Файл: Тенденции изменения уровня концентрации в … отрасли (по выбору)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Карлтон в своей работе отмечает, что используемые методы анализа эффективности антимонопольной политики в области сделок экономической концентрации оставляют желать лучшего. Вместе с тем, контроль сделок экономической концентрации является одним из наиболее благоприятных объектов для проведения количественного анализа из всех сфер антимонопольной политики. Для полноценного проведения такой оценки, по его мнению, необходимо анализировать не только данные о ситуации на рынке до и после осуществления сделок, но и прогнозные данные об уровне цен на рынке после слияния, на основе которых антимонопольный орган принимает решение о разрешении осуществления сделки. Соответственно, эти данные должны быть доступны исследователям.

Несмотря на активное обсуждение данного вопроса среди исследователей, до сих пор не удалось провести такой систематический количественный анализ, который ответил бы на вопрос, достигаются ли проводимой политикой антимонопольного контроля сделок экономической концентрации цели, которые планировалось достичь, а также является ли выдача предписаний действительно наиболее подходящим инструментом для проведения такой политики.

Дусо с соавторами в своей работе проанализировали 151 решение относительно сделок экономической концентрации, которые рассматривались Европейской комиссией с 1990 по 2004 г. Авторы использовали данные фондовых рынков как независимую оценку ex ante последствий для конкуренции от слияния, пытаясь разделить при этом непосредственный потенциальный эффект от самого слияния и эффект, который несет за собой решение антимонопольного органа относительно сделки. На первом этапе авторы использовали стандартный метод event study для определения накопленной средней сверхдоходности в ближайший к событию период как для участников сделки экономической концентрации, так и для их конкурентов. Авторы выдвигают идею о том, что если проводимая антимонопольная политика эффективна, то сверхдоходности, накопленные в момент объявления о предполагаемом слиянии, должны нивелироваться в период объявления решения антимонопольного органа относительно слияния. Таким образом, предполагается наличие отрицательной корреляции между накопленными сверхдоходностями в эти периоды. Результаты проведенного анализа показали, что в случае запрета на осуществление сделки в подавляющем большинстве случаев действительно наблюдается подобная отрицательная корреляция, причем практически всегда на уровне минус одного. То есть накопленные в момент объявления о предполагаемом слиянии сверхдоходности полностью нивелируются в момент объявления о решении антимонопольного органа запретить осуществление сделки. В случае использования предписаний в отношении сделки эти сверхдоходности устраняются только частично[7].


Однако существенным ограничением данного подхода (метода event study) является высокая чувствительность стоимости рыночных инструментов к параллельным событиям на рынке, что может оказывать значительное искажающее воздействие на результаты анализа.

Наряду с упомянутым методом event study для оценки эффектов контроля сделок экономической концентрации используются также методы симуляции и контрольных групп.

Под симуляцией понимается построение модели, ее калибровка на основе реальной информации о состоянии рынка и оценка на основе построенной модели воздействия рассматриваемого события на состояние равновесия. На этапе калибровки модели на основе имеющихся данных рассчитываются оставшиеся параметры. На заключительной стадии проводится симуляция ситуации после наступления анализируемого события. Так, например, при анализе эффекта запрета или разрешения осуществления сделки экономической концентрации текущая равновесная ситуация на рынке (до слияния) сравнивается с потенциальной ситуацией после слияния на предмет последствий координации цен в рамках объединенной компании, возникающего синергетического эффекта и реакции конкурентов. Симуляционная модель, однако, очень чувствительна к принятым предпосылкам, на основе которых она строится.

Третий механизм оценки - анализ контрольных групп. Данный метод состоит в сопоставлении ситуации на рынке, подверженном влиянию рассматриваемого события, и аналогичном не подверженном. Данное сопоставление может проводиться на одном и том же рынке (временное сопоставление), на различных географических рынках одного и того же товарного рынка либо на рынках различных товаров, которые тем не менее могут быть признаны сопоставимыми. Анализ контрольных групп, таким образом, относится к категории ехpost анализа. Данный метод, так же как и предыдущие, имеет ряд ограничений. Главное из них связано с выбором контрольной группы для сравнения с тем рынком, который подвергается изменению в результате наступления анализируемого события. Этот выбор во многом определяет результаты анализа.

Однако большой интерес представляет практическая сторона подобной оценки. Выбор отрасли и метода анализа был обусловлен наличием данных и структурными характеристиками рынка, на котором появление крупнейшего участника произошло в достаточно сжатые сроки в результате совершения сделки экономической концентрации. В качестве метода анализа был выбран структурный эконометрический анализ, то есть построение симуляционной модели[8].


Применение метода контрольных групп в данном случае затруднено в связи со сложностью подбора сопоставимого рынка, для которого доступны необходимые статистические данные. Соответствующие рынки ЕС и США в данном случае сложно рассматривать как сопоставимые, поскольку в структуре производства цемента в России преобладает мокрый способ производства, являющийся более энергозатратным в сравнении с сухим способом, распространенным на этих рынках. Таким образом, производство характеризуется различной структурой затрат, а следовательно, одни и те же факторы на данных рынках объективно должны оказывать различное воздействие на процесс ценообразования.

