Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Понимание эмоций человека в условиях современного общества приобретает все возрастающее значение в связи с необходимостью практического решения эмоционально-поведенческих задач, связанных с культурой диалога при общении в условиях производства, семьи и быта, общественных мероприятий, занятий физическими упражнениями, учебного и творческого процесса, дискуссионного анализа, дипломатической и государственной деятельности и т. д. Статус эмоциональной функциональной системы человека создает открытые и скрытые предпосылки результата диалога и практических действий. В силу возрастающей роли эмоционально-поведенческих реакций в жизни человека следует подчеркнуть его социальную потребность в знаниях и практических умениях воплощения учения об эмоциях. [5, c. 86]

Нельзя не отметить большинства людей черту, заключающуюся в недостаточной интерпретации современных данных об эмоциональных реакциях в повседневной личной жизни и общественной деятельности. Это приводит к неиспользованию существующих возможностей системного подхода к управлению эмоционально-поведенческими реакциями как благотворной методологической основы формирования черт насыщенной прогрессивной эмоциональной мотивационности.

Известно влияние на человеческий организм постоянно возникающей возможности формирования приятного тона эмоциональных ощущений в многогранной меняющейся ситуационной обстановке бодрствующего человека.

Даже информированные в области медицинских и биологических знаний специалисты не всегда могут управлять своими эмоционально-поведенческими действиями и обучить этому других. Следует подчеркнуть всеобщую заинтересованность самых различных групп населения в расширении как общеобразовательных программ по эмоциональной проблематике, так и методических умений практического внедрения этих знаний в повседневную динамику поведенческого реагирования.

В указанной сложной эмоциональной работе каждого человека возникает определенная индивидуальная обусловленность, которая должна быть конкретизирована по принципиальным ситуационным направлениям, прежде всего по видам, а также по формам диалога и поведенческих действий.[9, с. 12]

Объект исследования: невербальное поведение человека.

Предмет исследования: невербальные проявления учителей в связи с эмоциональным состоянием.

Цель исследования: выявить особенности невербального поведения человека в связи с его внутренним состоянием.


Гипотеза исследования: невербальные проявления человека напрямую связаны с его внутренним эмоциональным состоянием.

Задачи исследования:

1.Проанализировать состояние проблемы исследования эмоциональной сферы человека в психологической науке.

2. Рассмотреть специфику и особенности связи невербального поведения и эмоционального поведения человека.

3. Проанализировать особенности невербального поведения педагога, определяющие его поведение.

4. Предложить практические рекомендации по повышению уровня понимания причин невербальных проявлений человека.

Теоретическая база исследования:

1. Теоретические и практические работы, посвященные изучению структуры зависимости невербального поведения от эмоционального состояния человека (Чарльз Дарвин, Клод Бернард, Герберт Спенсер, Чарльз Шеррингтон, А.И.Яроцкий; Ф.П.Космолинский, А.К.Попов; В.А.Максимович; С.К.Городилин; Ю.Л.Кислицын, В.П.Безверхов, В.М.Карчевский, Г.Ч.Маркевич; А.Н.Ливицкий, О.В.Панкратьева; И.А.Криволапчук; И.Г.Попов;), причинам невербального поведения (К.Липер,Р.Маурер, Локк, Гельвеции, Спиноза, Руссо, У.Джемса, В.Кеннон).

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы, тестирование.

При тестировании использовались методики:

  1. «САН» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева).
  2. Тест-опросник «Оценка настроения» (В.Б. Шарай и М.П. Мирошников).
  3. Наблюдение.

Методы математической и статистической обработки и представления полученных данных: определение достоверности различий (непараметрический критерий Манна-Уитни).

Эмпирическая база исследования: 40 педагогов МБОУ «Лицей 57» города Ростова-на-Дону. Возраст респондентов - от 21 до 60 лет, непрерывный стаж работы от 1 до 32 лет.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы психологами общеобразовательных учреждений. Рекомендации по повышению уровня понимания поведенческих реакций человека могут быть использованы преподавателями образовательных учреждений.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (32 источника). Общий объем работы 40 страниц, из них 30 страницы основного текста, 3 страницы списка литературы. Курсовая работа проиллюстрирована 7 таблицами.


Глава 1. Понятие невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

1.1 Состояние проблемы исследования эмоциональной сферы человека

Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоции питают творчество. Однако до 80-х годов нашего столетия психология фактически игнорировала эмоции. Мне могут возразить, что психология в первые сто лет развития являла собой парадокс - науку, которая принципиально не обращается к сути тех вещей, которые изучает. Но разве можно пытаться понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции? [14, с.105]

В последние годы приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу эмоций. Одни исследователи полагают, что в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия «эмоция». Так, К.Даффи, как, впрочем, и многие другие исследователи считает, что поведенческие проблемы проще объяснять с помощью понятий «активация» или «возбуждение», которые не столь аморфны, как термины, относящиеся к эмоциональной сфере. Другие же Г.Л.Торникинс, М.В.Изард утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, преходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект - неразрывны. Ученые считают, что челоеческие эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний Л.Арнольд, Б.Лазарус, К.Юнг. Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения С. Липер, Е.Маури. [7, с. 84]

С давних времен эмоции привлекали к себе внимание. Древнегреческий философ Аристотель (IV век до н.э.) говорил, что там, где налицо ощущения, появляются и эмоции — удовольствие, страдание, ярость, бесстрашие и т.п. Римский философ Кар Лукреций (I век до н.э.) считал, что чувства играют большую роль в жизни человека, в его познании природы. Они служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание окружающего мира. Впрочем, под чувствами он подразумевал не только эмоции и чувства в современном понимании, но также ощущения и восприятия человека.


