Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО « ЭкоМаркет24»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управляя товарным ассортиментом, руководство торгового предприятия может не только удовлетворить потребности покупателей, но, и, сделав его оптимальным, увеличить получаемую выручку, а значит и прибыль.

Для эффективного управления запасами необходимо, во-первых, разработать политику управления ими. Во-вторых, как и при создании любой системы управления на предприятии, нужна хорошая техническая база (морально устаревшие компьютеры не будут помощниками в данном вопросе).

Также стоит задуматься о программном обеспечении. Не обязательно это должна быть сверхновая и супердорогая программа, ведь на рынок ежегодно выходят новые фирмы, предлагая приемлемые по цене и достаточно функциональные программные продукты.

В-третьих, нужны грамотные сотрудники, которые бы разбирались в вопросах логистики запасов, а значит, требуется еще и обучение. Все вышеперечисленное очень важно в построении системы управления запасами.

Перед внедрением на практике передовых способ определения размера запасов на любом предприятии, необходимо проанализировать существующую ситуацию на складе, а так же удостоверится в наличие или отсутствии политики и процедур, контролирующих товарные запасы.

В работе предприятий большую экономическую роль играют товарные запасы, так как они способствуют его нормальному функционированию. С другой стороны содержать большой товарный запас – значит нести большие расходы на их содержание. Поэтому расходы по содержанию запасов являются наиболее весомым фактором для того, чтобы задуматься о размере и ассортименте запасов.

В то же время предприятию необходимо создавать определенный запас, для того чтобы не потерять прибыль в еще больших размерах, чем затраты на содержание запасов. Поэтому для каждой номенклатурной единицы или группы запасов нужно создать такой их объем, чтобы расходы на их содержание были меньше убытков, которые может понести предприятие при их отсутствии.

Актуальность темы курсовой работы обоснована тем, что наличие оптимального ассортимента и количества товара на торговом предприятии, при котором окупались бы и расходы по логистике, и не создавалось бы ненужных запасов, из-за размера которых ухудшается финансовое состояние предприятия, может регулироваться только путем грамотного управления ими.

Объект исследования курсовой работы – общество с ограниченной ответственностью «ЭкоМаркет24».

Предметом исследования курсовой работы являются методы управления товарным ассортиментом торговой организации.


Цель курсовой работы – анализ современного состояния и разработка мероприятий по совершенствованию системы управления товарным ассортиментом в ООО «ЭкоМаркет24».

Задачи курсвовой работы:

— исследовать теоретическую базу управления товарным ассортиментом и методику его анализа;

— провести анализ деятельности и существующей системы управления товарным ассортиментом в организации;

Основой исследования послужили труды отечественных экономистов и практиков в области экономической теории, управления товарными запасами, маркетинга, логистики, финансов и других областях экономики. Среди них такие авторы как: Б.А. Аникин, М.В. Володина, А.М. Гаджинский, В.Д. Грибов, М.Н. Григорьев, Т.Г. Дроздова, Г.А. Есипов, В.В. Ковалев, В.Г. Лебедев, Л.А.Мишина, Т.С. Новашина, Т.А. Сопачева, Е.Ф. Тихомиров, А.П. Тяпухин и др.

В процессе написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, абстрактно-логический метод, системно-структурный метод.

Также при написании работы использовалась нормативно-правовая база, регулирующая управление запасами и материалами из периодических изданий: «Консультант», «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», «Российский налоговый курьер», «Справочник экономиста», «Российский журнал менеджмента», «Менеджмент в России и за рубежом».

Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли

1.1. Экономическая сущность и виды товарного ассортимента

Разнообразные товары или набор товаров, которые объедены по определенному производственному или потребительскому признаку называют товарным ассортиментом.

Как правило, ассортимент товаров делят на торговый и промышленный. Промышленный ассортимент еще называют производственным. Здесь представлены товары народного потребления, производимые промышленными предприятиями.

Ассортимент, который относят к торговому, представлен товарами, которые поступили на предприятия розничной, мелкооптовой и оптовой торговли.


И торговой и промышленный ассортимент связаны между собой, так как если предприятие не произведет продукцию, то и торговым предприятиям будет не чем торговать.

В торговом ассортименте товаров выделяют ассортимент товарной группы и ассортимент торгового предприятия. Ассортимент товарной группы – это виды и разновидности товаров, входящих в каждую из товарных групп, иногда он формируется из продукции различных отраслей промышленности (например, галантерея текстильная, кожевенная, из пластмассы и др.). Ассортимент товаров отдельной товарной группы подается в соответствующем прейскуранте розничных цен.

