Файл: Проектные структуры управления (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
1.1 Процесс формирования структур управления
1.2 Особенности проектных структур управления
2 ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
2.1 Содержание и основные характеристики проекта
Принципиальный выбор организационной структуры |
Детальное проектирование организационной структуры |
Разработка организационной и методической документации |
Формирование организационной структуры |
|||
Анализ и выбор структуры в соответствии с тремя принципами: 1. Соответствие организационной структуры системе взаимоотношений организации; 2. Соответствие организационной структуры содержанию деятельности; 3. Соответствие организационной структуры требованиям внешнего окружения |
Моделирование и анализ организации с помощью современных средств:
|
Разработка документации в составе:
|
Выполнение работ по:
|
Одной, оптимальной для всех ситуаций, организационной структуры управления не существует. Относительная эффективность того или иного типа структуры определяется различными внешними и внутренними условиями, а также реализуемыми стратегиями.
Для закрепления спроектированной организационной структуры рекомендуют разрабатывать и утверждать соответствующий стандарт. Стандарты – это определенный набор требований к продукции, процессу и т.д., разработанные на данном предприятии и действующие только в его пределах.[17] При этом стандарты не входят в противоречие с государственными, а также с техническими регламентами, требованиями и нормами ГОСТ, международными стандартами и т.д. Прием и отмену каких-либо стандартов проводит само предприятие и оно же несет ответственность за качество выпускаемой продукции. Срока действия стандарты предприятия не имеют, однако по решению организации, которая его принимала, они могут быть приостановлены или ограничены.
В следующем параграфе будут рассмотрены особенности формирования структур управления проектами.
1.2 Особенности проектных структур управления
Формирование организационной структуры управления проектом должно проходить с учетом типа реализуемого проекта.
Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых являются следующие[18]:
- направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;
- координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;
- ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.
Проект является однократной деятельностью в отличии от производственной системы, проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько требуется для получения конечного результата.
В самом общем виде все многообразие типов проектов можно представить с помощью табл. 1.3.
Таблица 1.3 – Классификация проектов[19]
Классификационные признаки |
Типы проектов |
|||||
По уровню проекта |
Проект |
Программа |
Система |
|||
По масштабу (размеру) проекта |
Малый |
Средний |
Мегапроект |
|||
По сложности |
Простой |
Организационно сложный |
Технически сложный |
Ресурсно сложный |
Комплексно сложный |
|
По срокам реализации |
Краткосрочный |
Средний |
Мегапроект |
|||
По требованию к качеству и способам его обеспечения |
Бездефектный |
Модульный |
Стандартный |
|||
По требованиям к ограниченности ресурсов совокупности проектов |
Мультипроект |
Монопроект |
||||
По характеру проекта/уровню участников |
Международный (совместный) |
Отечественный: - государственный - территориальный - местный |
||||
По характеру целевой задачи проекта |
Антикризисный |
Реформирование/Реструктуризация |
||||
Маркетинговый |
Инновационный |
|||||
Образовательный |
Чрезвычайный |
|||||
По объекту инвестиционной деятельности |
Финансовый |
Реальный |
||||
Инвестиционный |
Инвестиционный |
|||||
По главной причине возникновения проекта |
Открывшиеся возможности |
Необходимость структурно-функциональных преобразований |
Реорганизация |
|||
Чрезвычайная ситуация |
Реструктуризация |
|||||
Реинжиниринг |
Проект можно считать успешно завершенным, если[20]:
- Ожидаемые результаты проекта достигнуты;
- Фактическая длительность проекта не превышает плановую;
- Фактические финансовые параметры проекта не выходят за рамки плановых.
Успешной реализации проекта способствуют грамотно сформированная структура управления. Независимо от типа проекта, как правило, можно выделить две категории участников – заказчика и исполнителя.
В современных условиях для обеспечения эффективного оперативного управления проектом формируется рабочая проектная группа (проектный офис) в персональном составе и с ролями, которые необходимо изложить в проектной документации. Возможное распределение рослей представлено в табл. 1.4 и 1.5.
Таблица 1.4 – Распределение ролей со стороны заказчика[21]
Роль |
Назначение |
|||
ФИО |
Должность |
Организация / подразделение |
Контактная информация |
|
Спонсор проекта |
||||
Заказчик проекта |
||||
Члены проектной группы |
Таблица 1.5 – Распределение ролей со стороны исполнителя[22]
Роль |
Назначение |
|||
ФИО |
Должность |
Организация / подразделение |
Контактная информация |
|
Руководитель проекта |
||||
Члены проектной группы |
Описание ролей со стороны заказчика должно проходить в соответствии с принятыми стандартами управления проектами в организации заказчика.
