Файл: Финансовое обеспечение коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. коммерческий кредит - это приобретение товаров или услуг с отсрочкой платежа обычно сроком от одного до двух месяцев, а в некоторых случаях и больше. Использование коммерческого кредита определяется конкретным видом хозяйственной деятельности. Обращение к такому источнику финансирования зависит от степени необходимости реализации товара покупателям и возможностей отсрочки платежей самой компании.[47]

Среднесрочные финансовые средства (сроком от 2 до 5 лет) используются для оплаты машин, оборудования и научно-исследовательских работ. Покупка в кредит предприятием машин, оборудования, транспортных средств происходит в форме получения среднесрочного кредита на фиксированных условиях. То, что приобретается, служит гарантией займа, при этом сам кредит гасится регулярными взносами. К группе среднесрочных финансовых средств относится аренда машин и оборудования. По аналогии с покупкой в рассрочку уплата оговоренной суммы за пользование арендованными средствами производства ведется регулярными взносами, при этом право собственности никогда не переходит на должника.[48]

Долгосрочные финансовые средства (сроком свыше пяти лет) используются для приобретения земли, недвижимости и долгосрочных инвестиций.[49]

Выделение средств происходит в следующих формах:

1. долгосрочные (ипотечные) ссуды - предоставление страховыми компаниями или пенсионными фондами денежных средств по ипотеке (под залог земельных участков, зданий). Такие займы выдаются сроком на 25 лет;[50]

2. облигации - долговые обязательства, выдаваемые в обмен на полученную ссуду с установленным процентом и сроком погашения. Значительная часть облигаций имеет конкретную дату погашения и обычно выпускается с нарицательной стоимостью;[51]

3. выпуск акций - получение денежных средств путем продажи различных видов акций. Продажа может осуществляться путем закрытой или открытой подписки на акции.

Появление данной классификации источников обусловлено особенностями внутрифирменного планирования за рубежом. Внутрифирменное планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.[52]

Организация внутрифирменного планирования изображена на рис. 2.3. (См. Приложение). При определении потребности в денежных ресурсах, необходимых для финансирования деятельности предприятия, обязательно учитываются следующие основные моменты:


1. конкретные цели, на которые требуются денежные средства и период (краткосрочный или долгосрочный);

2. конкретные сроки;

3. источники финансирования (можно ли изыскать необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться к другим источникам);

4. затраты при уплате долгов.

Только после детальной проработки каждого из вышеперечисленных пунктов, делается выбор наиболее приемлемого источника денежных средств.[53]

Пример упрощенного финансового плана на примере компании «Альфа»

3.1 Структура финансового плана

Структура финансового плана для каждого предприятия индивидуальна и определяется на основе ряда факторов[54]:

  1. роль подразделения и генерации добавленной стоимости;
  2. организационная и юридическая структура предприятия или группы компаний;
  3. структура расходов;
  4. отрасль, география продаж и номенклатура продукции;
  5. инвестиционная активность;
  6. финансовая активность и состояние;
  7. взаимоотношения с кредиторами, инвесторами и учредителями;
  8. жизненный цикл;
  9. кадровый потенциал и прочие факторы

Перечисленные факторы должны учитываться руководством компании. Например, вкладывать существенные ресурсы в создание и поддержание сложной финансовой структуры в начальной стадии жизненного цикла, как правило, нецелесообразно.[55]

3.2 Структура документов финансового плана

Структура документов финансового плана состоит из[56]:

  1. бюджета доходов и расходов,
  2. бюджета движения денежных средств,
  3. баланса,
  4. регламентирующих и пояснительных документов.[57]

Стандартный пакет финансовых документов может быть подготовлен на разных уровнях финансовой ответственности.


Бюджет первого уровня –это может быть бюджет холдинга. Ответственность несет исполнительный орган группы компаний.

Бюджет второго уровня – самостоятельные бизнес единицы или компании в составе холдинга.

Бюджеты третьего уровня – подразделения предприятий, входящих в холдинг.

Бюджеты четвертого уровня – документы детализирующие бюджеты подразделений. Держатели бюджетов несут ответственность за выполнение поставленных задач и должны обладать необходимыми полномочиями и ресурсами.[58]

Основным принципом структуры финансовых планов является принцип контроля над доходами и расходами. При определении структуры статей доходов и расходов служит правило Парето, когда 20% статей расходов определяют 80% от общих расходов.[59]

3.3 Пример финансового плана компании «Альфа»

Рассмотрим упрощенный финансовый план – производителя химических реагентов для нефтепромысла. Финансовая структура компании «Альфа» представлена в таблице 3.1 (См. Приложение). Статьи бюджета доходов и расходов компании «Альфа» обобщенные в консолидированном бюджете, представлены в таблице 3.2.[60]

На практике шаг планирования бюджета составляет 1 месяц. Приведенный пример упрощен до шага планирования, равного 1-му кварталу и спланирован один из стандартных бюджетов - бюджет доходов и расходов.

