Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО « ЭкоМаркет24»).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Экономическая сущность и виды товарного ассортимента
1.2. Принципы формирования товарного ассортимента в розничной торговле
1.3. Методы управления товарным ассортиментом
Глава 2. Формирование ассортимента товаров в ООО «ЭкоМаркет24»
Для каждой из вышеуказанных категорий определяются поведенческие характеристики:
– предпочтения по времени совершения покупки;
– предпочтения относительно места совершения покупки;
– тип совершения покупки;
– требования к товару и процессу покупки (престижность, натуральность, удобство расположения товара);
– ожидания в отношении средств обслуживания.
Одним из наиболее популярных и эффективных методов анализа ассортимента является АВС–анализ.
Идея АВС–анализа строится на принципе Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», или на правиле «20/80», согласно которому 80% прибыли приносит 20% продукции.
Первым этапом анализа является разбивка ассортимента на группы по степени влияния на общий результат. В качестве критериев группировки можно использовать величину выручки, получаемой от конкретной ассортиментной группы, объем продаж или другие параметры. Объем продаж целесообразно использовать при сравнении однородных по составу и цене товаров. Если товары не однородны, то лучше производить сравнение по суммарной выручке, полученной от всех товаров.
Вышеуказанная операция позволит выделить группу «А» (ассортиментные позиции, сумма долей с накопительным итогом которых составляет 50% от общей суммы параметров), группу «В» (ассортиментные позиции, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80% от общей суммы параметров) и группу «С» (оставшиеся ассортиментные позиции, сумма долей которых составляет от 80 до 100% от общей суммы параметров).
Таким образом, в ходе АВС-анализа происходит ранжирование товаров. Определяется, что товары категории «А» необходимо жестко контролировать, так как они в общем объеме продаж обеспечивают высокую доходность. Контроль за товарами категории «В» может быть текущим, а в отношении категории «С» – периодическим.
АВС-анализ не должен быть одноразовым, он должен проводиться постоянно, что позволит определить необходимые потребителям ассортиментные позиции и не исключить их из ассортиментного портфеля.
Часто бывает, что товар, относящийся к категории «С», несет на себе малую долю продаж, однако он продается со стойкой периодичностью, возможно, в совокупности с какой-либо другой продукцией. Если исключить его из ассортимента, то потребитель уже не будет в полной мере удовлетворен покупкой основного товара, а это неправильно.
Также, существенное сокращение категории «С» может привести к тому, что через определенное время оставшиеся товары распределятся по тому же правилу, но общий результат деятельности предприятия может снизиться на 50%.
Подводя итоги первой главы выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы.
Формирование российской теоретической базы управления товарным ассортиментом стало происходить около 15 лет назад. И как было модно в то время, за основу ее формирования была взята зарубежная практика. Но уже в настоящее время существует и довольно обширная российская теоретическая база, основанная на западных методиках, но и разработанная российскими маркетологами и логистами.
Так же нельзя забывать и то, что управление товарным ассортиментом напрямую взаимодействует с управлением финансами предприятия и маркетинговой стратегией.
С финансовой точки зрения товарный ассортимент (его структура и объем) оказывают большое влияние на финансовое положение предприятия, так как в них сосредоточено довольно большое количество денежных ресурсов.
С логистической точки зрения товарный ассортимент выступают как основа всех бизнес - процессов.
Глава 2. Формирование ассортимента товаров в ООО «ЭкоМаркет24»
2.1. Характеристика предприятия ООО «ЭкоМаркет24»
Полное название организации — общество с ограниченной ответственностью «ЭкоМаркет24». Дата регистрации Общества — 09 июля 2012г. Основным видом деятельности ООО «ЭкоМаркет24 » является розничная торговля торговля бытовой химией. Предприятие имеет собственные и арендованные складские помещения для хранения товаров, и свой автотранспорт для доставки продукции по заказу клиентов.
Целью деятельности ООО «ЭкоМаркет24» является реализация продукции и удовлетворение существующего потребительского спроса на рынке города Москвы для получения прибыли.
В магазине все товары сгруппированы в укрупненные группы:
– мясо-молочная продукция,
– овощи-фрукты,
– бакалея,
– напитки.
В свою очередь, они объединяют в себя более мелкие группы товаров, например, в группе напитки есть такие подгруппы как безалкогольные газированные напитки, минеральная вода, алкогольные напитки, пиво и т.п. Для удобства проведения анализа будем использовать крупные группы товаров:
– мясо - молочная продукция,
–овощи-фрукты,
–бакалея,
–напитки.
В начале исследования проанализируем структуру товарного ассортимента магазина ООО «ЭкоМаркет24». Товарный ассортимент является экономической группой запасы, представленной в балансе предприятия. Для анализа составим таблицу 1.
Как показывает анализ данных таблицы 1, в запасах магазина преобладают товары для перепродажи (99,8% как в 2018, так и в 2019 гг.), что является нормальным для торговой организации.
Анализ товарного ассортимента ООО «ЭкоМаркет24»
Показатель |
2018 год |
2019 год |
||
тыс. руб. |
Доля в % |
тыс. руб. |
Доля в % |
|
Запасы, всего в том числе: |
11873 |
100 |
20024 |
100 |
- товары для перепродажи из них: |
11849 |
99,8 |
19984 |
99,8 |
мясо-молочная продукция |
6744 |
56,8 |
12195 |
60,9 |
овощи-фрукты |
2018 |
17 |
2183 |
10,9 |
бакалея |
2612 |
22 |
5226 |
26,1 |
напитки |
475 |
4 |
380 |
1,9 |
- прочие товары |
24 |
0,2 |
40 |
0,2 |
В торговом ассортименте преобладает мясо-молочная продукция (56,8% в 2018 году и 60,9% в 2019 году) и бакалея (22% в 2018 году и 26,1% в 2019 году).
