Файл: Финансовое обеспечение коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип формирования ФР, способствующих сглаживанию кризисных явлений. Данный принцип связан с необходимостью формирования ФР для обеспечения предпринимательской деятельности, которая сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры.

Принцип целевой направленности финансовой работы. Целью может быть рост рентабельности, устойчивое положение на рынке и т.д.

Принцип плановости и системности. Поставленные цели должны быть реализованы в плановом порядке. Выбор цели предполагает выбор путей ее достижения, для чего предприятия используют планирование, в том числе и финансовое.

Принцип диверсификации источников финансирования. Применяется для общего роста рентабельности и для снижения риска, страхования.[23]

ФР могут формироваться организациями всех организационно – правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты налогов и др. обязательных платежей в бюджет. Денежные средства, направленные в ФР, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли быть легко превращены в наличный капитал.[24]

    1. Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета

Важным принципом организации финансов коммерческих предприятий является сочетание финансового планирования (ФП) и коммерческого расчета (КР). Имеются точки зрения о том, что КР несовместим с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практике общепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексные программы как элемент планирования. В инвестиционной деятельности ни одна фирма не начинает дело до тех пор, пока не разработает проект (план) с обоснованием финансирования и конечным финансовым результатом. На основе внутрифирменного планирования заключаются договоры, размещаются заказы на конкурсной основе. Разработка планов (за рубежом их называют проектами) основывается на глубоком изучении спроса потребителей, опыта конкурентов, анализе финансовых возможностей предприятия. Хорошо разработанный план служит хорошим результатом коммерческого расчета.[25]


Объектом ФП является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, итоговым результатом составления финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.[26] В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной системы. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявления резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др. Методы финансового планирования: автоматический; статический; нулевой баланс.[27]

Вся производственная деятельность предприятий и их финансовые результаты зависят от соблюдения принципов коммерческого расчета. Он способствует осуществлению связи между предприятиями, объединяемыми одной формой собственности, между предприятиями, базирующимися на различных формах собственности, между предприятиями и государством. Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов требует анализа факторов, повлиявших на исследуемые показатели, зависящие и не зависящие от предприятий.[28]

    1. Принцип финансового контроля

Реализация данного принципа на уровне предприятия предусматривает такую организацию финансов, которая обеспечивает возможность осуществления внутрифирменного финансового контроля на основе внутреннего анализа и аудита. При этом внутрифирменный анализ и аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки финансово-хозяйственной деятельности и быть результативным.[29]

Осуществление комплекса мероприятий по контролю в сфере финансов основано на ряде базовых принципов: законности, гласности, независимости, объективности и компетентности.[30]

Принцип законности заключается в наличии детальной регламентации процесса создания, распределения и использования финансовых ресурсов нормативно правовой базой финансовой и связанной с ней сфер. В случае нарушения финансового права его соблюдение обеспечивается посредством применения государством мер принудительного характера.[31]


Принцип целесообразности означает рациональность выделения средств на то или иное направление расходов, его соответствие целям социально – экономического развития территории.[32]

Принцип эффективности может трактоваться двояко: либо как достижение определенной цели с наименьшими затратами, либо как достижение наилучшего результата в рамках строго определенного объема ресурсов.[33]

К числу обязательных условий высокоэффективного функционирования системы финансового контроля относится организация системы бухгалтерского учета, которая позволяет обеспечить достоверность и полноту отражения движения финансовых ресурсов в деятельности хозяйственного субъекта. Лишь при соблюдении данного условия финансовый контроль позволит проводить объективные анализ и оценку финансовых показателей, а также корректировку хода реализации финансов на заданный период развития как субъектов хозяйствования в частности, так и государства в целом. Содержание финансового контроля зависит от направления, назначения и типа контролирующего органа.[34]

    1. Принцип экономической эффективности

Смысловая нагрузка принципа экономической эффективности определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике – иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.[35]

Поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятия с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми и косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие эту целесообразность. Оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике; иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.[36]


Классификация источников финансирования предпринимательской деятельности

Важным моментом в правильной организации финансирования предпринимательской деятельности является классификация источников финансирования. Принятая в российской практике классификация источников отличается от зарубежной. Так, в России все источники финансирования предпринимательской деятельности делятся на четыре основные группы:

  1. собственные средства предприятий и организаций;
  2. заемные средства;
  3. привлеченные средства;
  4. средства государственного бюджета.

Финансирование инвестиционной деятельности связано с приобретением основных фондов, нематериальных активов, осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг, долей в уставных капиталах других организаций, выдача займов другим организациям). Основная часть финансовых ресурсов должна обслуживать текущую деятельность организации.[37]

В зарубежной практике рассматриваются отдельно классификации средств предприятия и классификация источников финансирования деятельности предприятия. Поскольку эти вопросы тесно взаимосвязаны, рассмотрим их более подробно.[38]

Общая классификация средств предприятия в зарубежной практике представлена на рис. 2.1. (см. Приложение) [39]

2.1 Собственные источники финансирования

В данной классификации средств предприятия основным элементом является собственный капитал. Составляющие собственного капитала предприятия изображены на рис. 2.2.[40] (См. Приложение)

Существует еще один вариант классификации средств предприятия. В ней все средства предприятия делятся на собственные и привлеченные средства предприятия.[41]

К собственным средствам предприятия относятся:

  1. уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей);
  2. выручка от реализации;
  3. амортизационные отчисления;
  4. чистая прибыль предприятия;
  5. резервы, накопленные предприятием;
  6. прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы).[42]

2.2 Привлеченные источники финансирования

К привлеченным средствам относятся:

  1. ссуды банков;
  2. заемные средства, полученные от выпуска облигаций;
  3. средства, полученные от выпуска акций и других ценных бумаг;
  4. кредиторская задолженность.

В зарубежной практике существуют различные подходы к классификации источников финансирования деятельности предприятия. В одном случае все источники финансирования делятся на внутренние источники и внешние источники. К внутренним источникам относятся собственные средства предприятия.[43]

К внешним источникам соответственно относятся:

  1. ссуды банков;
  2. заемные средства;
  3. средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;
  4. кредиторская задолженность и др.[44]

В другом случае все источники финансирования делятся на внутренние и краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные финансовые средства. К внутренним источникам относятся расходы, которые предприятие финансирует за счет чистой прибыли. Краткосрочные финансовые средства используются для выплаты заработной платы, оплаты сырья и материалов, различных текущих расходов. Краткосрочные финансовые средства могут быть представлены в виде следующих форм:

1. банковский овердрафт - это разрешение коммерческого банка превысить сумму кредита договорного предела. Овердрафт подлежит оплате по требованию. Обычно это наиболее дешевая форма займа, величина уплаты процентов по нему не превышает 1-2% базисной учетной ставки банка[45];

2. переводной вексель (тратта) - денежный документ, согласно которому покупатель обещает продавцу уплатить определенную сумму, не ставя каких-либо условий, в установленный сторонами срок. Банк учитывает векселя, предоставляя их владельцам заем на период до момента погашения. В качестве платы за выданный заем, по векселю банк взимает дисконт (процент), величина которого ежедневно меняется. Переводные векселя наиболее часто применяются во внешнеторговых платежах[46];

3. акцептный кредит имеет место в тех случаях, когда банк принимает к оплате вексель, выписанный на имя его клиентов (что называется факторной операцией, или перепродажей права на взыскание долгов (факторинг). В этом случае банк выплачивает кредитору стоимость векселя за вычетом дисконта, а по истечении срока его погашения взыскивает эту сумму с должника;