Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Демонстративность представляет собой эмоционально окрашенное поведение личности, субъективно воспринимаемое как привлекательное, стремление нравится, желание быть на виду, выступить на публике, проявив себя. Это реализуется в демонстрации своего превосходства, эмоциональных преувеличениях, демонстрации своих чувств и переживаний, выраженных позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. При демонстративности, как правило, эмоции яркие, выразительные в своих проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Личностные и профессиональные увлечения обычно экстраватантные и не требующие слишком упорного труда. [22, с.202].

Достоверность и надежность полученных в ходе эмпирического исследования данных обеспечивалась применением разнообразных исследовательских процедур, сочетанием качественного и количественного анализа собранных данных, использованием аппарата SPSS 13.0 математической статистики для обработки количественных данных (U критерий Манна - Уитни).

В начале исследования был проведен сравнительный анализ количественных данных, полученных по методике «САН».

На основании обработки полученных данных выявили уровень самочувствия, активности и настроения. Более наглядные данные представлены в таблице 3-5.

Таблица 3

Уровень самочувствия у педагогов общеобразовательного учреждения

Уровень

Самочувствие

Педагоги общеобразовательных учреждений

Количество человек

%

Высокий

6

20

Средний

15

50

Низкий

9

30

Таблица 4.

Уровень активности у педагогов общеобразовательного учреждения

Уровень

Активность

Педагоги общеобразовательных учреждений

Количество человек

%

Высокий

4

10,0

Средний

23

76,3

Низкий

3

13,7

Таблица 5.

Уровень настроения у педагогов общеобразовательного учреждения

Уровень

Настроение

Педагоги общеобразовательных учреждений

Количество человек

%

Высокий

9

30

Средний

15

50

Низкий

6

20


На следующем этапе исследования были выявлены различия по уровню настроения педагогов общеобразовательного учреждения.

Для определения достоверности различий между уровнями настроения, самочувствия и активности педагогов, было проведено наблюдение за невербальным поведением педагогов во время заполнения ими данных опросников.

Психическое состояние педагогов оценивалось в таблице 6 способом суммирования баллов:

Таблица 6.

Параметры

самочувствие

активность

настроение

Психическая активность

35

44

65

Интерес

39

48

33

Эмоциональный тонус

44

54

24

Напряжение

45

28

33

Комфортность

67

78

81

Степень выраженности состояния

12

34

78

Степень выраженности эмоций с помощью невербальных знаков:

  1. Психическая активация
  2. Интерес
  3. Эмоциональный тонус
  4. Напряжение
  5. Комфортность
  6. Степени выраженности каждого психического состояния обозначаются как «высокая», «средняя» и «низкая».

Испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 80 балла. При этом высокая степень психической активации, интереса, эмоционального тонуса и комфортности располагается в пределах от 3 до 8 баллов, средняя − от 9 до 15 баллов, низкая − от 16 до 21 балла. Степень выраженности напряжения, напротив, является высокой при количестве набранных баллов от 16 до 21, средней − при 9-15 баллах, низкой − при 3-8 баллах.

Таблица 7.

Уровень проявления психических качеств у педагогов общеобразовательных учреждений (%)

Виды агрессии

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

ПОУ

ПОУ

ПОУ

Психическая

13,3

20

13,3

активация

50

30

20

Интерес

46,6

36,6

13,3

Напряжение

30

40

30

Комфортность

43,3

36,6

6,6

Эмоциональный тонус

33,3

40

30

Выраженность психических состояний

78,6

35,9

21,4


Выявление различий по уровню выраженности данных качеств у педагогов общеобразовательных учреждений:

Переменные Uэмп p

Психическая активация 151,0 0,000

Интерес 431,5 0,957

Эмоциональный тонус 366,0 0,292

Напряжение 374,5 0,535

Комфортность 294,0 0,031

Выраженность психических состояний 405,0 0,645

В результате осуществленного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Демонстративность – эмоционально окрашенное поведение личности, воспринимаемое окружающими как привлекательное, желание нравится, стремление быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, демонстрации своих переживаний, позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Увлечения обычно экстравагантные и не требующие слишком упорного труда. Это может быть связано с необходимостью творческого подхода к выполнению профессиональных обязанностей педагогами дополнительного образования, ведь, дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения учеников и педагогов.

2. Менее подверженными плохому настроению, и как следствие вербальному выражению эмоционального состояния являются педагоги, склонные к яркому выражению эмоций невербальным способом. Выявлен более высокий уровень напряжения и плохого настроения у педагогов общеобразовательных учреждений, склонных к наименьшему выражению эмоций невербальным способом.

3. Педагоги, прошедшие тестирование, подтверждают свое эмоциональное внутреннее состояние внешними невербальными проявлениями.

Следовательно, гипотеза исследования: невербальные проявления человека напрямую связаны с его внутренним эмоциональным состоянием, подтвердилась.

2.2. Практические рекомендации, направленные на повышение уровня понимания невербального поведения учителя

Люди с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические движения собеседника как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждое мимическое движение является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта, губы. Когда участник диалога наблюдает за мимикой другого участника,он улавливает его эмоции, которые определенно соответствуют и внутреннему эмоциональному состоянию человека. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха, т. к. они являются самыми яркими. [23, с.57]


Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительную функцию в общении, они позволяют наиболее ярко воспринимать эмоциональный посыл собеседника, благодаря жестикуляции. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах во время разговора. [21, с.83]

Так как особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в выражении шести основных эмоциональных состояний: гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения, все движения мышц лица работают скоординировнно, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний:

Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Эмоциональные состояния

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное


Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно распознавать мимические движения. Эта методика получила распространение так же и в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении и менеджменте. [29, с. 137]

В общении обязательно будет разворачиваться познание одной личности другой, будет проявляться и изменяться отношение, иметь место обращение друг к другу. Невербальное поведение партнеров одновременно выступает как условие познания их личности, возникновения отношения, как своеобразная форма обращения друг к другу. Именно в общении ярко проявляется распознавательная функция невербального поведения личности. [19, с. 47]

Невербальное поведение вплетено в бессознательное каждого человека. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира каждого человека. В связи с этим анализ содержания индивидуального невербального поведения – это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения человека. [5, с.89]

Рассматривая известные классификации невербальных средств общения, нетрудно заметить, что в их основу положены основные атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство. Какие бы невербальные средства не выделялись, все они могут быть сведены движениям тела, организации поведения, межличностного общения и, наконец, к временным характеристикам взаимодействия собеседников. Все это имеет отношение и к паралингвистической, экстралингвистической структуре, которая включает движения тела, изменения голоса, паузы и скорее отличается функциями, чем является оригинальной системой невербальных средств общения. То же самое можно сказать о прикосновениях. По своей сути, они представляют направленные движения тела, головы, руки, которые с полным основанием можно включить в состав кинесической подструктуры. [28, с. 18]

В последнее время четко прослеживается тенденция включать в структуру невербальных средств общения, помимо указанных, среду – окружающие социально-бытовые условия, обстановку, совокупность людей, связанных общностью этих условий; объекты, которые используются личностью для связей с окружающим миром: одежду, косметику, украшения и т.д. Возникает вопрос: могут ли все названные невербальные средства рассматриваться как элементы невербального поведения. [25, с. 88]