Овощи и фрукты составляют в 2018 году 17 % от общего ассортимента, а в 2019 году их доля сократилась до 10,9%.
Товарная группа напитки в 2018 году имела долю в товарном ассортименте 4%, а в 2019 сократилась до 1,9%.
Доля прочих товаров в ассортименте ООО «ЭкоМаркет24» как в 2018, так и в 2019 году составила 0,2%.
Далее проанализируем влияние на финансовое состояние ООО «ЭкоМаркет24» имеющегося запаса товаров (таблица 2). Это возможно сделать, рассчитав следующие экономические показатели:
1. Коэффициент оборачиваемости запасов рассчитывается как отношение выручки к средней величине запасов.
Для ООО «ЭкоМаркет24» данный показатель равен:
2018 г. = 23803/ 11873 = 2,01.
2019г. = 38857/ ((11873+20024)/2) = 38857/15948,5=2,44.
Как видно из данных таблицы 10, коэффициент оборачиваемости запасов магазина за 2019год вырос на 0,43.
Увеличение числа оборотов характеризуется как положительный фактор.
2. Скорость товарооборота или товарооборачиваемость рассчитывается как отношение количества дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости товаров.
Для ООО «ЭкоМаркет24» данный показатель равен:
2018 г. = 360 дней / 2,01 = 179,1 дней.
2019г. = 360 дней / 2,44 = 147,5 дней.
Таблица 2
Анализ влияния размера запасов на финансовое
состояние ООО «ЭкоМаркет24»
Показатель |
2018 год |
2019 год |
Изменение, (+,-) |
Коэффициент оборачиваемости запасов |
2,01 |
2,44 |
+0,43 |
Скорость товарооборота |
179,1 |
147,5 |
-31,6 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в анализируемом периоде коэффициент оборачиваемости запасов магазина «ЭкоМаркет24» вырос на 0,43 оборота, а скорость товарооборота сократилась на 31,6 день, что является положительным фактором.
Однако следует помнить, что чем больше величина товарных запасов, тем более существенным является их отрицательное влияние на финансовое состояние, поскольку требует увеличения финансирования текущей деятельности, поэтому далее рассмотрим как организован процесс управления товарным ассортиментом в ООО «ЭкоМаркет24».
Все начинается в отделе закупок. Здесь менеджер принимают заявки на закупку от старших продавцов и заносят все данные в программу 1С. На основании этих данных менеджерами отдела закупок производится анализ и планирование закупок тех или иных товаров. Данный анализ производится ежедневно. Так же менеджеры отдела закупок проводят ежедневный мониторинг остатков товаров на складах.
Процесс планирования закупок проводится с использованием построения таблиц в Ехсеl, специальной программы для планирования запасов на предприятии нет. Следует отметить, что этот процесс довольно трудоемкий, так как менеджеру по планированию закупок приходится отслеживать и остатки по складу и анализировать заказы торгового зала, а это представляет собой большой объем цифровой информации, который, к тому же, находится в разных блоках программы 1С.
В качестве оптимизации процесса управления товарным ассортиментом ООО «ЭкоМаркет24» целесообразно рассмотреть возможность приобретения специализированной программы для управления запасами, которая могла бы быть интегрирования в уже существующую на предприятии программу 1С.
На сегодняшний день на рынке существует многоженство программных продуктов, в функциональные возможности которых включен АВС-анализ. Рассмотрим наиболее популярные.
— Инструменты «Excel» для управления запасами — доступные для свободного скачивания файлы с решением задач, возникающих при управлении запасами.
— Система «BUY©ER» — это OLAP-клиент, предназначенный для формирования отчетов для оценки ваших запасов, а самое главное — прогнозирования спроса, с набором визуальных средств для его корректировки. Работает напрямую с MS SQL SERVER и SSAS, а распространяется — бесплатно.
— Система управления запасами на «Access» - это база данных на Microsoft Access с отчётами, предназначенными для выявления перебоев, чрезмерных запасов и значительных дневных расходов, повышающих риск возникновения дефицита. Стоимость 2 000 рублей.
— «Логистик Эксперт» — интегрированная в 1С программа для автоматического расчёта и проведения перемещений между филиалами или магазинами одной компании, стоимость программы — 7 000 рублей. Из минусов - использование простейшего алгоритма, но разработчик поможет с его усложнением за отдельную плату.
— «СППР» — Система Поддержки Принятия Решений при управлении товарными запасами, закупками и снабжением в торговых и производственных компаниях, одна из самых первых программ автоматизации управления запасами, появившаяся в России. Она является своеобразным калькулятором для логиста.
Ее стоимость составляет на сегодняшний день 8 тыс. 510 руб. А ее главный минус, что это только калькулятор, все решения и проводки надо делать на основании полученных расчётов самостоятельно вручную — да и сами расчёты тоже.
— «SCM»: Планирование закупок - специализированный модуль 1С для стандартной конфигурации, который, по сути, является будильником для закупщика, включает в себя простейшие расчёты и визуализацию аналитики управления запасами, стоимость программы - 15 900 рублей.
Минусом является необходимость самостоятельного расчёта и ввода всех необходимых величин, правда разработчик продолжает усовершенствование данного модуля и всегда готов делать это в направлении нужном клиентам.
— «СРАЗУ» — Система Расчёта Автоматизированного Заказа с Уровнем удовлетворения спроса остатками (описание начала алгоритма работы), стоимость самого модуля 1С составляет 60 000 рублей, внедрение обойдётся ещё в 30 000 рублей.
Минусом является реализация модели без фиксирования периода между поставками, которая не всегда оказывается самой выгодной, однако для ряда компаний - это лучшее решение.