Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причиной эмоции, по У.Джемсу, являются бесчисленные рефлекторные акты, возникающие под влиянием внешних обстоятельств (то есть раздражителей, исходящих из внешней среды), и немедленно создаваемые нами. Всякая эмоция, в конечном счете, выражается в двигательном акте. В этом отношении У.Джемс полностью стоит на точке зрения Ч. Дарвина и Г. Спенсера и подробно цитирует дарвиновское описание симптомов страха, заключающихся в основном в двигательных реакциях.

Весьма ясной и приемлемой является и теория эмоций К. Ланге. Созданная независимо от У.Джемса, теория К. Ланге исходит из того, что любые раздражители из окружающего мира вызывают вазомоторные изменения во всех органах и системах организма. Вторичные изменения, происходящие в организмех под влиянием измененного кровообращения, дают ощущения, которые воспринимаются корой головного мозга и представляют собой эмоцию. Сущность этого положения заключается в подчеркивании того факта, что психологические переживания и физиологические процессы оказываются в отношениях взаимного влияния друг на друга. Это же, подчеркивал и Ч.Дарвин, говоря: «Радость ускоряет кровообращение, которое возбуждает мозг, реагирующий, в свою очередь, на все тело». [28, с. 19]

Следует обратить внимание, что такие же выводы можно найти и в более ранних работах таких известных физиологов, как К. Бернар, Герберт Спенсер и т.д. Так, Бернар пишет, что сердце влияет на мозг, а мозг в свою очередь на сердце через посредство блуждающего нерва. Ч.Дарвин ссылается на такое высказывание Спенсера: «Можно принять за непреложную истину, что во всякую данную минуту существующее количество освобожденной нервной силы, которая совершенно непонятным образом вызывается в нас то, что мы называем чувствованием, должно вылиться в каком-нибудь направлении, должно породить такое же проявление силы, таким образом, когда нервная система сильно возбуждена и нервная сила выделяется в избытке, она должна быть извержена сильным чувствованием, мышлением, действием, сильными движениями или усиленным отправлением желез». [15, с. 94]

Концепции У.Джемса и К.Ланге были своеобразными психологическими узорами на физиологической канве. Это позволило сделать вывод в углублении представлений о физиологических механизмах эмоций. Такая работа была проделана американским физиологом Вальтером Кенноном в первой четверти XX века. Поставив серию экспериментов, В.Кеннон последовательно установил роль ряда нервных и эндокринных факторов в возникновении и формировании физиологических механизмов эмоциональных состояний. [26, с. 57]


В.Кеннон приводит данные - одни и те же изменения в функциях организма могут зависеть от различных эмоций, следовательно, нельзя по некоторым внешним проявлениям эмоций судить о их сущности.

Некоторые исследователи сводят эмоции к висцеральным функциям, к проявлению деятельности нервных структур, подчиненных вегетативной нервной системой. Состоявшийся в 1974 году в Баку XXVI Международный физиологический конгресс был целиком посвящен эмоциям и висцеральным функциям. Другие исследователи подчеркивают важность внешних, в том числе мимических, проявлений эмоций, акцентируют внимание на роли соматической системы, то есть той части нервной системы, которая поддается произвольному контролю. [23, с. 95]

Большинство психиатров рассматривают различные виды психопатологии и нарушения адаптации как «заболевания эмоциональной сферы». С другой стороны, Маурер, например, утверждает, что психопатология и дезадаптация вызываются не эмоциональными расстройствами, а нарушениями мышления человека, установок и их поведения. Некоторые ученые исходят из того, что эмоции должны быть подчинены когнитивным процессам, они рассматривают нарушение этой иерархии как признак неблагополучия. Другие считают, что эмоции выступают в роли пусковых механизмов когнитивных процессов, что они порождают и направляют их, и что главное, чем должны заниматься исследователи, это вопрос о качестве и интенсивности этих эмоций. [10, с. 204]

