Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека»..pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
1.1 Состояние проблемы исследования эмоциональной сферы человека
1.2 Специфика и особенности связи эмоционального состояния и невербального поведения
2.1. Характеристика и анализ результатов эмпирического исследования
Таким образом, такая функция телесных движений, как осознание образа собеседника, особое значение имеет в контексте социального взаимодействия. Каждый комплекс одновременно выполняет как информативную, так и регулятивную функции. Другими словами, выражение как индикатор, сигнал, воздействие, регулятор деятельности выступает как единое целое в процессе осознания образа собеседника. Выразительные движения рассматриваются как носители своеобразного сообщения в их познавательной и регулятивной функциях. Благодаря характерной для них функции выражения, показателя внутреннего состояния человека, в ситуации общения они одновременно являются знаком более высокой ступени восприятия или ощущения другого человека, осуществляют коммуникативную функцию и направляют действия партнеров в диалоге.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав состояние проблемы исследования эмоциональной сферы человека в психологической науке, было установлено, что эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.
В современном мире интеллект стал орудием производства, а наука - судьбой, но мы склонны относить человека к разряду существ эмоциональных или, может быть, эмоционально-социальных. Смысл нашего существования имеет внутреннюю, эмоциональную природу. Мы окружаем себя теми людьми и вещами, к которым эмоционально и духовно привязаны. Получение опыта через переживание не менее, а быть может, и более важно, чем простое накопление информации о собеседнике или о его сообщении. Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен.
У психологов, так же как у философов и педагогов, нет единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции. Так, некоторые из них, полагая разум характеристикой истинно человеческого в человеке, утверждают, что смыслом человеческого существования должна быть именно познавательно-интеллектуальная деятельность. В нашем обществе, да и не только в нашем, человек, начав учиться в раннем детстве, продолжает свое образование по мере взросления до достижения зрелости; при этом само образование чаще всего понимают как процесс знакомства с фактами и овладения теориями, как процесс накопления информации.
До последнего времени является остро дискуссионным вопрос о том: «Могут ли невербальное поведение, экспрессия, невербальные коммуникации рассматриваться в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение?»
В результате анализа и сравнения различных подходов к проблеме кодирования коммуникативных интенций мы сделали вывод вывод о том, что элементы невербального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться с целью кодирования и последующей передачи состояний, отношений, но в структуре кода также будут находиться элементы, степень осознания которых будет заметно различаться.
В результате осуществленного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Демонстративность – эмоционально окрашенное поведение личности, субъективно воспринимаемое как привлекательное, желание нравится, стремление быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, демонстрации своих переживаний, позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Увлечения обычно экстравагантные и не требующие слишком упорного труда. Это может быть связано с необходимостью творческого подхода к выполнению профессиональных обязанностей педагогами дополнительного образования, ведь, дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения учеников и педагогов.
2. Менее подверженными плохому настроению, и как следствие вербальному выражению эмоционального состояния являются педагоги, склонные к яркому выражению эмоций невербальным способом. Выявлен более высокий уровень напряжения и плохого настроения у педагогов общеобразовательных учреждений, склонных к наименьшему выражению эмоций невербальным способом.
3. Педагоги, прошедшие тестирование, подтверждают свое эмоциональное внутреннее состояние внешними невербальными проявлениями.
Следовательно, гипотеза исследования: невербальные проявления человека напрямую связаны с его внутренним эмоциональным состоянием, подтвердилась.
Список литературы
- Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя. Автореф..дис. канд. психол наук. М., 2002. – 16 с.
- Асмаковец Е.С. Психологические факторы и условия эмоциональной гибкости учителя. Автореф. .дис. канд. психол. наук. М., 2000. – 17 с.
- Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Ветрова. М.: Книголюб, 2004. - 352 с.
- Безносов С. П. Профессиональные качества личности. - СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
- Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). - СПб.: Народное образование. -2000. – 156 с.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с.
- Рогов Е.И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология развития личности в профессиональной деятельности»: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2005. – 212 с.
- Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 541с.
- Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - №2. – С. 96-104.
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Экспериментальная площадка в учреждении дополнительного образования детей Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д., 2000. – 52 с.
- Вачков И.В. Такие разные учителя, или Новая типология педагогов // Школьный психолог. 2000. - № 3. – С. 12-30.
- Вигдорчик, Н.А Компенсаторное профессиональное приспособление / Н.А. Вигдорчик // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е гг. XX века) / под ред. В.П. Зинченко, В.П. Мунипова, О.Г. Носковой. - М.: МГУ, 1983. – с. 127 – 133.
- Викпедия - энциклопедический словарь. - М.: Феникс, 2005. – 1048 с.
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
- Выготский Л. С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии. - Вопросы философии, 1970, № 6.
- Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика /Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.– СПб., 2008.– 328 с.
- Вяземский Д.Н. Психологический словарь. - СПб.: Мир, 2007. - 682 с.
- Грановская Р. М. Элементы практической психологии.- 2-е изд.- Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.-560 с.
- Гордиенко, Н.В. Психологическое сопровождение профилактики профессиональных деформаций педагога: Дисс…канд.психол.наук: 19.00.07 [текст] / Н. В. Гордиенко.- Ставрополь, 2008. - 223 с.
- Гордиенко Н.В. Профессиональные деформации личности как результат развертывания существующих предпосылок в условиях профессиональной деятельности / Н.В.Гордиенко // Научные проблемы гуманитарных исследований №6 (13) 2008 год/ изд. ВАК, Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказ.-Пятигорск, 2008. – С.20-28.
- Дикова В.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. Режим доступа: http://www.superinf.ru/
- Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как индикаторы душевного неблагополучия человека // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2 – С. 84-87.
- Жалагина, Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: дис. … д-ра психол. наук / Т.А. Жалагина. – Тверь, 2004. – 309 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов/ Э.Ф. Зеер. – 5-е изд., перераб., и доп. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. –336 с.
- Зеер, Э.Ф. Педагогическая агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя / В.В. Дикова, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. – 2005. - №4. – С.78-88.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005 .- 240 с.
- Ильин Е. П. Изменение свойств личности педагогов в связи со стажем их деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2009. №100. С. 157-165.
- Коваленко А.В., Шиканов Л.А. Профессиональная деформация личности. Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, – 2009. - 90 с.
- Кондаков И.М. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития / И.М. Кондаков, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. – 1989. - №5. – С. 151 -167.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 2005.-304 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – Самара: АСВТ, 2004. – 361 с.