Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека»..pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
1.1 Состояние проблемы исследования эмоциональной сферы человека
1.2 Специфика и особенности связи эмоционального состояния и невербального поведения
2.1. Характеристика и анализ результатов эмпирического исследования
Демонстративность представляет собой эмоционально окрашенное поведение личности, субъективно воспринимаемое как привлекательное, стремление нравится, желание быть на виду, выступить на публике, проявив себя. Это реализуется в демонстрации своего превосходства, эмоциональных преувеличениях, демонстрации своих чувств и переживаний, выраженных позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. При демонстративности, как правило, эмоции яркие, выразительные в своих проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Личностные и профессиональные увлечения обычно экстраватантные и не требующие слишком упорного труда. [22, с.202].
Достоверность и надежность полученных в ходе эмпирического исследования данных обеспечивалась применением разнообразных исследовательских процедур, сочетанием качественного и количественного анализа собранных данных, использованием аппарата SPSS 13.0 математической статистики для обработки количественных данных (U критерий Манна - Уитни).
В начале исследования был проведен сравнительный анализ количественных данных, полученных по методике «САН».
На основании обработки полученных данных выявили уровень самочувствия, активности и настроения. Более наглядные данные представлены в таблице 3-5.
Таблица 3
Уровень самочувствия у педагогов общеобразовательного учреждения
Уровень |
Самочувствие |
|
Педагоги общеобразовательных учреждений |
||
Количество человек |
% |
|
Высокий |
6 |
20 |
Средний |
15 |
50 |
Низкий |
9 |
30 |
Таблица 4.
Уровень активности у педагогов общеобразовательного учреждения
Уровень |
Активность |
|
Педагоги общеобразовательных учреждений |
||
Количество человек |
% |
|
Высокий |
4 |
10,0 |
Средний |
23 |
76,3 |
Низкий |
3 |
13,7 |
Таблица 5.
Уровень настроения у педагогов общеобразовательного учреждения
Уровень |
Настроение |
|
Педагоги общеобразовательных учреждений |
||
Количество человек |
% |
|
Высокий |
9 |
30 |
Средний |
15 |
50 |
Низкий |
6 |
20 |
На следующем этапе исследования были выявлены различия по уровню настроения педагогов общеобразовательного учреждения.
Для определения достоверности различий между уровнями настроения, самочувствия и активности педагогов, было проведено наблюдение за невербальным поведением педагогов во время заполнения ими данных опросников.
Психическое состояние педагогов оценивалось в таблице 6 способом суммирования баллов:
Таблица 6.
Параметры |
самочувствие |
активность |
настроение |
Психическая активность |
35 |
44 |
65 |
Интерес |
39 |
48 |
33 |
Эмоциональный тонус |
44 |
54 |
24 |
Напряжение |
45 |
28 |
33 |
Комфортность |
67 |
78 |
81 |
Степень выраженности состояния |
12 |
34 |
78 |
Степень выраженности эмоций с помощью невербальных знаков:
- Психическая активация
- Интерес
- Эмоциональный тонус
- Напряжение
- Комфортность
- Степени выраженности каждого психического состояния обозначаются как «высокая», «средняя» и «низкая».
Испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 80 балла. При этом высокая степень психической активации, интереса, эмоционального тонуса и комфортности располагается в пределах от 3 до 8 баллов, средняя − от 9 до 15 баллов, низкая − от 16 до 21 балла. Степень выраженности напряжения, напротив, является высокой при количестве набранных баллов от 16 до 21, средней − при 9-15 баллах, низкой − при 3-8 баллах.
Таблица 7.