Деление расходов на переменные и условно-постоянные помогает определить маржинальную прибыль заключаемых доходных сделок, адекватно провести анализ чувствительности финансовых результатов к изменениям плановых значений, определить точку безубыточности и репрезентативно рассчитать различные сценарии развития.[61]

3.4 Анализ приведенного финансового плана

Анализ финансового плана компании предполагает расчет и последующее сравнение финансовых показателей со стратегическими целями компании, фактическими показателями, с текущей рыночной ситуацией и финансовыми возможностями компании. Руководство предприятия должно обратить внимание на следующие моменты[62]:


  • соответствие плана ожиданием бенефициаров компании и стратегии развития предприятия;
  • отклонения показателей от фактических показателей прошлых периодов
  • колебания значений показателей в течение прогнозного периода;
  • соответствие расходов их рыночным аналогам
  • наличие финансовых возможностей на исполнение запланированных планов;
  • адекватность системы мотивации рыночной ситуации и поставленным задачам
  • обеспечение кадровыми ресурсами и внеоборотными активами
  • соответствие финансового плана плану мероприятий по исполнению задач.[63]

Классическая задача, с которой сталкивается финансовый директор компании – это приведение запросов структурных подразделений к финансовым возможностям компании и анализ расходов на адекватность рыночной ситуации. Часто подразделения не обладают достаточной мотивацией, компетентностью и способностью находить сбалансированные решения, что приводит в конечном итоге к существенному завышению запланированных расходов и занижению доходной части.

Универсальной финансовой структуры и регламента процесса финансового планирования не существует.[64] Однако на практике сложились устойчивые требования к подготовке информации, которая должна быть отражена в финансовом плане компании:

  1. Наличие в структуре предприятия многоуровневой структуры центров финансовой ответственности.
  2. Адекватная деятельности предприятия, структура доходов и расходов.
  3. Три формы отчетности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств).
  4. Разделение операционной и инвестиционной деятельности.
  5. Автоматизация процесса планирования и сбора факта.
  6. Регламентация процесса финансового планирования.
  7. Долгосрочное и краткосрочное планирование.[65]

Динамичная среда не уменьшает актуальности финансового планирования в деятельности компаний, а формирует новые требования к оптимизации процесса и гибкости реакции на всевозможные существенные изменения.

Финансовая устойчивость коммерческого предприятия на рынке

Финансовая устойчивость предприятия является залогом выживания компании на рынке товаров и услуг. Правильное управление финансовой устойчивостью предприятия позволяет проследить изменения различных показателей и при необходимости принять необходимые меры.[66]


В условиях рынка хозяйственная деятельность предприятия осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостатке собственных финансовых ресурсов, за счёт заёмных средств. Финансово-устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и предприятие расплачивается в срок по своим обязательствам. Главным в финансовой деятельности являются правильная организация и использование оборотных средств.[67]

Характеристика финансовой устойчивости включает в себя анализ:

  • - состава и размещения активов хозяйствующего субъекта;
  • - динамики и структуры источников финансовых ресурсов;
  • - наличия собственных оборотных средств и их достаточности для

формирования запасов;

  • - кредиторской и дебиторской задолженности;
  • - наличия и структуры оборотных средств;
  • - платежеспособности.[68]

Наличие у предприятия собственных оборотных средств -

обязательное условие платёжеспособности и финансовой устойчивости.

Основным источником собственных оборотных средств является прибыль.[69]

В России много предприятий, которые являются низко рентабельными

или убыточными, как результат – предприятия имеют недостаток собственных средств, который усиливается обесцениванием оборотного капитала за счёт инфляции[70].

Не всякое увеличение собственных оборотных средств является благоприятным для предприятия. Если рост собственного оборотного капитала одновременно сопровождается увеличением дебиторской задолженности, растут остатки готовой продукции, увеличиваются залежалые запасы, то предприятие вынуждено финансировать такое отвлечение средств за счёт прибыли. Получается, что прибыль не выполняет свои главные функции – не направляется на развитие производства.[71]

Управление финансовой устойчивостью включает такие функции как: - разработка финансовой стратегии - исходя из общей стратегии экономического развития предприятия и прогноза конъюнктуры финансового рынка формируется система целей и целевых показателей финансовой деятельности на длительный срок, в том числе показателей финансовой устойчивости, определяются приоритетные задачи, решаемые в ближайшей перспективе и разрабатывается политика действий предприятия по основным направлениям его финансового развития[72];