Чаще, однако, встречаются высказывания античных философов, свидетельствующие о том, что они резко разграничивали высшие проявления психики (гносеологию) и эмоции. Так, например, Платон утверждал, что эмоции помещаются в «животной душе», находящейся ниже познающей «бессмертной души». Даже Гиппократ, связывавший психическую деятельность с мозгом и признававший большую роль эмоций в антогенезе болезней и их лечении, «седалищем» чувств избрал сердце. [18, с.67]

Затем в течение многих веков, научное исследование эмоций было подменено учениями о «смирении души». Лишь в трудах ученых можно найти интересные мысли о зависимости духовной и физической жизни, о связи эмоций и психики. Что нашло свое отражение уже в следующем веке. Так, в XI в. в книгах великого ученого Абу Али ибн Сины (Авиценны) появляется описание первых экспериментов по исследованию эмоциональных состояний.

Человеческие эмоции подробно изучались и другими философами Локк, Гельвеции, Спиноза, Руссо. В психологическом учении Б. Спинозы значительное внимание уделяется разбору понятий, относящихся к эмоциональным состояниям. Он выделяет пять главных видов эмоций: вожделение, радость, печаль, изумление, презрение. Спиноза разработал так называемую теорию аффектов. Будучи осознанными, аффекты превращаются в желания. Человек бессилен их ограничить и укротить. Спиноза называет это рабством. Наоборот, господство над аффектом есть свобода. Согласно его учению, «аффект разума» должен взять верх над всеми остальными аффектами. [24, с. 112]

В XIX в. изучение эмоций становится на естественнонаучную сторону. Многие крупные физиологи, биологи и философы — Чарльз Дарвин, Клод Бернард, Герберт Спенсер, Чарльз Шеррингтон и др. — посвящают этой проблеме свои труды.

Теория Г.Спенсера, после работы Ч. Дарвина открыла генетический путь рассмотрения эмоций, хотя и ограничила это рассмотрение в основном областью филогенеза. Эмоции цивилизованного человека Ч. Дарвин рассматривал как рудимент целесообразных реакций первобытных людей в их борьбе за жизнь и сохранение рода.

Работа Ч.Дарвина оказала огромное влияние в последней четверти XIX столетия. В частности, один из важнейших тезисов о взаимном влиянии эмоций на проявления тела, в которых ведущими и первичными являются не душа, а физиологические процессы, послужил в дальнейшем основой для построения ряда теорий материалистического направления. Это следует особо подчеркнуть, ибо во второй половине XIX века наряду с развитием материалистической биологии и физиологии появились и теории идеалистического (дуалистического) толка, такие, например, как психофизиологическая теория эмоций Вундта.


Многими психологами и психиатрами того времени эмоции рассматривались лишь в рамках душевных переживаний. Вот почему, несмотря на некоторую односторонность и отчасти парадоксальность, теория американского психолога У.Джемса и близкая к ней теория датского ученого К.Ланге были, несомненно, прогрессивными. Исследуя эмоции, Ланге и Джемс создали теорию, в которой примат отдавался сосудистым, секреторным и двигательным актам. По теории Джемса—Ланге, первичное в эмоциях — не душевные переживания, а физиологические процессы. [6, с.34]

Наиболее отчетливо позиция Джемса представлена в его «Основаниях психологии», где он писал: «Моя теория состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего организм факта и что наше ощущение этих самых изменений, поскольку они происходят, и есть эмоции- это всякое телесное изменение, какое бы оно ни было ясное или неотчетливое, но ощущается сейчас же, как оно происходит». Расшифровка теории У.Джемса представляет определенный интерес, поэтому приведем еще одну цитату из его работы: «Обыкновенно принято думать, что в грубых формах эмоции — это психическое впечатление, воспринятое от данного объекта, которое вызывает в нас душевное состояние, называемое эмоцией, а последняя влечет за собой известное телесное проявление. Согласно теории, телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание этого возбуждения в то время, как он совершается, и есть эмоция. Обыкновенно принято выражаться следующим образом: мы огорчены и плачем, мы повстречались с медведем, испуганы и обращаемся в бегство, мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой гипотезе, порядок этих событий должен быть несколько иным: именно, первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым — между ними должны находиться телесные проявления, и поэтому наиболее рационально выражаться следующим образом: мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что били другого, боимся, потому что дрожим, а не говорить: мы плачем, бьем, дрожим, потому что опечалены, приведены в ярость, испуганы. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, бледным, лишенным колорита и эмоциональной «теплоты». Люди в таком случае, могли бы видеть медведя и решить, что всего лучше обратиться в бегство, могли бы понести оскорбление и найти справедливость отразить удар, но мы не ощущали бы при этом страха или негодования». [30, с. 172]