Файл: Финансовое обеспечение коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • осуществление планирования финансовой деятельности предприятия– реализация этой функции связана с разработкой системы текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям финансовой деятельности, системы показателей финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, определение путей наиболее эффективного их достижения;
  • бюджетирование − процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц);[73]
  • регулирование, т.е. воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние финансовой устойчивости, устойчивости финансовой системы в целом в случае возникновения отклонений от заданных параметров;
  • осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности, т.е. создание систем внутреннего контроля на предприятии, разделение контрольных обязанностей отдельных служб и финансовых менеджеров, оперативное реагирование на результаты осуществляемого контроля.[74]

Управление финансовой устойчивостью предполагает комплексное управление текущими активами и текущими пассивами, или управление «работающим» капиталом.

К текущим активам относятся запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.[75]

Текущие пассивы состоят из краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности и той части долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которой наступает в данном периоде.

В сущности, управление финансовой устойчивостью – это управление оборотным и заемным капиталом. Разница между текущими активами и текущими пассивами представляет собой чистый оборотный капитал предприятия.[76]

Таким образом, необходимым условием в работе предприятия является эффективное управление финансовой устойчивостью, так как она во многом определяется структурой капитала, т.е. долей собственного и заёмного капитала в общем капитале предприятия. Степень финансовой устойчивости предприятия интересует инвесторов и кредиторов, так как на основе её оценки они принимают решения о вложении средств в предприятие.

В настоящее время существуют различные формы финансирования предпринимательской деятельности. Все они имеют свои достоинства и недостатки, поэтому необходимо тщательно исследовать и оценить последствия привлечения ресурсов тем или иным способом.[77]


В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.[78] Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности. Для обеспечения возможности контроля над целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета "Целевые финансирование и поступления". Бухгалтерский учет предоставленных бюджетных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету от 16 октября 2000 г. "Учет государственной помощи". Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу.[79]

Дотация компенсирует постоянные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой — не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации.[80]

Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции.[81] Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими.[82]

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотируется через компенсационные выплаты.


Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.[83]

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций).[84]

К таким средствам относятся: государственная помощь и средства, предоставляемые в аналогичном порядке иными лицами в форме субвенций, субсидий, безвозвратных займов, предоставления предприятию различных ресурсов, финансирования различных мероприятий. Субсидии, как денежные, так и натуральные, в случае нецелевого использования обычно не возвращаются[85].

Заключение

В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы финансового обеспечения коммерческой деятельности предприятий и принципы его организации; рассмотрены важные моменты правильной организации финансирования – классификация источников финансирования предпринимательской деятельности; рассмотрена структура финансового плана, приведен пример и сделан анализ приведенного примера финансового плана; определена финансовая устойчивость и эффективность коммерческой деятельности предприятий.

Рост прибыльности предприятий, выявление причин убыточности и стабильность их финансового состояния напрямую зависит от качества управленческих решений, для которых необходима оценка эффективности использования финансовых ресурсов предприятий. От качества проведения данной оценки зависит действенность принятия управленческих решений для дальнейшего использования собственных, привлеченных и заемных финансовых ресурсов.

Частота проведения оценки эффективности использования финансовых ресурсов зависит от требований руководителей, инвесторов, контролирующих органов и пр., а также от возможностей компании по сбору данных для управленческой отчетности. Поскольку у большинства российских компаний данные управленческого учета базируются на данных бухгалтерского учета, им имеет смысл проводить финансовый анализ раз в квартал одновременно с полным подведением итогов.


Таким образом, становится понятно, результаты оценки эффективности использования финансовых ресурсов лежат в основе выработки мер, направленных на повышение эффективности управления финансовыми ресурсами, более рациональное распределение доходов, что в итоге способствует повышению стоимости предприятий на рынке товаров и услуг. 

