Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При отрицательных эмоциях к собеседнику наблюдаются следующие виды рукопожатий. Пожатие прямой, несогнутой рукой является признаком неуважения. Его главное назначение в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве. Слишком короткое, рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, длительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Задерживание руки партнера в своей руке вызывает чувство раздражения. Если при поданной руке его корпус остается прямым и даже несколько отклоняется назад, а голова слегка приподнята, то можно предположить несколько высокомерное отношение с его стороны. Иногда при отрицательной оценке собеседника, человек производит руками медленные движения наружу-вниз.

Каждому эмоциональному состоянию соответствуют свои уникальные мимические составляющие. [27, с. 68]

При проявлениях отрицательных эмоций, таких как гнев, презрение, страдания, страх рот слегка приоткрыт или плотно закрыт, уголки губ опущены, глаза широко раскрыты или прищурены, брови сдвинуты к переносице, внешние уголки бровей подняты вверх, вертикальные складки на лбу и переносице, рот закрыт, лицо застывшее, глаза тусклые, опущенные ресницы. Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. [30, с. 52]

При проявлении положительных эмоций в речи слышны доброжелательные интонации; выражение глаз и лица спокойно или с легкой улыбкой; открытый, прямой внимательный взгляд устремлен прямо на собеседника; глаза могут кратковременно открываться особенно широко или, наоборот, прикрываться, обычно вместе с кивком головой, тогда у глаз появляются легкие морщины; радостная улыбка, при которой уголки губ приподняты и отведены назад, челюсти расслаблены, рот может быть приоткрыт. [20, с. 271]

Если ваш собеседник возбужден или заинтересован чем-то, находиться в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза больше нормального состояния. Когда человек оценивает собеседника или находится в непонятном, неопределенном эмоциональном состоянии, в речи появляются усиленные интонации. Глаза широко открыты, брови могут быть приподняты; рот открыт, уголки губ приподняты; брови подняты вверх, внутренние уголки бровей подняты вверх. Для лучшего понимания окружающих во время беседы, так же необходимо разбираться в значениях жестов человека. [11, с. 83]


Среди жестов, проявляющих отрицательные эмоции, можно указать следующие:

– пальцы рук сцеплены. Этот жест означает желание собеседника скрыть своё отрицательное отношение;

– защита рта рукой. Данный жест означает, что собеседник чувствует, как вы лжете;

– почесывание и потирание шеи. Данный жест говорит о сомнении и неуверенности человека;

– собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками – это свидетельствует о том, что он не настроен разговаривать в данный момент с кем-либо;

– человек отводит глаза – это является самым ярким показателем того, что он что-то скрывает;

– ступни повернуты от собеседника или носками друг к другу (легкая «косолапость»); ноги скрещены или положены друг на друга, при этом нога направлена от партнера (позы заторможенного, сдерживаемого бегства);

– покачивание головой сбоку на бок; на лбу появление вертикальных складок (хмурит лоб);

– плечи приподняты, голова втянута в плечи.

Жесты, проявляющие положительные эмоции:

– все тело направлено и как бы приближено к партнеру; возможно легкое раскачивание на стуле;

– пальцы во рту. Этот жест говорит о внутренней потребности в одобрение и поддержке;

– стопы направлены к собеседнику; если человек сидит, положив ногу на ногу, лежащая сверху нога направлена в сторону партнера;

– шея не напряжена, голова слегка отклонена назад или вбок, возможен легкий кивок головой в момент понимания чужой мысли. [30, с. 98]

Таким образом, интеллект стал орудием современного человечества, а наука – его развитием, но до сих пор все мы склонны относить человека к разряду эмоциональных существ или, может быть, эмоционально-социальных. Смысл нашего существования имеет аффективную, эмоциональную природу: мы окружаем себя теми людьми и вещами, к которым привязаны эмоционально, которые доставляют нам эмоциональный покой или даже радость. Обучение, приобретение жизненного опыта через переживания, а быть может, и более важно, чем банальное обучение и накопление определенной информации. Если сказать проще, то для каждого собеседника зачастую важнее не содержание прослушиваемого текса, а его эмоциональный окрас и настроение рассказывающего. Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации, которые воспринимаются собеседником практически в равной мере. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить рассказывемой информации, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Его восприятие происходит не на мыслительном уровне, а на чувственном, бессознательном.


Глава 2. Исследование особенностей невербального поведения на примере учителей, в зависимости от их эмоционального состояния

2.1. Характеристика и анализ результатов эмпирического исследования

Цель исследования: выявить особенности невербального поведения человека в связи с его внутренним состоянием.

Гипотеза исследования: невербальные проявления человека напрямую связаны с его внутренним эмоциональным состоянием. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы исследования эмоциональной сферы человека в психологической науке.

2. Рассмотреть специфику и особенности связи невербального поведения и эмоционального поведения человека.

3. Проанализировать особенности невербального поведения педагога, определяющие его поведение.