Уровень проявления психических качеств у педагогов общеобразовательных учреждений (%)
Виды агрессии |
Уровень |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
ПОУ |
ПОУ |
ПОУ |
||
Психическая |
13,3 |
20 |
13,3 |
|
активация |
50 |
30 |
20 |
|
Интерес |
46,6 |
36,6 |
13,3 |
|
Напряжение |
30 |
40 |
30 |
|
Комфортность |
43,3 |
36,6 |
6,6 |
|
Эмоциональный тонус |
33,3 |
40 |
30 |
|
Выраженность психических состояний |
78,6 |
35,9 |
21,4 |
Выявление различий по уровню выраженности данных качеств у педагогов общеобразовательных учреждений:
Переменные Uэмп p
Психическая активация 151,0 0,000
Интерес 431,5 0,957
Эмоциональный тонус 366,0 0,292
Напряжение 374,5 0,535
Комфортность 294,0 0,031
Выраженность психических состояний 405,0 0,645
В результате осуществленного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Демонстративность – эмоционально окрашенное поведение личности, воспринимаемое окружающими как привлекательное, желание нравится, стремление быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, демонстрации своих переживаний, позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Увлечения обычно экстравагантные и не требующие слишком упорного труда. Это может быть связано с необходимостью творческого подхода к выполнению профессиональных обязанностей педагогами дополнительного образования, ведь, дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения учеников и педагогов.
2. Менее подверженными плохому настроению, и как следствие вербальному выражению эмоционального состояния являются педагоги, склонные к яркому выражению эмоций невербальным способом. Выявлен более высокий уровень напряжения и плохого настроения у педагогов общеобразовательных учреждений, склонных к наименьшему выражению эмоций невербальным способом.
3. Педагоги, прошедшие тестирование, подтверждают свое эмоциональное внутреннее состояние внешними невербальными проявлениями.
Следовательно, гипотеза исследования: невербальные проявления человека напрямую связаны с его внутренним эмоциональным состоянием, подтвердилась.
2.2. Практические рекомендации, направленные на повышение уровня понимания невербального поведения учителя
Люди с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические движения собеседника как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждое мимическое движение является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта, губы. Когда участник диалога наблюдает за мимикой другого участника,он улавливает его эмоции, которые определенно соответствуют и внутреннему эмоциональному состоянию человека. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха, т. к. они являются самыми яркими. [23, с.57]
Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительную функцию в общении, они позволяют наиболее ярко воспринимать эмоциональный посыл собеседника, благодаря жестикуляции. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах во время разговора. [21, с.83]
Так как особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в выражении шести основных эмоциональных состояний: гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения, все движения мышц лица работают скоординировнно, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний:
Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица |
Эмоциональные состояния |
|||||
Гнев |
Презрение |
Страдание |
Страх |
Удивление |
Радость |
|
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот обычно закрыт |
||
Губы |
Уголки губ опущены |
Уголки губ приподняты |
||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или сужены |
Глаза сужены |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
Блеск глаз не выражен |
Глаза блестят |
||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
Брови подняты вверх |
||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные складки на лбу |
||||
Подвижность лица |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |
Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно распознавать мимические движения. Эта методика получила распространение так же и в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении и менеджменте. [29, с. 137]
В общении обязательно будет разворачиваться познание одной личности другой, будет проявляться и изменяться отношение, иметь место обращение друг к другу. Невербальное поведение партнеров одновременно выступает как условие познания их личности, возникновения отношения, как своеобразная форма обращения друг к другу. Именно в общении ярко проявляется распознавательная функция невербального поведения личности. [19, с. 47]
Невербальное поведение вплетено в бессознательное каждого человека. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира каждого человека. В связи с этим анализ содержания индивидуального невербального поведения – это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения человека. [5, с.89]
Рассматривая известные классификации невербальных средств общения, нетрудно заметить, что в их основу положены основные атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство. Какие бы невербальные средства не выделялись, все они могут быть сведены движениям тела, организации поведения, межличностного общения и, наконец, к временным характеристикам взаимодействия собеседников. Все это имеет отношение и к паралингвистической, экстралингвистической структуре, которая включает движения тела, изменения голоса, паузы и скорее отличается функциями, чем является оригинальной системой невербальных средств общения. То же самое можно сказать о прикосновениях. По своей сути, они представляют направленные движения тела, головы, руки, которые с полным основанием можно включить в состав кинесической подструктуры. [28, с. 18]
В последнее время четко прослеживается тенденция включать в структуру невербальных средств общения, помимо указанных, среду – окружающие социально-бытовые условия, обстановку, совокупность людей, связанных общностью этих условий; объекты, которые используются личностью для связей с окружающим миром: одежду, косметику, украшения и т.д. Возникает вопрос: могут ли все названные невербальные средства рассматриваться как элементы невербального поведения. [25, с. 88]