Библиография

  1. Аветисян, И.А. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля в РФ // Проблемы развития территории. – 2015. - №2(76). – С. 120-132.
  2. Брусов П.Н., Филатова Т.В. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование. 3-е издание. Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, ООО Проспект, URL. https://books.google.ru/books электронная версия книги, 2017. (нет нумерации)
  3. Буракова Д. В. и др. Финансы, денежное обращение и кредит 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО / Д. В. Буракова – М.: Юрайт, 2019. – 366 с.
  4. Ганицкий В.И. Менеджмент горного производства: Терминалогический словарь / В.И. Ганицкий. – М.: Горная книга, 2013. - 472 с.
  5. Головина С.Ю. Трудовое право: учебник для академического бакалавриата / С.Ю. Головина – М.: Юрайт, 2016. – 316с.
  6. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление. / А.В. Грачев. – М.: Дело и сервис, 2014. – 192 с.
  7. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия. / А.Н. Жилкина – М.: Инфра – М, 2013. – 336 с.
  8. Захарченко В.И. Сумма знаний в экономике/ В.И. Захарченко –О.: Наука и техника, 2008. - 428 с.
  9. Иванов И.В., Баранов В.В. Финансовый менеджмент: стоимостной подход / И.В. Иванов; В.В. Баранов – М.: Альпина, 2007, - 503с.
  10. Иванова Е.В. Предпринимательское право /Е.В. Иванова. - М.: Юрайт, 2018. – 272с.
  11. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 3-е издание / В.В. Ковалев, URL. https://books.google.ru/books электронная книга
  12. Колчина Н. В. и др. Финансы организаций (предприятий) / Н. В. Колчина и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 383 с.
  13. Лобачева Е.Н. Основы экономической теории. / под редакцией Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт, 2019. – 539с.
  14. Лукаш Ю.А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути её повышения. /Ю.А. Лукаш – М.: Флинта, 2015. – 282 с.
  15. Нешитой А. С. Финансы и кредит: Учебник / А. С. Нешитой. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Торговая корпорация Дашков и К, 2011. — 576 с.
  16. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. 5-е изд. Стандарт третьего поколения/ Спб.: Питер, 2015. – 146 с.
  17. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. / В.П. Савчук. – М.: БИНО, 2013. – 480 с.
  18. Стыров, М.М. Финансовые ресурсы промышленных предприятий: теория, анализ, управление / М.М. Стыров. – М.-Берлин, 2015. – 163 с.
  19. Тютюкина Е.Б Финансы организаций (предприятий) /Е.Б Тютюкина М.: Торговая корпорация Дашков и К, 2015. - 544с. – 45 с.
  20. Чуньков Ю.И. Бюджетная система Российской Редерации /Ю.И. Чуньков – М.: МГИУ, 2010. – 177с.
  21. Ширяева Г.Ф. Финансы организации (предприятий) / Г.Ф. Ширяева. – Уфа: Академия ВЭГУ, 2005. – 228с.
  22. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ, ввод в действие с 01.02.2002 / Российская Федерация. Законы. — Волгоград ; М. : Изд-во ВолГУ : Либрис, 2002. — 225 с.
  23. И.Г. Горловская. ЛЕКЦИИ ФИНАНСЫ (для всех форм обучения) Редакция 1 2012/2013 учебный год Омск -2012. URL. https://pravo.studio/osnovyi-finansov/printsip-materialnoy-zainteresovannosti-34253.html (дата обращения 04.05.02019)
  24. Электронный журнал Финансовый директор, Источник: URL. https://fd.ru/articles/159361-primer-finansovogo-plana (дата обращения 05.05.2019)

Приложение

Рис. 2.1. Классификация средств предприятия (источник: Брусов П.Н., Филатова Т.В. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование. 3-е издание. Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, ООО Проспект, URL. https://books.google.ru/books электронная версия книги, 2017.)

Рис. 2.2. Структура собственного капитала предприятия (источник: Брусов П.Н., Филатова Т.В. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование. 3-е издание. Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, ООО Проспект, URL. https://books.google.ru/books электронная версия книги, 2017.)

Рис. 2.3. Процесс долгосрочного планирования (источник: Брусов П.Н., Филатова Т.В. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование. 3-е издание. Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, ООО Проспект, URL. https://books.google.ru/books электронная версия книги, 2017.)

1й уровень

Консолидированный бюджет компании

2й уровень

Бюджет управляющей компании

Бюджет производственной компании

Бюджет сервисной компании

3й уровень

Финансовый департамент

Производственный отдел

Сопровождение

Центр снабжения

Контроль качества

Департамент ОПИ

Центр логистического обслуживания

Опытно-экспериментальный цех

Супервайзинг

Юридическое обслуживание

Лаборатория

Администрация и управление

Производственное хранение

Кадры и делопроизводство

Сертификация и лицензирование

Коммерческий департамент

Проектное управление

Маркетинг и продвижение

4й уровень

Бюджеты продаж по ключевым клиентам

Бюджеты производственных цехов

Бюджет продаж групп продукции

Налоги

Бюджет привлечения и обслуживания долгового финансирования

Бюджет продвижения

Бюджет рекламы PR

Окончание таблицы

Таблица 3.1 Финансовая структура компании «Альфа» (источник: Электронный журнал Финансовый директор, Источник: URL. https://fd.ru/articles/159361-primer-finansovogo-plana (дата обращения 05.05.2019)