Описание ролей со стороны исполнителя предполагает выделение и описание функций участников со стороны исполнителя.[23] Приведем пример функций руководителя проекта:
-
- планирование проекта (структурирование работ, определение ответственных за выполнение задач и требуемых ресурсов со стороны исполнителя, подготовка рабочих заданий);
- участие в управлении качеством проекта (разработка либо согласование методик определения соответствия полученных результатов ожидаемым);
- управление ресурсами проекта со стороны исполнителя (контроль проектных ресурсов, инициирование необходимых изменений ресурсов, выделенных на проект, мотивация сотрудников исполнителя);
- контроль хода выполнения работ проекта, выполняемых сотрудниками исполнителя и заказчика;
- управление коммуникациями проекта (планирование системы коммуникаций, инициирование необходимых изменений в системе коммуникации, сбор и распределение информации, подготовка отчетности о ходе выполнения проекта, документирование хода работ);
- управление стоимостью проекта (бюджетом проекта) со стороны исполнителя;
- управление изменениями проекта;
- участие в управлении рисками проекта (анализ рисков проекта, разработка защитных стратегий, разработка и утверждение планов мероприятий по снижению рисков, осуществление мероприятий по снижению рисков);
- экспертиза и согласование предлагаемых проектных решений.
В ходе проекта стороны организуют взаимодействие через единые точки входа. Заказчик проекта со стороны организации заказчика и руководитель проекта со стороны организации исполнителя.
- В рабочем режиме по электронной почте и телефону.
- В форме обмена письмами между организациями по вопросам, затрагивающим объем работ, стоимость и сроки выполнения работ по договору и заданиям заказчика.
- Путем проведения совещаний и интервью, перечисленных в табл. 1.6.
Таблица 1.6 – Виды взаимодействия в проекте[24]
Вид взаимодействия |
Порядок организации мероприятия |
Участники мероприятия |
Документ по результатам мероприятия |
---|---|---|---|
Совещание рабочей группы |
|||
Интервью с представителем Заказчика |
Отчет о текущем статусе проекта предоставляется исполнителем на регулярной основе в соответствии с согласованной формой.
При реализации проекта необходимо внимательно отслеживать и своевременно выявлять проблемы. Проблемой является любой вопрос или ситуация, которая воспринимается членом группы проекта как угроза успешному выполнению работ проекта.
Управление проблемами – это процедура выявления, регистрации и разрешения проблем, а также минимизации их влияния на цели и качество выполняемого проекта, которая содержит следующие шаги[25]:
-
- Выявление и регистрация (документирование) проблемы;
- Определение сотрудников, ответственных за решение проблемы;
- Определение и регистрация предлагаемых действий для решения проблемы;
- Регистрация результатов решения проблемы;
- Отслеживание неразрешенных проблем;
- Передача проблемы для принятия решения на более высокий уровень управления (если необходимо).
Управление проблемами выполняется на протяжении всего проекта. Проблемы регистрируются в журнале руководителем проекта со стороны исполнителя (пример такого журнала приводится в табл. 1.7).
Таблица 1.7 – Журнал регистрации проблем[26]
Описание проблемы |
Важность |
Зарегистрировал |
Дата открытия |
Статус |
Управления изменениями осуществляется в целях обеспечения надлежащего контроля за изменениями и анализа последствий изменений до приведения их в исполнение. «Изменением» считается поправка, вносимая в исходные требования, спецификации, проектную документацию или расписания. Управление изменениями выполняется на протяжении всего проекта. Изменения регистрируются в журнале руководителем проекта со стороны исполнителя (пример такого журнала приводится в табл. 1.8).
Таблица 1.8 – Журнал регистрации изменений[27]
№ запроса на изменения |
Дата запроса на изменение |
Описание изменения |
Орган, авторизовавший изменение |
Статус |
Под каждый проект, как правило, выделяются трудовые, финансовые, промышленные и другие виды ресурсов, которыми распоряжается руководитель проекта. Проведенный анализ позволяет отметить, что каждый проект имеет свою структуру, и процесс управления проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.
Обобщенный в данной главе теоретический материал по вопросам формирования структуры управления проектом будет применен в следующей главе курсовой работы в отношении конкретного проекта.
2 ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
2.1 Содержание и основные характеристики проекта
Цель рассматриваемого проекта – производство воздухоразделительных установок создаваемым предприятием «Петровоздух-Альфа», которое будет функционировать в Ленинградской области (основная специализация: производство и поставки воздухоразделительных установок).
Запуск производства воздухоразделительных установок планируется реализовать на акватории Колпанского озера и прилегающем земельном участке, расположенном по адресу: Россия, Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Большеколпанское сельское поселение, участок ограниченный поселком Большие Колпаны, деревней Химози и Киевским шоссе (трасса М-20).
В рамках проекта можно выделить два направления деятельности: во-первых, строительство воздухоразделительных установок высокого давления, которые будут использоваться для создания и поставки технических газов по заявкам промышленных предприятий Ленинградской области; во-вторых, производство и поставки воздухоразделительных установок среднего давления по заявкам заказчиков (промышленных предприятий сферы энергетики, металлургии и др.)