Для достижения цели используется подход, в рамках которого моделируется динамика средней потребительской цены в зависимости от объемов производства, инфляции и основных составляющих издержек. В качестве дополнительного параметра в модель включается фиктивная бинарная переменная, разграничивающая временные периоды, между которыми, по предположению, произошел структурный сдвиг в уровне цены. Данный поход не позволяет выявить причинно-следственную связь между совершением сделки экономической концентрации и изменением в уровне цены, однако позволяет выявить наличие резкого повышения уровня цены, не обусловленное динамикой составляющих издержек и объемов производства. Совпадение временного промежутка совершения сделки и структурного сдвига в уровне цены, тем не менее, при учете отсутствия других сопоставимых по масштабу событий в отрасли, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию, указывает на наличие практической значимости результатов подобного анализа.

Глава 2 Анализ концентрации рынка цемента

2.1 Анализ ситуации на рынке цемента

Прежде чем обратиться к конкретной сделке, необходимо раскрыть ключевые характеристики ситуации на рассматриваемом товарном рынке в целом. Последний опубликованный ФАС России обзор состояния конкурентной среды на рынке цемента охватывал 2007 г. Главным источником методов анализа рынка в российской антимонопольной практике на тот момент выступал Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108. Обзор проводился в соответствии с методологией, описанной в данном Порядке. В настоящее время действует утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, который в значительной степени является преемником ранее действовавшего документа, воспроизводившего тот же алгоритм анализа.


Продуктовые границы рынка

Продуктовые границы рынка определяются тем, что в качестве товара рассматривается цемент, применяемый для приготовления бетонов, бетонных и железобетонных изделий, строительных растворов, асбоцементных изделий. Рынок различных видов цемента рассматривается как единый товарный рынок, поскольку:

  • почти у всех видов цемента единая область использования (строительные и ремонтные работы, производство железобетонных конструкций, товарного бетона и т. д.);
  • различные виды и марки цемента являются в большой степени взаимозаменяемыми для выполнения одной и той же задачи;
  • в технологическом процессе изготовления различных марок цемента нет принципиальных отличий, что позволяет производителю в случае необходимости довольно быстро изменять сортовой состав продукции в широких пределах.

В результате анализа делается вывод о том, что уровень конкуренции в отрасли не связан с узкой специализацией предприятий. Рынок в продуктовых границах образуют все марки и производители цемента, являющиеся для потребителей взаимозаменяемыми. Географические границы

Определение географических границ товарного рынка производится на основе наличия у покупателя экономической возможности приобрести товар на территории РФ или ее части и отсутствии этой возможности за ее пределами.

В случае если цена товара, поставляемого с каких-либо территорий, более чем на 10 % выше средневзвешенной цены товара, доступного покупателю в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.

Согласно результатам анализа, проведенного ФАС России, выделяются три географических рынка цемента на территории России. К первому относятся административные границы Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Южного и Уральского федеральных округов, ко второму - Сибирского федерального округа, к третьему - Дальневосточного федерального округа.

Производители

Самым крупным производителем цемента на рынке является группа лиц ЗАО «Евро- цемент групп», в которую входят 13 заводов . Мощности компании, рассчитанные автором как сумма мощностей указанных 13 заводов на основе данных отраслевого портала по цементу[9], около 28,1 млн тонн в год при общей мощности отрасли около 81 млн тонн в год. Таким образом, суммарные мощности Евроцемента составляют около 35 % от общих мощностей в отрасли. Участника, сопоставимого Евроцементу по имеющимся мощностям, на рынке нет.


Согласно последнему опубликованному ФАС России анализу рынка за 2014г., доли производителей цемента распределились следующим образом (Таблица ).

Таблица 1 - Доли хозяйствующих субъектов на трех географических рынках цемента по данным ФАС России

Хозяйствующий субъект

Доля на товарном рынке, %

В границах 5 федеральных округов

ЗАО «Евроцемент груп»

46,4

ОАО «Лафарж Цемент»

3,3

Холсим Аусландбетайлингунгус ГмбХ

7,4

ОАО «Мордовцемент»

6,9

ОАО «Сухоложскцемент»

4,7

ОАО «Новоросцемент»

7,4

ОАО «Себряковцемент»

6,4

Другие производители (15 заводов)

17,5

Сибирский федеральный округ

ОАО «ХК Сибирский цемент»

55,0

ОАО «Искитимцемент»

21,2

ОАО «Ангарский цемент»

16,1

Другие производители

7,7

Дальневосточный федеральный округ

ООО «Востокцемент»

80,8

ОАО ПО «Якутцемент»

15,1

ОАО «Камчатцемент»

1,3

Другие производители

2,8

Уровень концентрации оценивается ФАС России на географическом рынке в пяти федеральных округах посредством расчета коэффициента рыночной концентрации для трех крупнейших участников рынка. Коэффициент составил на 2014г. 61,2 % (CR3 =46,4 + 7,4 + 7,4 = 61,2), что говорит о том, что уровень концентрации на рынке является умеренным, поскольку его значение находится в диапазоне от 45 % до 70 %. Однако данный коэффициент не учитывает существенного разрыва в долях первого и второго крупнейших участников рынка. Расчет альтернативного индекса Херфиндаля - Хиршмана дает следующие результаты:

НН1 - 46,42 +7,42 +7,42 = 2262,48.

Полученное значение говорит о том, что уровень концентрации на рынке является высоким, поскольку превышает порог в 2000 пунктов, установленный Законом «О защите конкуренции» в качестве нижней границы для высококонцентрированного рынка.

В соответствии с действующим в настоящее время, в случае, если коэффициент рыночной концентрации и индекс Херфиндаля - Хиршмана указывают на различные уровни концентрации товарного рынка, окончательное решение о типе рынка необходимо принимать с учетом анализа поведения хозяйствующих субъектов, результатов хозяйственной деятельности и факторов, способствующих ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.