Файл: Тенденции изменения уровня концентрации в … отрасли (по выбору)).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты исследования концентрации отраслей рынков
1.1 Понятие, сущность концентрации рынков
1.2 Индекс рыночной концентрации
1.3 Государственное регулирование концентрации рынков
Глава 2 Анализ концентрации рынка цемента
2.1 Анализ ситуации на рынке цемента
2.2 Эмпирический анализ ситуации на рынке цемента
Глава 3 Направления совершенствования контроля концентрации рынка цемента
Введение
Актуальность исследования. Одним из важнейших направлений конкурентной политики является контроль сделок экономической концентрации. Деятельность антимонопольного органа в этой области не сводится к контролю за сохранением неизменным показателя концентрации на рынке, поскольку даже при его неизменности распределение сил между игроками может быть смещено в результате осуществления сделки, что может проявляться в создании дополнительных барьеров входа на рынок, в снижении интенсивности конкуренции и других формах. Анализ воздействия принимаемых решений в области контроля сделок экономической концентрации должен включать в себя серьезный экономический анализ, эти решения оказывают прямое влияние на стимулы других экономических агентов к осуществлению сделок, а также на результаты функционирования рынка.
В экономической теории существует концепция о противоречивом воздействии сделок экономической концентрации на благосостояние. С одной стороны, если у хозяйствующих субъектов возникает потребность в осуществлении сделки, то, исходя из предпосылки об их рациональности, можно предположить, что в результате этой сделки повышается эффективность их деятельности. С другой стороны, последствием осуществления сделки экономической концентрации могут стать ограничение конкуренции на рынке (рынках) и, как один из возможных результатов, снижение общественного благосостояния.
Целью данной работы является исследования тенденций изменения уровня концентрации в отрасли цемента, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты исследования концентрации отраслей рынков;
- провести анализ концентрации рынка цемента;
- разработать направления совершенствования контроля концентрации рынка цемента.
Объект исследования – рынок цемента.
Предмет исследования - теоретические основы исследования концентрации рынка.
Глава 1 Теоретические аспекты исследования концентрации отраслей рынков
1.1 Понятие, сущность концентрации рынков
Понятие «рыночная концентрация» относительно новое, и экономисты не рассматривали понятие «рыночная концентрация», однако уделяли внимание вопросам концентрации капитала или концентрации производства.
Процессы глобализации происходящие в мировой экономике находят отражение в развитии транснациональных корпораций, а, следовательно, процессы концентрации производства и капитала, которые обусловливают мировые тенденции развития, в том числе и национальной экономики, являются актуальными, а решение проблем их развития представляет научный интерес и ценность.
Различные аспекты концентрации капитала и формирования интегрированных корпоративных структур были исследованы отечественными экономистами: С.Б. Авдашевой, В.И. Бархатовым, И.Ю. Беляевой.
Рыночная концентрация - относительная величина и количество предприятий, действующих на рынке. Это явление зачасту ю называется просто концентрацией. Под рыночной концентрацией (концентрацией продавцов или покупателей) понимается плотность размещения рыночных структур и совокупность разных удельных весов агентов рынка по объему предложения и спроса. Малое число фирм на рынке, а значит, и их малая плотность свидетельствует о высоком уровне концентрации продавцов. В предельном случае плотность равна единице, т.е. соответствует монопольному рынку. При заданном числе фирм на рынке, чем больше они отличаются друг от друга по объему реализации товара тем выше уровень концентрации продавцов на рынке[1].
Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.
Определение уровня концентрации само по себе не представляет большой проблемы. Но для использования показателей концентрации необходимо определить границы рынка, который будет анализироваться и что будет служить показателем «размера» фирмы.
Один из сложных вопросов является вопрос о соотношении рынка и отрасли. Отрасль - это совокупность предприятий, которые производят близкие продукты, используя схожие ресурсы и схожие технологии. Различия между- рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий.
Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке. Существует четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:
- доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
- доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
- доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
- доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
От выбора меры «размера» фирмы могут существенно зависить результаты расчета показателей концентрации. Например, если крупные фирмы используют более капиталоемкие технологии по сравнению с мелкими, то уровень концентрации, измеренный по доле стоимости активов фирм в стоимости активов отрасли, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости.
1.2 Индекс рыночной концентрации
Для определения уровня неравномерности распределения рыночных долей (концентрации рыночных компетенций) при анализе конкурентных систем широко применяются различные методы индексной оценки концентрации компетенций (рыночных долей) их субъектов, наиболее известными из которых являются децильный и квинтильный коэффициенты, метод Лоренца - Джини (индекс Джини) и индекс Хиршмана - Херфиндаля.
Исторически первое место в этом ряду занимают децильный и квинтильный коэффициенты, впервые примененные для оценки неравенства в распределении доходов.
По своей сути децильный (decile, от лат. decem - десять) и квинтильный (quintile, от лат. quinta - пять) коэффициенты представляют собой отношения рыночных сил (кумулятивных компетенций) 10- и 20-процентных групп лидеров и аутсайдеров рынка:
- децильный коэффициент (используют термины «показатель», «индекс»): D = (100 - 90') / (10');
- квинтильный коэффициент (показатель, индекс):
C = (100-80') / (20'),
где числа со штрихом (') - выраженные в процентах фактические доли анализируемых объемов чего-либо, приходящиеся на указанные в процентах доли количества субъектов. Например: 80' - фактическое значение доли объема доходов, приходящегося на долю 80% населения; или 10' - фактическое значение кумулятивной компетенции 10% субъектов рынка. Оба коэффициента изначально применялись для оценки неравномерности распределения доходов среди населения. В этом качестве их применение абсолютно эффективно и эффектно: «доходы 10-20%-ной группы самых богатых граждан превышают доходы 10-20%-ной группы беднейших граждан во столько-то раз!»