В торговле выделяют товары простого и сложного ассортимента. Первые (школьные тетради, чернила и т.д.) классифицируют по немногочисленные признакам. Вторые (одежда, обувь, посуда и т.д.) подразделяют по назначению, исходными материалами, способами производства, конструкции и другим признакам, их ассортимент очень разнообразен.

Ассортимент товаров торгового предприятия определяется типом предприятия (магазин, склад, оптовая база). Специализированные торговые предприятия реализуют товары узкого ассортимента, например, одной товарной группы (одежда), подгруппы, иногда даже вида (галстуки), но эти товары представленные в полной номенклатуре.

Ассортимент товаров количественно характеризуется такими основными показателями: структура, широта, полнота, устойчивость, степень обновления.

Структура ассортимента – это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов в товарообороте. Она считается рациональной, если соответствует спросу потребителей.

Понятие широта товарного ассортимента касается как промышленного, так и торгового ассортимента и характеризуется числом наименований (видов и разновидностей) товаров определенного назначения. Так, ассортимент столовой посуды можно ограничить разнообразными тарелками, а можно расширить за счет салатниц, ваз и др. Расширение ассортимента товаров должно быть оптимальным и соответствовать разумным потребностям и требованиям экономичности.

Под полнотой ассортимента товаров понимают отношение количества разновидностей товара, находящегося в продаже, к количеству товаров, предусмотренных прейскурантами внутри вида.

Устойчивость ассортимента – это колебания его широты и полноты в течение определенного времени.

Обновлением ассортимента товаров называют смену товаров, которые находятся в продаже, изделиями с более высокими потребительскими свойствами, которые более полно удовлетворяют потребности населения. Степень обновление характеризуется удельным весом (в процентах) новых изделий в общем поступлении товаров. Он должен связываться с периодом морального устаревания товаров: чем этот период короче, тем выше степень обновление ассортимента. Целесообразнее не столько расширять, сколько своевременно обновлять ассортимент.


В соответствии со спросом потребителей для торговых предприятий устанавливается определенный минимальный набор товаров, который обязательно должен быть в наличии, – это ассортиментный минимум.

При формировании промышленного и торгового ассортимента товаров народного потребления исходят из принципа наиболее полного удовлетворения потребностей населения на основе развития производительных сил, роста промышленного производства, ускорения научно-технического прогресса. Учет всех факторов, влияющих на спрос, систематическое пополнение и обновление ассортимента товаров должны способствовать его оптимизации, что имеет важное социально-экономическое значение.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется по следующим признакам:

1) по местонахождению товаров:

а) промышленный (производственный) ассортимент – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей;

б) торговый ассортимент – представляет номенклатуру товаров, находящихся в оптовой и розничной торговле;

2) по широте охвата товаров:

а) простой – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей (характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями, а также для магазинов сельской местности);

б) сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности покупателей (присущ универсамам, универмагам, супермаркетам);

в) групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности (например, хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные, одежные объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха – социального). Групповой ассортимент положен в основу формирования секций в универмагах;

г) видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента, например, ассортимент молока –пастеризованное, стерилизованное и др. – часть ассортимента молочных товаров;

д) укрупненный ассортимент – ассортимент товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров (одежно-обувные, парфюмерно-косметические, фрукты-овощи и т.д.);


е) марочный ассортимент – набор товаров одного вида, но разных наименований или торговых марок. Данные товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и т.д. (например, ассортимент пастеризованного молока торговой марки «Домик в деревне», духи Диор и т.д.);

ж) сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации (предметы ухода за обувью в обувном магазине);

з) смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, обличающихся большим разнообразием функционального назначения. Такой ассортимент характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственными и продовольственными товарами (гипермаркеты);

и) рациональный ассортимент – набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации. Критериями оценки рациональности ассортимента у потребителей являются: степень удовлетворенности потребителей набором необходимых товаров, возможность приобрести нужные товары в одном месте, а также достаточность широты и глубины. Для продавцов такими критериями является следующее: рентабельность, возможность своевременной и бесперебойной доставки товаров, объемы продаж в определенные периоды, соответствие набора товаров имеющейся материально-технической базе;

к) оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их потребление и приобретение. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью;

л) реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкурентной организации изготовителя или продавца;

м) прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности;

3) по частоте спроса товары подразделяют на:

а) повседневного спроса;

б) периодического спроса;

в) редкого спроса.

4) по степени новизны в ассортименте товары можно подразделить на следующие группы:

а) принципиально новые товары, не имеющие аналогов, не имеющие аналогов на рынке, созданные в результате принципиально новых открытий и изобретений с использованием достижений научно-технического прогресса. Эти товары удовлетворяют качественно новую потребность или поднимают старую на новую качественную ступень;