4. Предложить практические рекомендации по повышению уровня понимания причин невербальных проявлений человека.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №57» города Ростова-на-Дону. В исследовании участвовало 40 педагогов, работающих в данном учреждении. Возраст испытуемых от 21 года до 60 лет, непрерывный стаж работы от 1 до 32 лет.

В соответствии с задачами исследования были подобраны следующие методики:

  1. Опросник «САН» (самочувствие, активность, настроение) [22, с. 187]. Предлагаемая методика диагностики эмоционального состояния разработана В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым и предназначен для оперативной оценки психоэмоционального состояния взрослого человека на момент обследования. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния − самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация». [15, c. 204]

Конструктная валидность данной методики устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей физического восприятия. Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня. Выбор опросника обусловлен тем, что он позволяет измерить уровень эмоционального состояния педагога, способности приобщиться к эмоциональным переживаниям другого человека, относиться к чужим проблем с сочувствием, готовности прийти в необходимый момент на помощь, способность создать в ситуации общения необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению собеседника и особенностям возникшей ситуации. Обработка и интерпретация результатов. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары − в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные − низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них. Самочувствие − сумма баллов по шкалам №: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; Активность − сумма баллов по шкалам №: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28; Настроение − сумма баллов по шкалам №: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. В частности, у отдохнувшего человека оценки самочувствия, активности, настроения обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением. Методика разработана на факультете психологии Ленинградского государственного университета Л.А. Курганским и Т.А. Немчиным и предназначена для определения особенностей психического состояния человека по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. [20, с. 81]

Под психическим состоянием авторы понимают целостную картину психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознании индивида реализуется в самооценке состояния, во многих случаях определяющей традиционные названия психических состояний. Методика разработана на основе результатов факторного анализа с использованием модифицированного стимульного материала к методике САН (представляет собой аналог (модификацию) опросника САН). Испытуемому представлен перечень из 20 полярных состояний, которые он должен оценить относительно себя по рейтинговой шкале. Ответы методики обрабатываются по ключам, по результатам обработки делается вывод о степени выраженности каждого психического состояния (психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности). Испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 21 балла. Анализ полученных результатов проводится путем сопоставления измеренных пяти состояний между собой, а также полученных результатов с данными других исследований. Методика предназначена для людей старше 14 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам и рассчитана на неоднократное обследование одних и тех же лиц, учитывая динамичность психических состояний. Значимые данные по процедуре разработке и стандартизации методики отсутствуют. [22,с.201]


2. Тест-опросник «Оценка настроения». В опроснике предлагается 21 утверждение, на которые следует ответить одним из трех вариантов ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает в момент обследования − обычное, эйфорическое или негативное (астеническое). Значимые данные по процедуре разработке и стандартизации методики отсутствуют. Инструкция: Вам дан перечень утверждений, относящихся к вашему состоянию и настроению в данный момент. Оцените утверждения относительно себя, используя варианты ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). Обработка и интерпретация результатов Оценка результатов проводится по следующим критериям. [31, с. 58]

Астеническое состояние: ответы «да» на вопросы № 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» на вопросы № 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов − 1-2 ответа; 8 баллов − 3 ответа; 7 баллов − 4 ответа; 6 баллов − 5-6 ответов; 5 баллов − 7-8 ответов; 4 балла − 9-10 ответов; 3 балла − 11-13 ответов; 2 балла − 14-15 ответов. Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы № 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» на вопросы № 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий): 9 баллов − 6 и менее ответов; 8 баллов − 7 ответов; 7 баллов − 8-9 ответов; 6 баллов − 10-11 ответов; 5 баллов − 12-13 ответов; 4 балла − 14-15 ответов; 3 балла − 16-17 ответов; 2 балла − 18-19 ответов; 1 балл − 20 ответов и более.

Оценка результатов проводится по следующим критериям.

Настроение: 9 баллов - 20 ответов «нет»; 8 баллов - 19 ответов «нет»; 7 баллов - 18 ответов «нет»; 6 баллов - 16-17 ответов «нет»; 5 баллов - 13-15 ответов «нет»; 4 балла - 10-12 ответов «нет»; 3 балла - 8-9 ответов «нет»; 2 балла - 6-7 ответов «нет»; 1 балл - 5 и менее ответов «нет».

Астеническое состояние: ответы «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» на вопросы 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов - 1-2 ответа; 8 баллов - 3 ответа; 7 баллов - 4 ответа; 6 баллов - 5-6 ответов; 5 баллов - 7-8 ответов; 4 балла - 9-10 ответов; 3 балла - 11-13 ответов; 2 балла - 14-15 ответов.

Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий): 9 баллов - 6 ответов и ниже; 8 баллов - 7 ответов; 7 баллов - 8-9 ответов; 6 баллов - 10-11 ответов; 5 баллов - 12-13 ответов; 4 балла - 14-15 ответов; 3 балла - 16-17 ответов; 2 балла - 18-19 ответов; 1 балл - 20 ответов и более. [17, с. 206]