Однако впоследствии эти коэффициенты стали использоваться и более широко, в качестве мер косвенной оценки уровней рыночной конкуренции. При этом упускалось из виду, что применение этих коэффициентов для анализа конкурентной структуры рынка (неравномерности распределения компетенций) некорректно в силу невозможности выяснения истинной, однозначной картины распределения. Так, децильный коэффициент равный трем соответствует всем приведенным различным распределениям: кумулятивным компетенциям «первых» 10% участников от 12 до 24% и 10% «последних», соответственно, от 4 до 8%; а квинтильный (также равный трем) - от 24 до 42% и, соответственно, от 8 до 14%.
Очевидно, что совершенно разные распределения компетенций характеризуются одними и теми же значениями децильного и квинтильного коэффициентов, что полностью исключает возможность их применения для тождественной оценки реальной структуры рынка[2].
Более чем вековая история коэффициента концентрации Коррадо Джини (индекса Джини) сделала его одним из популярнейших средств интегральной оценки неравномерности распределения рыночных долей (компетенций) субъектов рынка. Кроме того, индекс стали широко и безоговорочно применять в качестве количественной меры уровня рыночной конкуренции для сравнения различных рынков и их мониторинга. Однако при этом не учитывается коренной недостаток индекса Джини, а именно неоднозначность связи между структурой рынка (распределением компетенций участников рынка) и количественной оценкой неравномерности этих распределений: совершенно разные распределения компетенций могут характеризоваться одним и тем же значением индекса Джини. Докажем справедливость последнего утверждения.
Принятые обозначения: N - общее число субъектов рынка; i - порядковый номер субъекта рынка в ранжированном по мере возрастания компетенции рэнкинге; si - компетенция i-го субъекта рынка; Si - кумулятивная компетенция i субъектов рынка; (100/N)i - идеальная кумулятивная компетенция i субъектов рынка при равномерном распределении компетенций.
При использовании метода Лоренца - Джини количественная оценка структуры рынка (конкурентной системы) сводится к ранжированию субъектов рынка в порядке возрастания их компетенций (в процентах) и расчету индекса Джини GI (Gini Index), характеризующего относительное интегральное отклонение от идеального равномерного распределения. Представим формулу для расчета индекса Джини в виде:
Отметим, что GI = 0 для идеального рынка совершенной конкуренции с равными компетенциями всех его субъектов (в том числе с единственным субъектом со стопроцентной компетенцией).
Для гипотетической структуры рынка (компетенция одного субъекта sn стремится к 100 процентам, а компетенция всех остальных субъектов Sn -1 - к нулю) из выражений (1) следует:
т. е. в этом случае при N, стремящемся к бесконечности, GI асимптотически приближается к единице, никогда не достигая ее. Так, например:
- при n = 100 GI =0,990/1,010 = 0,980;
- при n = 1000 GI = 0,999/1,001 = 0,998.
Укажем, что при анализе рыночных структур со сравнительно большим числом субъектов расчет (с докомпьютерных времен) сводится к ранжированию субъектов рынка в порядке возрастания их компетенций (в процентах), разбиению их на 10 групп, определению кумулятивных компетенций этих групп и вычислению GI согласно отношениям (1) по формулам:
Так, для банковской системы РФ (около 800 субъектов) такой анализ показывает, что на протяжении ряда лет GI « 0,8 по капиталу, активам, кредитованию и другим параметрам, что свидетельствует об очень высокой концентрации рынка.
Необходимо упомянуть значительную чувствительность GI к количеству групп, на которые разбивается структура. Так, разбиение банковского рынка не на 10, а на 5 групп приводит к значению GI « 0,6, а расчет по каждому банку («800 групп») - к значению GI « 0,9.
Эта ситуация абсолютно понятна, поскольку разбиение рынка на группы, по сути, «создание новой структуры рынка» с меньшим числом субъектов и, соответственно, увеличенными кумулятивными компетенциями.
Как и в случае с децильным и квинтильным коэффициентами, принципиально важным недостатком изложенного подхода является неоднозначность связи между структурой рынка и количественными оценками неравномерности этих распределений: разные распределения компетенций могут характеризоваться одним и тем же значением индекса Джини. Эту возможность легко заметить, проанализировав выражение (1):
Очевидно, что знаменатель этой формулы при заданном N - постоянная величина, а условию постоянства значения числителя
может удовлетворять подмножество значений Si , ограниченное двумя условиями: si ≤si+1 ( (договоренность о ранжировании) и ( сумма компетенций субъектов рынка равна 100%). Из изложенного следует, что индекс Джини остаётся неизменным (не реагирует на изменения компетенций субъектов) при различных сочетаниях значений компетенций. Проиллюстрируем это обстоятельство простейшим примером: существенно разные конкурентные структуры (рынки), состоящие из трех субъектов с различными компетенциями (в процентах) {01; 33; 66}, {05; 25; 70}, {10; 15; 75}, {11; 13; 76}, количественно характеризуются одним и тем же значением индекса Джини GI = 0,325. Таким образом, безоглядное применение индекса Джини (особенно для структур с относительно небольшим числом субъектов) может приводить к парадоксальным и неверным выводам: так, например, если приведенные конкурентные структуры отражают распределение доходов населения в равных регионах, согласно индексу Джини уровень неравенства в них одинаков, хотя очевидно, что отношения доходов «богатой» трети населения к доходам «бедной» трети составляют соответственно 66,00; 14,00; 7,50 и 6,91.