Существует мнение, что человек может избежать психопатологических расстройств, решить многие личностные проблемы, просто отказавшись от неадекватных эмоциональных реакций, то есть, подчинив эмоции жесткому контролю сознания. В то же время, согласно другим представлениям, лучшим средством в этих случаях является высвобождение эмоций для их естественного взаимодействия с невротическими процессами, когнитивными процессами и двигательными актами. [1, с.47]

У психологов, так же как у философов и педагогов, нет единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции. Так, некоторые из них, полагая разум характеристикой истинно человеческого в человеке, утверждают, что смыслом человеческого существования должна быть именно познавательно-интеллектуальная деятельность. В нашем обществе, да и не только в нашем, человек, начав учиться в раннем детстве, продолжает свое образование по мере взросления до достижения зрелости; при этом само образование чаще всего понимают как процесс знакомства с фактами и овладения теориями, как процесс накопления информации. [12, с. 89]


1.2 Специфика и особенности связи эмоционального состояния и невербального поведения

Несмотря на то, что ученые еще не пришли к согласию относительно природы эмоций и их проявления, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве развивающейся дисциплины. Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. [13, с. 54]

Каждый аспект данной информации чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоции мобилизуют энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается человеком, как тенденция к совершению действия. Эмоции руководят мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если человек охвачен гневом, он не бросится убегать, а если он перепуган, вы вряд ли решится на агрессию. Эмоции регулируют или, вернее сказать, фильтруют наше восприятие. Состояние радости заставляет человека воспринимать мир через позитивное восприятие: радоваться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и пения птицы на закате, и идти по жизни легкой, вприпрыжку походкой. [8, с. 142]

Взаимодействие чувства и мысли: аффективно-когнитивные понятия. Когда эмоция возникает как реакция на определенное образное восприятие, будь то символ, понимание или мысль, можно говорить о возникновении связи между чувством и мыслью, или об аффективно-когнитивной реакции. У любого человека эмоции часто связаны с определенными образами, и потому мне представляется необходимым акцентировать внимание на этом высказывании: регулярное возникновение определенной эмоции в ответ на возникший образ, в конце концов, приводит к формированию аффективно-когнитивной структуры. При всей важности мыслительной составляющей этого взаимодействия, при всей ее кажущейся важности по сравнению с аффективным компонентом, вторая составляющая, то есть эмоция, обеспечивает мотивационный компонент иерархии. [17, с. 89]

Аффективно-когнитивные реакции могут представлять собой комбинацию совокупности эмоций и мыслительного процесса или комбинацию эмоции и когнитивного процесса. Понятие аффективно-когнитивной реакции не сводится к простой сумме аффективного и когнитивного компонентов, но мы должны разобраться в нем для того, чтобы в дальнейшем понять еще более непростое явление, такое как человеческая мотивация. Бывают ситуации, когда представляется несложным вычленить из поведения человека отдельные составляющие и понять, какую роль играет в нем тот или иной драйв, эмоция или когнитивный образ. Например, чувство уныния, печаль могут потребовать от человека компенсации и подтолкнуть его к мысли, что он должен каким-то образом успокоить себя. Если в критический эмоциональный момент человек испытывает хотя бы малейшее чувство физического голода, он может обмануться и внушить себе, что пища избавит его от страданий, - и в результате эмоция и мысленный образ, подкрепленные физиологическим драйвом, подтолкнут прежде умеренного в питании человека к перееданию. [4, с. 81]


Аффективно-когнитивная реакция может быть такой же простой и уместной, как, например, у младенца, который радуется при виде мамы. Но она может быть и крайне сложной, подобно только что описанному комплексу переедания. Аффективно-когнитивная структура может проявляться как ценность, цель или идеал, а комплекс таких структур может стать основой мировосприятия человека. Какие бы формы ни принимала аффективно-когнитивная реакция, она всегда играет очень важную роль в поведении человека. Так же можно повториться говоря о том, что мотивационная сила аффективно-когнитивной реакции проявляется в ее аффективной составляющей, в комплексе эмоций, в одной эмоции или в комбинации и того и другого. [2, с. 9]

