Файл: Проектные структуры управления (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в нашей стране тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Кроме этого, сложившаяся структура экономики нашей страны характеризуется рядом негативных моментов. К числу наиболее важных из них относится сырьевая ориентированность экономики, определяющих качественный уровень используемых технологий; большая доля в валовой продукции промежуточной продукции и заказов и т.п. В этой связи структурная перестройка должна быть направлена на стабилизацию производства, предпринимательства и создания условий для роста их эффективности.

Прогрессивные структурные преобразования всегда тесно связаны с развитием инвестиционных процессов. Современные инвестиционные процессы в экономике определяют уровень технологического развития, который является одним из важнейших факторов конкурентоспособности отдельных предприятий и стран. Инвестиционные процессы неразрывно связаны с разработкой и реализацией проектов. Все это вызывает интерес к исследованию управления проектами в целом и к его отдельным элементам.

В настоящее время назрела необходимость анализа управления проектами как вида деятельности и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, осмысления достигнутых практических результатов, выявления путей дальнейшего совершенствования процесса управления проектами.

Данные обстоятельства вызывают интерес к исследованию проектных структур управления.

Несмотря на то, что проблемы управления проектами уже длительное время являются предметом повышенного внимания экономистов, социологов, сложный и противоречивый процесс развития бизнеса в России требует углубления исследований по различным аспектам управления проектами.

Объектом данного исследования является совокупность проектных структур управления. Предмет исследования – подходы и методы формирования проектных структур управления в деятельности предприятий в современных условиях.

Целью курсовой работы является формирование организационной структуры управления проектом на основе анализа теоретических и методологических положений проектного менеджмента. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих основных задач:

  • определение задач организационных структур управления и их основных типов;
  • определение сущности понятия «проект» и их типология;
  • рассмотрение основных методов формирования структуры управления проектом;
  • изучение опыта управления проектами;
  • разработка основных элементов проекта и формирование организационной структуры управления.

Методологической базой и теоретической основой проведения исследования послужили концептуальные положения, разработки и рекомендации классиков экономической науки, труды ученых по проблемам общего менеджмента и управления проектами. Кроме этого, эмпирическую и информационную основу исследования составили: данные отечественной и зарубежной статистики, а также выборочные исследования и экспертные оценки научно-исследовательских институтов и центров; публикации в периодической печати.

Структура курсовой работы соответствует логике и последовательности поставленных задач и включает, помимо введения, две главы, заключение и список использованной литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

1.1 Процесс формирования структур управления

Эффективность управления фирмами и проектами во многом зависит от четкого разграничения компетентности отдельных служб (подразделений) управления, их ответственности и обеспечения в них нормальных рабочих взаимоотношений.

Рассмотрим суть и задачи организационных структур управления. Организационная структура управления определяется как совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач.[1] По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы – графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).[2]

Таким образом, организационная структура управления – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей.

Организационная структура управления формируется для решения следующих основных задач[3]:

1) распределения различных видов деятельности между компонентами организации;


2) координации деятельности этих компонентов;

3) адаптации организации к факторам и условиям внешней организационной среды.

Процесс создания и формирования организационной структуры управления зависит от используемого подхода. В теории общего менеджмента обобщаются и предлагаются к использованию два подхода – механистический и органический. Базовые принципы механистического и органического подходов обусловливают появление двух типов организаций.

Механистический тип организаций характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, жесткой иерархией управления и четко определенной ответственностью.[4]

Органический тип организации формируется на основе подхода, характеризующегося незначительным или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией решений, участием сотрудников в их разработке и принятии, гибкостью структуры управления, широкой ответственностью, а также небольшим количеством уровней управленческой иерархии.[5]

Обобщенные характеристики механистического и органического типов организации, при которых их применение может быть эффективным показаны в табл. 1.1.

Принципы формирования организационной структуры управления[6]:

  • Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации;
  • Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;
  • Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;
  • Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом;
  • Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации.

Таблица 1.1 – Характеристика и условия применения механистического и органического подходов в построении организационной структуры[7]


Признаки

Тип организации

механистический

органический

Характеристики

Узкая специализация деятельности; работа по правилам; четкие права и ответственность; ясность в уровнях иерархии; объективная система вознаграждения и отбора кадров; формальные отношения, носящие официальный характер.

Широкая специализация; мало правил и процедур; амбициозная ответственность; система отбора кадров и вознаграждения субъективна; уровни управления размыты; неформальные отношения, носящие личностный характер.

Условия

Несложное, стабильное окружение; цели и задачи известны; задачи поддаются делению; они простые и ясные; работа измеряема; данная власть признается.

Сложное, нестабильное окружение; неопределенность целей и задач; задачи не имеют четких границ; задачи сложные; работу измерить трудно; авторитет власти завоевывается.

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных базовых типов организационных структур управления[8]:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • матричная;
  • дивизиональная;
  • множественная.

Применительно к исследуемой проблематике наибольший интерес представляют матричные и множественные структуры.

Матричная структура (рис. 1.1 и 1.2) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один – линейный, другой – руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.[9]

Рисунок 1.1 – Матричная структура управления, ориентированная на продукт[10]

Рисунок 1.2 – Матричная структура управления по проектам[11]

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах – линейно-функциональная или матричная.[12]

Среди факторов, воздействующих на организационную структуру, к основным можно отнести следующие[13]:


  1. Сама организация:
  2. Статус организации (коммерческая и некоммерческая, крупная, средняя и малая);

б) Стадия жизненного цикла организации (уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации);

  1. Организационно-правовая форма;
  2. Уровень развития информационных технологий.

Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.

Кроме принципиального выбора типа организации, при проектировании и формировании организационной структуры каждое предприятие должно учитывать следующие факторы: масштаб производства; структуру и емкость занимаемого рынка; особенности потребительского контингента; свойства и широту выпускаемой продукции; тенденции и перспективы развития конкурентной борьбы на занимаемых и потенциальных рынках.

С учетом указанных в таблице 1.1 характеристик и влиянием обозначенных факторов предприятие создает собственную, специфическую структуру, отвечающей ряду определенных критериев, характеризующих ее оптимальность. К ним можно отнести[14]:

  • наикратчайший путь от звена управляющей системы до управляемого объекта;
  • оптимальное число ступеней и звеньев;
  • наименьшее число «входов» и «выходов» каждого звена;
  • четкий состав видов работ по управлению для каждого звена;
  • отсутствие дублирования работ.

Разрабатываемая организационная структура должна отвечать требованиям критериев оптимума и условиям, обеспечивающим ее самостоятельное существование и способность к дальнейшему развитию.

Организационная структура должна обладать и так называемой гомеостатичностью, т.е. способностью системы вырабатывать автоматические реакции по поддержанию внутреннего равновесия.[15] Это свойство во временном аспекте является производным от стабильности и долговечности. Применительно к структуре управления эти понятия означают, прежде всего, обеспечение возможности ее непрерывного совершенствования.

Процесс проектирования организационной системы может быть представлен с помощью таблицы 1.2.

Таблица 1.2 – Общая последовательность разработки организационных структур[16]