟвыступают ᅟв ᅟкачестве ᅟпродавцов ᅟсвоей ᅟрабочей ᅟсилы ᅟна ᅟрынке ᅟтруда ᅟ(трудоспособная ᅟчасть ᅟнаселения), ᅟпотребителей ᅟ- ᅟна ᅟтоварном ᅟрынке, ᅟинвесторов ᅟ- ᅟна ᅟфинансовом ᅟрынке.

Рыночные ᅟмодели ᅟразных ᅟстран ᅟзначительно ᅟотличаются ᅟдруг ᅟот ᅟдруга. ᅟМожно ᅟвыделить ᅟдве ᅟосновные ᅟмодели ᅟрыночной ᅟэкономики: ᅟлиберальная ᅟмодель ᅟи ᅟмодель ᅟсоциально ᅟориентированного ᅟрынка.

Либеральная ᅟмодель ᅟоснована ᅟна ᅟнезначительном ᅟвмешательстве ᅟгосударства ᅟв ᅟхозяйственную ᅟжизнь ᅟи ᅟсоциальные ᅟпроцессы. ᅟДействует ᅟминимум ᅟпредприятий ᅟгосударственного ᅟсектора, ᅟобеспечивается ᅟмаксимальная ᅟсвобода ᅟхозяйствующим ᅟсубъектам, ᅟгосударство ᅟпринимает ᅟминимальное ᅟучастие ᅟв ᅟрешении ᅟсоциальных ᅟпроблем, ᅟзаботясь ᅟо ᅟбеднейших ᅟслоях ᅟнаселения, ᅟрегулирование ᅟносит ᅟмонетарный ᅟхарактер ᅟи ᅟограничивается ᅟпреимущественно ᅟмакроэкономикой. ᅟЛиберальная ᅟмодель ᅟдействует ᅟв ᅟСША, ᅟКанаде, ᅟблизки ᅟк ᅟней ᅟсистемы ᅟАнглии ᅟи ᅟФранции.

Надо ᅟотметить, ᅟчто ᅟмногое ᅟиз ᅟсказанного ᅟо ᅟлиберальной ᅟмодели ᅟотносится ᅟскорее ᅟк ᅟПрошлому ᅟиз ᅟперечисленных ᅟстран. ᅟВ ᅟнастоящее ᅟвремя ᅟони ᅟдвигаются ᅟв ᅟсторону ᅟвторой ᅟмодели.

Социально ᅟориентированная ᅟмодель ᅟотличается ᅟболее ᅟвысокой ᅟстепенью ᅟгосударственного ᅟрегулирования ᅟэкономики. ᅟЗдесь ᅟзначителен ᅟгосударственный ᅟсектор, ᅟпредпринимательская ᅟдеятельность ᅟподвержена ᅟрегламентации, ᅟгосударство ᅟгарантирует ᅟопределенный ᅟуровень ᅟудовлетворения ᅟпотребностей ᅟнаселения ᅟ(а ᅟне ᅟтолько ᅟего ᅟнизших ᅟслоев) ᅟв ᅟжилье, ᅟуслугах ᅟздравоохранения, ᅟобразования ᅟи ᅟкультуры, ᅟзаботиться ᅟо ᅟзанятости ᅟтрудоспособной ᅟего ᅟчасти. ᅟПодобная ᅟмодель ᅟфункционирует ᅟв ᅟГермании, ᅟАвстрии, ᅟНидерландах, ᅟШвеции, ᅟНорвегии. ᅟБлизка ᅟк ᅟней ᅟи ᅟсистема ᅟЯпонии.

Вполне ᅟпонятно, ᅟчто ᅟлиберальная ᅟи ᅟсоциально ᅟориентированная ᅟмодели ᅟрынка ᅟтребуют ᅟналичия ᅟу ᅟгосударства ᅟразличных ᅟфинансовых ᅟресурсов. ᅟИ ᅟналоги ᅟв ᅟстранах ᅟсо ᅟвторой ᅟмоделью, ᅟконечно, ᅟдолжны ᅟбыть ᅟвыше. ᅟТак ᅟчто ᅟпонятие ᅟ«высокие» ᅟили ᅟ«низкие» ᅟналоги ᅟ- ᅟэто ᅟне ᅟабсолютное, ᅟа ᅟотносительное ᅟпредставление. ᅟВеличина ᅟналогов ᅟдолжна ᅟсоответствовать ᅟпоставленным ᅟгосударством ᅟперед ᅟсобой ᅟзадачами.


Глава ᅟ3. Налоги, ᅟкак ᅟцена ᅟуслуг ᅟгосударства

3.1 Налоговая политика как инструмент повышения налоговых доходов федерального бюджета

С ᅟучетом ᅟнеобходимости ᅟобеспечения ᅟбюджетной ᅟсбалансированности ᅟследует ᅟпредпринимать ᅟмеры ᅟв ᅟобласти ᅟналоговой ᅟполитики, ᅟнаправленные ᅟна ᅟувеличение ᅟдоходов ᅟбюджетной ᅟсистемы ᅟРоссийской ᅟФедерации. ᅟОсновными ᅟисточниками ᅟроста ᅟналоговых ᅟпоступлений ᅟможет ᅟстать ᅟкак ᅟповышение ᅟналоговых ᅟставок, ᅟизменение ᅟправил ᅟисчисления ᅟи ᅟуплаты ᅟотдельных ᅟналогов, ᅟтак ᅟи ᅟпринятие ᅟмер ᅟв ᅟобласти ᅟналогового ᅟадминистрирования, ᅟкоторые ᅟпредполагается ᅟреализовать ᅟв ᅟ2014-2016 ᅟгодах. ᅟВзимание ᅟналогов ᅟи ᅟсборов ᅟможет ᅟоказывать ᅟразличное ᅟвлияние ᅟна ᅟповедение ᅟэкономических ᅟсубъектов, ᅟсоздавать ᅟразличные ᅟстимулы, ᅟкак ᅟдля ᅟорганизаций, ᅟтак ᅟи ᅟдля ᅟфизических ᅟлиц. ᅟНеобходимым ᅟусловием ᅟдля ᅟповышения ᅟконкурентоспособности ᅟроссийской ᅟэкономики ᅟявляется ᅟеё ᅟдиверсификация, ᅟтехнологическое ᅟобновление, ᅟмодернизация ᅟпроизводства.

Проектом ᅟпоправок ᅟпредусматривается, ᅟчто ᅟпри ᅟопределении ᅟналоговой ᅟбазы ᅟприменяется ᅟналоговый ᅟвычет. ᅟНалоговый ᅟвычет ᅟпредлагается ᅟпредоставлять ᅟвсем ᅟналогоплательщикам ᅟв ᅟотношении ᅟжилого ᅟпомещения, ᅟа ᅟтакже ᅟжилого ᅟстроения, ᅟрасположенного ᅟна ᅟземельном ᅟучастке ᅟв ᅟсадоводческом ᅟили ᅟдачном ᅟнекоммерческом ᅟобъединении, ᅟв ᅟразмере ᅟкадастровой ᅟстоимости ᅟ20 ᅟквадратных ᅟметров ᅟсоответствующего ᅟобъекта ᅟналогообложения.


3.2 Пути совершенствования налоговой политики РФ