Большой вклад в изучение эмоций внес Ч.Дарвин. Он рассматривает широкий круг внешних эмоциональных проявлений в виде мимических движений лица и пантомимики, дыхания, экскреции ряда желез внешней секреции. На основании большого числа наблюдений, проведенных по его заданию натуралистами и юными стажерами-исследователями во многих странах мира, он делает очень важный вывод о том, что результатом самых разнообразных эмоций является двигательная активность в различных ее проявлениях. Кроме того, эмоциональные реакции, как правило, сопровождаются активной мышечной деятельностью, увеличением скорости передвижения человека. Во время сильной боли почти каждая мышца тела приходит в состояние активной деятельности. Возникающая боль провоцирует человека на «убегание» из «болевых» обстоятельств. От страха человек может быть будто парализован. [29, с. 45]

Эмоционально обусловленные движения человека Дарвин объясняет тремя начальными обстоятельствами. Первое — движения, служащие для удовлетворения определенных желаний или помогающие преодолеть, а порой избежать неприятных. Вследствие постоянного повторения они становятся настолько привычными, что воспроизводятся независимо от того, полезны они или нет, всякий раз, когда человек чувствует то же желание или ощущение, которое уже когда-либо испытывал. Второе — противоположные движения у человека возникают при негативных настроениях и желаниях.Это явление Дарвин назвал антитезой. Третье —действие возбуждения на тело, протекающее независимо от воли и в значительной степени от привычки человека. [25, с.206]

Анализируя эти три факта, можно заметить, как далеко вперед заглядывал Ч.Дарвин в этой принципиальной психофизиологической проблеме. Он вскрыл ряд физиологических механизмов эмоциональных реакций, которые происходили и осуществлялись в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В первом случае наблюдаются механизмы, безусловно-рефлекторных, эмоциональных реакций и условно-рефлекторных реакций. [31, с. 85]


Второе начало вытекает из наблюдения о противоположности различных эмоциональных состояний, что позволило в дальнейшем многим исследователям построить различные классификации эмоциональных состояний, основанные на принципе антитезы Дарвина — классификация эмоциональных состояний по противоположности. В третьем случае предусматривается нервный механизм эмоций, который поясняется в том смысле, что возбуждение идет по нервным путям в центральную нервную систему, а оттуда направляется к исполнительным органам. Важно его замечание, что на это направление влияет также в большой степени привычка, потому что нервная сила распространяется легче по привычным путям». Здесь у Дарвина прослеживается наличие представления о возможных нервных путях, успешно изученных в дальнейшем отечественными физиологами. [2, с. 77]

В течение своей жизни люди постоянно общаются друг с другом. Общение – реальность человеческих отношений, предполагающая как вербальную (речевую), так и невербальную составляющие. В настоящее время в процессе общения психологи советуют обращать внимание на невербальную составляющую. В большей степени потому, что невербальный язык практически не контролируем человеком, он происходит непроизвольно, превозмогая различные мыслительные пороги и блокировки.

Данная тема очень актуальна, так как люди очень часто обращаются к невербальному способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами. К невербальному общению относят рукопожатие, сигналы губ и глаз, а так же жесты человека. [16, с.179]

Рассмотрим составляющие невербального процесса общения в отдельности и то, как они отражают эмоциональное состояние человека.

Одним из важных невербальных средств общения, свидетельствующем о внутреннем состоянии собеседников, является рукопожатие. К рукопожатиям, показывающим положительные эмоции, можно отнести следующие. [19, с. 61]

Жест, когда рука подается вперед прямо, а кисть служит продолжением линии руки, говорит о том, что встретились равные люди, испытывающие друг к другу чувство уважения и взаимопонимания. Рукопожатие с использованием обоих рук применимо только по отношению к близким друзьям и хорошим знакомым людям. Это проявление радости от встречи с человеком. Чуть-чуть удлиненное по времени рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрируют дружелюбие. Если партнер, протягивая вам руку, подается корпусом вперед, это свидетельствует о его заинтересованности в общении с вами, расположенности к вам. Ладони открыты по отношению к партнеру или человек энергично потирает их друг о друга, это также является проявления положительных эмоций по отношению к собеседнику. [32, с. 345]